Сущность и функции права




Раздел 1 Теория государства и права

Лекция № 1

Общие положения о государстве и праве

Вопросы 1 Понятие государства

2 Функции государства

3 Сущность и функции права

4 Источники права

5. Система права

6. Правовые отношения, правомерное поведение и правонарушения. Юридическая ответственность

 

Государство возникло в силу потребностей общества и в целях развития, защиты и удовлетворения потребностей этого общества, это универсальная организация, его органы действуют постоянно и на любой территории, охватывая все важнейшие сферы общественной жизни.

Понятие государства

Государство – суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для содержания этого аппарата.

Признаки государства:

1 суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства в международных отношениях;

2 территория – пространство, ограниченное государственной границей и имеющее административно-территориальное деление

3 население, обладающее гражданством

4 аппарат государственного принуждения (армия, полиция, и.т.д.)

5 принятые властью и действующие на всей территории общеобязательные правила поведения

6 валюта государства

7 государственная символика (столица, герб, гимн, флаг)

8 налоги, необходимые для осуществления функций государства

Правовое государство – это особая форма организации государственной власти, при которой:

1 устанавливаются и гарантируются права и свободы человека;

2 разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

3 взаимная ответственность государства и граждан;

4 гарантированность прав и свобод граждан;

5 соответствие национального законодательства нормам международного права.

Признаки правового государства:

1 верховенство закона;

2 разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

3 взаимная ответственность государства и граждан

4 гарантированность прав и свобод граждан;

5 соответствие национального законодательства нормам международного права.

Функции государства

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Любое общество существует в двух областях: внутри своей страны и на международном уровне, то есть имеет внутренние и внешние функции. Внутренние направлены на контролирование и решение возникших вопросов внутри страны, внешние – на решение вопросов за пределами своей страны.

К внутренним функциям государства относятся:

1. экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике

2. социальная, направленная на совершенствование общественных отношений, обеспечение всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества

3. культурно-воспитательная, в основе которой – формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности

4. охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций

5. природоохранительная, направленная на защиту окружающей среды

К внешним функциям государства относятся:

1 оборона страны

2 взаимовыгодные сотрудничество с зарубежными странами

3 межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государства

4 культурное и научно-техническое сотрудничество

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение. Так как многие внутренние функции приобретают внешний характер и наоборот.

К основным функциям государства относятся: управленческо-обеспечительная и охранительная функции.

Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, полиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат состоит из их представителей и осуществляет свою деятельность при широком их участии. Орган государства является составной частью государственного аппарата, наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

 

Сущность и функции права

Право – система установленных государством общеобязательных, формально определенных правил поведения (норм), обеспеченных государственной защитой.

Признаки права:

1 нормативность (право-система норм) – это система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством;

2 общеобязательность – непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права;

3 императивность – характеризует право как волевое выражение государства;

4 регулятивность – понимается как упорядочение общественных отношений путем закрепления прав и обязанностей в законах и иных нормативных актах.

5 системность – упорядоченная совокупность правил поведения

6 всесторонняя обеспеченность и гарантированность исполнения правовых предписаний с помощью государственных и негосударственных институтов и другие признаки – в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Функции права – это направления правового воздействия на общественные отношения.

К основным функциям права в юридической литературе относят регулятивную и охранительную. Регулятивная функция права означает закрепление общественных связей как на статическом, так и динамическом уровнях. (К примеру, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению товаром выражает статическую регулятивную функцию, а динамическая регулятивная функция права выражается через возложение обязанности, например, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли- продажи) Охранительная функция права – установление мер юридической защиты и ответственности, порядок их возложения и исполнения. (К примеру, согласно п. 1 ст. 6.2. Правил дорожного движения РФ запрещается движение на красный свет светофора. В соответствии со ст. 12. 12. Кодекса РФ об административных правонарушениях, проезд на запрещенный сигнал светофора влечет наложение административного штрафа).

Право выражается в правовых нормах. Правовая норма – общеобязательное правило поведения, выраженное в законе или иной форме права. (Например, согласно ст. 3 закона РФ О защите прав потребителей потребители имеют право на просвещение в области защиты прав потребителей).

Правовые нормы принято подразделять на императивные, от правил которых нельзя отступить, и диспозитивные. Такие правовые нормы могут быть изменены или дополнены по усмотрению сторон, к примеру о распределении обязанностей по капитальному ремонту арендованного имущества (п. 1 ст. 616 ГК РФ) Структура правовой нормы состоит из гипотезы – указания на условия применения правовой нормы, диспозиции – самого правила поведения, санкции – меры государственного принуждения за нарушение правовых предписаний.

Источники права

Источники права – формы выражения правовых норм, признаваемых или устанавливаемых государством.

Главные источники права в РФ:

1 нормативные правовые акты издаются государственными органами и имеют юридическую силу, а также полномочия изменять или отменять уже существующие правовые нормы.

Любой акт:

- регулирует конкретную сферу общественных отношений;

- действует в установленные сроки;

- распространяется и действует на определенной территории;

- взаимосвязан с другими нормативными и правовыми актами;

- закрепляет определенные правила и нормативы.

2 федеральные законы, постановления президента РФ, нормативные акты и указы, подзаконные акты и иные нормативные документы

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Он:

* утверждается специальными органами власти;

* требует соблюдение установленного порядка

* имеет общий для всех граждан характер;

* стабилен;

* наделен юридической силой и властью

Законы бывают:

- федеральные:

а) федеральные законы

б) федеральные конституционные законы

- принятые субъектами власти

Федеральный закон, принятый Государственной Думой и Советом Федерации, вступает в силу, если за него проголосовали 50% +1 голос от общего числа депутатов, участвующих в голосовании. Федеральный закон подписывается президентом РФ.

Государственная Дума и Президент обязаны рассмотреть закон в течение 14 дней.

3 Конституция РФ – главный источник права, основной закон, наделенный юридической силой и властью. Она регулирует общественные отношения, обеспечивает устойчивое и стабильное положение в стране.

Функции Конституции:

- учредительная – устанавливает законы для государства, определяет его политическую и экономическую систему;

- организаторская;

- информационная;

- идеологическая;

- стабилизирующая – не позволяет менять экономический курс государства;

- программная – включает программные положения будущего развития.

Черты Конституции:

* стабильность принятых норм;

* основополагающий характер, регулируется важнейшие отношения для жизни государства;

* реальность – отражает политическое и экономическое состояние страны на определенный промежуток времени;

* народность – отражает участие всех граждан страны в принятии решений и законов;

* юридическая сила – все законы и акты страны не должны противоречить Конституции.

Конституция осуществляет контроль за всеми нормативными правовыми актами государства и регулирует права человека, конституционный строй РФ, федеративное устройство, деятельность высших органов власти, прокуратуры, налоговой инспекции и судебной системы. Гарантирует гражданам идеологические и политические свободы, защиту прав человека и свободы личности.

При необходимости возможно изменение всех его статей, кроме ст. 1 – «основы конституционного строя». Ст. 2 «Права и свободы человека» и ст. 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Внесение в них поправок означает принятие новой Конституции, решение о чем принимается не менее чем 3/5 голосов всех членов Государственной Думы и Совета Федерации.

Также к источникам права относятся:

1 нормы морали, правила поведения в обществе;

2 обычаи – бывают национальными, в деловом обществе приняты морские обычаи;

3 нормативные договоры, соглашения нескольких лиц, наделенных определенной юридической силой и властью;

4 договоры, соглашения между несколькими участниками.

Система права

Система права – это разделение правовых отношений на отрасли, контролируемые нормами права. Это внутренняя среда права, в которую входят многообразные элементы:

1. правовые нормы

2. правовые инструменты

3. общественные отношения

4. отрасли права.

Отрасль права вводит правовые институты, которые регулируют общественные отношения.

Институты классифицируются:

  1. по мере распространения – на отраслевые и межотраслевые
  2. по правовому характеру – на материальные и процессуальные
  3. по функциям – на охранительные и регулятивные.

Примеры правового института:

  1. купля-продажа
  2. гражданство
  3. рассмотрение уголовных дел
  4. трудовой договор
  5. лишение свободы
  6. частная собственность
  7. референдум
  8. права

В системе права важную роль играет правовое регулирование – способ влияния на общество посредством юридических средств и норм. Оно включает:

1. властные отношения

2. Охрану правопорядка

3. Обеспечение прав и свобод человека

4. Отношение к материальным и нематериальным ценностям.

При правовом регулировании применяют императивный или диспозитивный метод.

В первом случае один из участников отношений находится в подчинении у другого, все взаимосвязаны иерархическими взаимоотношениями. Императивный метод наиболее часто используется в публично-правовых отраслях. Диспозитивный метод устанавливает равенство между всеми участниками отношений, нет подчинения, все равны. Чаще всего он используется в частноправовой сфере деятельности.

Выделяют три способа правового регулирования:

  1. дозволение – присвоение участнику каких-либо прав
  2. обязывание – требование выполнения обязательных действий в установленном месте и сроках
  3. запрет – запрещение на совершение определенных действий

Динамической функции присущи дозволение и обязывание, статической – запрет.

Типы правового регулирования:

  1. общедозволительный – разрешено все, что не запрещено установленными законами. Применяется для правового регулирования прав и свобод человека.
  2. запретительный – используется при регулировании государственных отношений.

Стадии правового регулирования:

  1. установление государственной воли – выделяются участники правоотношений, и им устанавливается статус. Данные действия предпринимаются государственными органами и закрепляются в нормативных документах
  2. индивидуализация прав – участникам правоотношения присваиваются права, и на них возлагаются обязанности
  3. реализация прав – правовые нормы используются в определенных ситуациях.

Механизм правового регулирования включает юридические нормы, с помощью которых организуется правовое регулирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: