Глава 10. Еще раз, что такое состояние




 

Вот теперь, когда мне стало достаточно очевидно, что науч­ными определениями понятия «состояние» пользоваться для раз­говора о сне и самопознания нельзя, я могу сделать еще одну попытку разобраться, что же понимал под этим словом народ.

При этом я должен оговориться. Я вовсе не считаю, что науч­ные определения «состояния» невозможны или неверны. Наобо­рот, как я уже говорил, я считаю прекрасным и точным опреде­ление сна физиологами, если только не распространять его на все понятие сна, а привести в соответствие со своим предметом, то есть осознавать, что это описание состояния тела во время сна. Да и психологическое определение не работает лишь для человека, который решил познавать себя. Для нужд сообщества и жизни внутри него оно прекрасно подходит.

Тем не менее, задача познать себя заставляет искать не опре­деления или ответы, а решения и орудия. А Наука такой задачи — обеспечить меня орудиями самопознания — перед собой просто не ставила. Соответственно, с нее этого и нельзя спрашивать. Придется все делать самому.

Поэтому я возвращаюсь к исходному народному пониманию того, что такое «состояние», как оно отразилось в словарях.

Для русского языка самые древние записи этого слова отно­сятся, вероятно, к XI-XII векам. Во всяком случае, Срезневский приводит выдержки из «Пандектов Никона Черногорца» в спис­ках двенадцатого-четырнадцатого веков. В этой рукописи слово «состояние» означало: «строй, порядок жизни».

Предполагаю, что этими значениями использование слова «состояние» не ограничивалось и в то время. Просто других запи­сей не сохранилось. Но сохранились однокоренные слова. Напри­мер, в Новгородской первой летописи, отразившей бытование языка XII-XV веков, используется глагол «состояти, состою» в значении «быть на чьей стороне, помогать: — Гюри же состоял Константину».

Это значение близко к тому, в каком использовалось слово «состояние» для обозначения христианской верности и предан­ности. И близко именно к тому, что понимается сейчас под «пси­хическим или психологическим состоянием» и может быть названо настроем. Юрий стоял вместе с Константином, потому что был настроен не предавать. Тогда становится понятно, как оба эти значения — строй и верность — сочетаются в одном слове.

У того же Срезневского приводится слово «состоятися» в зна­чении «существовать» и «согласовываться». Последнее ближе всего к «составляться»: «Не бо состоятся речи их вкупе». Это уже переход к слову «состав».

Древность слова «состояние» подтверждается и «Старославян­ским словарем», составленным по рукописям X-XI веков. Здесь это слово используется именно как понятие, бытовавшее у раз­ных славянских народов порой с различным звучанием. И пере­водится как «устойчивость, настойчивость». В точности то же са­мое, что дает Срезневский для обозначения христианской вер­ности.

Второе общеславянское понятие, выражающееся в этом слове. показано через глагол «состоятися — существовать, держать­ся» И там же — «состоять, составляться».

Иными словами, одним из исходных значений слова «состоя­ние» было понятие «состав», другим — «строй, устроение», треть­им — существование, которое длится.

А что такое «состав»?

Это слово в русском языке могло означать просто тело, тело человека. Но смысл был все-таки в том, что это нечто сотворен­ное, сделанное, составленное из частей. Как сустав. Но часто в очень глубоком философском смысле. Например, Срезневский дает такие значения, как «природа» или «сущность» чего-то. Могли;im обозначаться и «естество», и «стихия». Но это всегда совокуп­ность частей того же тела. Это в древности.

Ко времени Даля «состав» стал обозначать преимущественно сложение частей — «вещество, составленное из разных веществ, сложное. // Состав тела, степень плотности, режи, твердости, хруп­кости». И это более всего соответствует современному использо­ванию этого слова.

Это значит, что слово «состав» постепенно теряло изрядную часть своих значений, то ли отходя от слова «состояние», то ли передавая их ему. Посвященных этому языковедческих исследо­ваний я не нашел и могу только строить предположения. Но со­временное языковедение — это такой сон!

Языковеды иногда сводят слова «состав» и «состояние» в од­ном рассуждении. К примеру, Ю. Д. Апресян, пытаясь описать «наивную картину человека», «наивную», конечно же, относи­тельно научной картины, которая ему гораздо ближе, вынужден поминать оба понятия:

«В основе предлагаемых ниже реконструкций лежит одна об­щая схема "состава" человека. Человек мыслится в русской языко­вой картине мира прежде всего как динамическое, деятельное су­щество. Он выполняет три различных типа действий — физические, интеллектуальные и речевые.

С другой стороны, ему свойственны определенные состояния — восприятие, желания, знания, мнения, эмоции и т.п. Наконец, он определенным образом реагирует на внешние или внутренние воз­действия» (Апресян. Избр. труды, т. 2, с. 352).

К сожалению, эта работа Апресяна настолько же гениальна, насколько и беспомощна. Кроме того, что в ней языковед болеет наукообразностью и почти не может говорить по-русски, он, похоже, спешил и не давал себе труда особо продумывать ска­занное. Все построения сырые и небрежные, а народные пред­ставления оказываются какими-то ущербными, словно либо на­род, либо его исследователь были немножко неполноценными. Да это видно и в приведенном отрывке.

Я уж не говорю о том, что здесь о русском языке говорится иностранными словами, а многие слова употреблены по быто­вому в научном тексте. То есть без определения понятий, что видно по слову «состояние». Но тут еще и предложения между собою либо не стыкуются, либо стыкуются в «логике сна» или через какие-то другие исследования, возможно, даже и не само­го Апресяна. Например, кем доказано, что речевые действия не являются интеллектуальными? Выготским в «Мышлении и речи»?

Или: человек, конечно, «определенным образом реагирует на внешние и внутренние воздействия», но сможем ли мы об этом говорить, если исключим из этого реагирования восприя­тие, желания, мнения и эмоции? А из того, как поставлены предложения Апресяном, явно видно, что состояния и реагиро­вания — это не разные способы говорить об одном и том же, а разные грани явления, не использующие уже использованных понятий. Перечитайте, как это у него звучит.

А в каком состоянии ума можно было все перечисленное вместе со знаниями отнести к состояниям? Наверное, в науч­ном, где все не так, как в наивном состоянии. Вслушайтесь в звучание предложения: знания человека есть его состояние. Все хорошо с русским языком у того, кто это писал?

Думаю, лично у Апресяна с русским все хорошо, а в таких его построениях отразился сон самой Науки о языке, который она навевает всем своим жрецам, чтобы они закрывались от жизни в узкий мирок своего сообщества и не впускали туда простых смертных, которые вечно задают дурацкие вопросы. Покой до­роже, а наука должна быть чистой. Очищение в науке о языке — это очищение себя от тех, кто не говорит на научном языке и не понимает его.

Так что, языковедение нам с вами тоже не бог весть какой помощник в нашем исследовании. Либо до него надо дорасти, либо его придется хорошенько попросить снизойти до наших нужд. Впрочем, быть может, нам повезет, и какой-то языковед сам увлечется самопознанием и попробует перевести свою науку на понятный нам язык.

Пока же надо либо сдаться, либо думать самим. Выбираю ду­мать, ошибаться, получать зуботычины, исправлять ошибки и думать снова. Нисколько не сомневаюсь, что ошибок наделаю, и все же!

И все же мы продолжаем сами исследовать, что такое состо­яние. А складывается следующая картина.

Наиболее используемым в настоящее время оказалось то зна­чение этого слова, в котором ощущается длительность, действие и какое-то движение. Именно его использует психология, говоря о состояниях на языке процессов.

Но исходно это слово использовалось для того, чтобы гово­рить об устроении. Вероятно, отсюда и сохранившееся в англий­ском значение «строение» как здание. И для обозначения некое­го стояния, и составления. Co-стоять и со-ставить.

Поэтому это слово очень хорошо подходило для описания как человеческого тела, которое было тварным, по сравнению с духом, так и любого творения, начиная с вещества. При этом христианство издревле спорило, считать ли душу тварной, и при­ходило к выводу, что действительно невещественен один только Бог. Достаточно вспомнить спор между святителями Игнатием Брянчаниновым и Феофаном Затворником.

Все это наводит на мысль, что когда мы говорим о состояни­ях, мы говорим о телах.

И остается лишь задать себе вопрос: если состояния бывают разные, то все ли они есть описания только одного тела? Или же речь может идти о разных устроениях различных тел?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется подумать о спо­собе исследования. И мы, конечно, попробуем снова привлечь свою способность самонаблюдения. Поэтому придется описать все наблюдения, во время которых у вас было ощущение при­сутствия в себе иного тела, кроме физического. Это важно.

Но этого будет недостаточно, и нам придется сделать в этом новом описании явления срез там, где мы имеем хоть какие-то основы для рассуждения. Например, мы можем посмотреть, не ощущается ли присутствие различных тел в работе нашего разума.

Описание наблюдений — это ваше следующее задание. А сле­дующая тема — разум сна.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: