Внимание. Важная информация.




Тема 2. Проектирование образовательных программ.

Индивидуальные стили обучения.

 

«Мы не учим их; мы создаем условия,

В которых они учатся»

С.Паперт

Образовательные цели главы:

Изучение материалов главы поможет студентам сформулировать собственное видение и понимание:

- принципов проектирования образовательных программ нового типа;

- подходов к диагностике образовательных ориентаций аудитории.

Часть1.

Каждый преподаватель, начиная новый курс, в первую очередь, задумывается над тем, к какому результату ему предстоит придти вместе с учениками. Собственно – здесь как в управлении – в основе будущей удачи лежит – четкое видение предполагаемого результата.

Как увидеть далекие цели? Спросите детей, и они уверенно скажут: «Надо взять подзорную трубу, а еще – лучше – телескоп». В нашей практике роль такого телескопа играет образовательная программа. Образовательная программа выполняет великое множество функций: организующую, прогностическую, ориентационную и многие, многие другие. Однако самая важная ее миссия состоит в описание того, что сможет сделать (а еще лучше – какие именно задачи решит) участник процесса освоения образовательной программы в ходе обучения.

Проектирование образовательных программ.

Начнем с ключевого понятия - образовательная программа. Как всякое понятие, широко применяемое в педагогической науке и практике, оно обросло множественными трактовками, отражающими разные стороны его смыслового наполнения. Рассмотрим понятийный ряд: учебная программа, обучающая программа, образовательная программа. Существенным в данном случае является слово – программа, то есть документ, представляющий собой план, перечень, структуру, короче говоря – некое описание алгоритма предстоящих действий. Слова - учебная, обучающая и образовательная подчеркивают адресную группу, или специфическую окраску процесса, для которого создавался алгоритм. Учебная программа для процесса учения, обучающая программа – для процесса обучения. Образовательная программа – для процесса получения образования, то есть в ней в единстве представлена деятельность того, кто создает условия для получения образования и того, кто это образование получить стремиться. В этом плане уместно говорить и об образовательной программе школы, и об образовательной программе курсов повышения квалификации, в нашем случае – речь идет об образовательной программе серии семинаров, обеспеченных единым учебно-методическим комплексом.

 

Заметим, что опыт проектирования различного вида образовательных программ столь же значителен и разнообразен, как и сам образовательный процесс. В этом пособии мы предлагаем Вашему вниманию подход, который авторы применяли неоднократно. Естественно в современной успешной педагогической практике можно найти и другие эффективные подходы, поэтому читатель волен - выбрать любой другой подход или использовать комбинацию подходов. Принципиально важным является соблюдение только одного кардинально важного условия – проектирование «от ученика».

 

Включение этого раздела в программу курса преследует три основные цели:

- научить студента компетентно анализировать образовательные программы, пособия, рабочие тетради;

- предложить технологию проектирования образовательных программ, освоив которую студент сможет проектировать собственные программы «нового поколения»;

- вооружить студента критериями оценки качества программно-методических материалов, представленных на «рынке образовательных услуг».

Внимание. Важная информация.

Что означает на практике это понятие – «проектировать от ученика»?

Вы уже обратили внимание на то, что каждая глава начинается с описания тех видов деятельности и тех результатов, которые может реализовать читатель в процессе работы над главой. Это не случайно. Несмотря на то, что образование двусторонний процесс, результат в нем тем выше, чем активнее обучающаяся сторона. Собственно мера активности участников любого семинара и выступает определенным гарантом его потенциального качества. Но, если мы заинтересованы в том, чтобы именно «ученик» был наиболее активной стороной в образовательном процессе, то и алгоритм (программу) предстоящей деятельности следует проектировать, адресуясь, прежде всего, к нему. Можно было бы предложить две программы - для преподавателя и для ученика, но такой подход малоэкономичен, большая часть разделов в таких программах будет совпадать. Именно поэтому в последнее время в практике работы проектировщиков возник и прочно технологически оформился принцип проектирования образовательных программ, исходя из потенциального содержания учебной деятельности и результатов освоения содержания учеником. Программа не просто адресуется ученику, она преимущественно описывает содержание и способы действия того, кто учиться, а не того – кто учит. Принцип проектирования «от ученика» неразрывно связан с компетентностным подходом, провозглашенным в качестве одной из ключевых идей программы модернизации российского образования. Современная программа, ориентируясь на образование «через деятельность ученика», в первую очередь отвечает на вопрос о мотивации, содержании, методах, средствах и результатах деятельности ученика.

 

Рассмотрим примерную структуру образовательной программы, которую легко можно перенести в массовую педагогическую практику. Это своеобразный – алгоритм, усвоение которого поможет Вам в процессе самостоятельного проектирования образовательных программ. Наш алгоритм - конструктор будет состоять из 12 позиций.

1. Название программы.

При выборе названия программы следует помнить, что оно должно достаточно точно отражать ее замысел, быть понятно пользователю, соответствовать элементарным требованиям, связанным с законами формирования позитивного общественного отношения (PR – поддержка), то есть быть – коротким, легко запоминающимся, эмоционально-привлекательным, содержать простые, но емкие образы.

2. Адресная (целевая группа) группа программы.

В этом разделе должно быть определено - для какой именно целевой аудитории программа предназначена, например: для директоров общеобразовательных школ, для социальных педагогов школ и профессионально технических училищ, для учителей математики средней общеобразовательной школы.

3.Условия освоения программы.

В этом разделе максимально точно и подробно характеризуются требования к предшествующей подготовке лиц, допускаемых к освоению программы.

Например: образовательная программа может быть рассчитана только на лиц, имеющих профильное высшее образование, или часть программы реализуется на иностранном языке и без беглого владения устной и письменной английской речью программа не может быть освоена. Или – как в нашем случае – все семинары предполагают достаточно свободное владение компьютером на уровне пользовательских программ «Word» и «Exel», а так же навыки поиска информации в сети Интернет. Могут быть указаны и иные стартовые характеристики, ориентированные на вступительное тестирование или самооценку потенциального участника семинара.

4.Краткая аннотация к программе.

Аннотация (от латинского annotation – примечание, пометка) в сжатой форме отражает основное содержание программы. Именно в аннотации наиболее целесообразно обозначить тип образовательной программы. Можно выделить четыре основных группы программ: информационные, ориентационные, фундаментальные (теоретические), прикладные.

Фундаментальные программы преимущественно ориентированы на создание условий для овладения учащимися теми или иными теориями, результативность освоения программы можно оценить по качеству овладения учащимися целостными концепциями, отдельными идеями, понятиями, научными фактами, законами и закономерностями, научными методами. Доминантой фундаментальной программы является – теоретическое знание, обретаемое учеником.

Прикладные программы направлены на формирование у обучающихся умения решать тот или иной класс задач, преобразовать, изменять мир, себя самого и процесс познания. Доминантой является – умение, или способность действовать тем или иным способом.

Ориентационные программы – предназначены для создания условий совершения выбора. Предметом выбора может выступать – выбор одного спецкурса из пяти предложенных, выбор способа решения задачи, выбора дальнейшего профиля обучения, выбор образовательного путешествия и т.д. Доминантой такого типа программ выступает сформированное отношение у ученика, на основании которого он может сделать осознанный выбор.

Информационные программы предлагают учащимся доступ к массивам той или иной информации, их задача – предложить обзор фактов, а так же способы их хранения и обработки. Доминанта такой программы - информация в ее полноте, широте и структурированности, можно говорить о своеобразной информационной картине той или иной проблемы. Например: обзор учебников для профильного обучения математике.

В практическом применении программы часто оказываются смешанного типа, тем не менее – целесообразно при проектировании выделять для себя хотя бы процентное соотношение различных составляющих, для того чтобы в дальнейшем более точно выбирать содержание и методы реализации программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: