Глава 13. Кратко о разуме




 

Поскольку мы решили посмотреть на сон с точки зрения ра­боты и присутствия в этом состоянии разума, давайте кратко повторим то, что знаем о разуме. Я не хочу делать полноценного исследования этого предмета, поскольку ему стоит посвятить от­дельный семинар, поэтому я не собираю ваших описаний разума. Да и науку мы в этот раз опустим, но все же небольшую справку о том, как она понимает разум, дать придется.

Для начала скажу, наверное, странную вещь. Психология ра­зум не изучает. Во всяком случае, в наших словарях, за исключе­нием одного, это понятие просто отсутствует. Так повелось со времен советской психологии, то есть со словаря Петровского и Ярошевского, и сохраняется как некая традиция в словарях Немова, Головина, Копорулиной с соавторами и, наверное, мно­гих других, кого я просто не стал смотреть.

Единственный словарь, который сделал попытку дать опре­деление разуму, это удивительное издание Зинченко и Мещеря­кова. Но о нем надо говорить особо, потому что его создатели вообще выпадают из договора о свойстве с остальным психоло­гическим сообществом. Они даже о душе пишут и скорбят о ее потере психологией.

Кстати, американцы, если верить нашим переводчикам, мож­но сказать, тоже избегают поминать разум. Правда, с ними все­гда есть опасение, что это наши психологи, переводя их, узнали что-то свое. Судите сами, какое американское слово соответствует русскому слову «разум»? Может быть, mind или intellect, как считают словари лингвистические? Или же все-таки reason? А может быть, wits или understanding? Джон Локк использовал именно последнее слово, когда писал сочинение, которое у нас переводят как «Трактат о человеческом разумении». Но если быть дословным, то, говоря understanding, мы ведем речь о понима­нии...

Поэтому словарь Ребера опускает понятие «разум» и посвя­щает одну строчку понятию «разумный» — 1. имеющий смысл, 2. проявляющий хорошую способность к рассуждению.

Какое английское слово перевели наши психологи нашим словом «разумный»? И какое слово они переводят как «Разум» в словаре Кордуэлла, когда пишут:

«Одно из самых трудных для определения, понятие разума име­ет несколько значений в психологии. С идеалистической точки зре­ния, разум является эфемерной (нефизической) сущностью по срав­нению с телом, которое представляет собой физическую структуру. В наши дни термин используется в более конкретном смысленапример, для обозначения совокупности сознательных процессов (вос­приятия, внимания или интеллектуальной деятельности). В данном контексте понимание принципов деятельности разума имеет важ­ное значение для объяснения наблюдаемого поведения» (Кордуэлл, с. 270).

Прекрасное заключительное замечание Кордуэлла больше по­хоже на самоиздевку психологического сообщества. Что-то вроде утверждения профессора Прохорова, что психология состояний — одна из трех важнейших частей психологии, и, наверное, поэто­му она изучена крайне плохо.

Что же касается «разума» о котором говорит Кордуэлл, то это, насколько я могу судить, не тот же разум, о котором гово­рил Ребер. Ребер, если идти вслед за приведенными им значени­ями, говорил либо о reason, либо об understanding. А вот Корду­элл говорит определенно о mind, который в идеалистической философии означал Дух. Только дух может рассматриваться сущ­ностью, да еще в сравнении с телом. Именно так и переводили английскую философию дореволюционные русские философы.

Все это печально и вынуждает задать вопрос: что же так не­ладно с разумом у психологов? И, знаете, я нашел ответ! Они не пишут о нем по этическим соображениям. Их честь не позволяет им! Странно?

А ничего странного, поскольку честь — это, исходно, отра­жение твоего места в общественном устройстве, иначе говоря, это часть или доля общественной добычи, продукта, как сейчас говорят, которая, будучи закреплена в отношении к тебе, пре­вращается в удел, судьбу, но сохраняет связь с тем, что тебе причитается. И тем, на что ты не имеешь права, поскольку заде­ваешь интересы другого человека или сообщества.

В случае с разумом, психологи не имели права им заниматься потому, что он исторически был вотчиной и собственностью философов, их частью научного мира, и присвоить его означало бы нанести своеобразное бесчестье другому сообществу. А в случае с разумом это определенно так, потому что после того, как из философии убежали, унося свои предметы, все остальные науки, у нее, бедной, почитай, ничего, кроме разума, и не ос­талось. Так что психология тут, можно сказать, поступила не только по чести, но и благородно... Пусть даже в ущерб поиску истины.

Так вот, Философские словари о разуме пишут много и по­стоянно. Для них это родные воды, и надо предполагать, что для них там если и есть что-то неизведанное, то на такой глубине, которая нам вряд ли понадобится.

Поэтому я приведу сначала определение из словаря Зинченко и Мещерякова. Определение слабое, но, во-первых, это пер­вая попытка психологов дать такое определение, за что им честь и хвала. Во-вторых, оно отражает слабости самого психологичес­кого сообщества. Последнее объясню.

«Разум (англ. Reason) — форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и пред­ставления, то есть всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность. Разум характеризует мышление с точки зрения тождественности его законов реальным категориальным формам предметного мира, который осваивается человеком в чувственно-предметной деятель­ности, воспроизводящей и преобразующей окружающий мир. Разум выражается в рефлексии как способности человека рассматривать природу своей деятельности. Разум— достояние общественного че­ловека как субъекта всей культуры».

А впрочем, не буду я ничего объяснять. Да и чего тут объяс­нять. Они даже не о разуме говорят, а о той его части, которая совпадает со значением английского слова Reason. Это значит, словарь занят не созданием набора орудий для познания исти­ны, а созданием арсенала оружия для слияния с американским психологическим сообществом. Но если говорить о слабостях со­общества целиком, то первая из них — это отсутствие различе­ния между словами «разум» и «мышление».

Все произвольно. Вот захотели Зинченко и Мещеряков опре­делить мышление через английское thinking, то есть думанье, которое назвали «психическим процессом отражения действи­тельности», что, наверное, считают производством мыслей, и разум стал частью мышления. А вот считали бы они, что thinking — это разумение, и тогда мышление было бы частью разума. Поче­му победило мышление? Во-первых, потому что о нем писали Выготский и прочие психологические авторитеты. Традиция та­кая. А во-вторых, потому что думать заставляют дураков, а Мыс­литель звучит гордо! Значит, это почетнее и главнее. Вот и будем плясать от главного, которое самое желанное.

Было время, когда был в почете Разум. Именно с ним воева­ла естественная наука, когда сбрасывала с престола бывшего го­сударя — метафизику. Тогда разум был шире мышления и вклю­чал его в себя, и меня все подмывает спросить психологов: а как же Homo sapiens? Почему самое всеобъемлющее определение человека — разумный, а не мыслящий? Да ладно, научная рево­люция все отменила!

Для психолога такой подход, когда он в погоне за общественно значимым забывает о простейшем, постыден. Просто потому, что он должен быть внимателен к тому, как общественно значи­мое подменяет в нас цели самопознания, к примеру, или пости­жения истины. Все народное, простое, вульгарное, примитив­ное отбрасывалось молодежью, которая творила науку, как вызывающее отвращение наследие отцов. На этом строились все революции. И когда французские студенты в 1968 году пишут калом на памятных стелах со списками имен тех, кто погиб за родину: И хорошо, что вы все передохли! — это в точности то же самое, что выражается и в отрицании наукой думанья, то есть разума, в погоне за почетным званием Мыслителя. Это револю­ционный подход к действительности. В частности, творение себе Кумиров, без которых революции невозможны.

Но в сторону психологию, что там думают о разуме философы?

А вы знаете, они не так уж охотно о нем думают. Они пред­почитают думать о другом. Вот, например, Новая философская энциклопедия думает о чем-то своем:

«Разум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставленный рассудку».

Нам никак не поможет знание того, что мы думаем философ­ской категорией, очевидно, вшитой в наши головы.

Правда, некоторые словари, например, Философский эн­циклопедический, прямо говорят о разуме:

«Разум — ум, способность, деятельность человеческого духа, на­правленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи».

Как вы понимаете, использование в этом определении поня­тия «дух» указывает, что философы не думали о разуме с девят­надцатого века, ибо сейчас они бы ни за что не согласились описывать способность думать через описание Духа. Любопыт­ства ради приведу определение из словаря Радлова 1913 года, подведшего итоги философии девятнадцатого века:

«Рассудок и разум — обозначают две различные ступени позна­вательной деятельности человека, причем рассудок обыкновенно про­тивополагается разуму, как низшая ступень высшей; впрочем обы­денное словоупотребление не выдерживает этого различия и придает этим терминам иные оттенки (напр. Говорят о разумном, о рассу­дочном человеке и т. д). Только в различных философских системах рассудок и разум становятся определенными терминами».

Как видите, определения ученых весьма произвольны и в силу этого очень различаются. Это означает, что явление, с которым мы столкнулись, либо очень большое, либо слишком простое, а к тому же всеобъемлющее. Мыслители же, глядевшие на него каждый с позиции своей «философской системы», описывали то, что их более всего занимало в данное мгновение. Но при этом явно не смогли найти ни каких-то действительных проявлений разума, ни согласия в том, что ими считать.

Еще раз повторю: мы не будем сейчас заниматься разумом самим по себе. Нам нужно лишь посмотреть сквозь него на то, как меняются наши состояния во время сна и бодрствования. Поэтому я предложу вам то понимание разума, что было у мазыков, в виде предположения, равноправного с научными. Я не буду утверждать, что мазыки видели и понимали лучше. Мы впол­не можем проверить и их видение. Так что любые сомнения в тех определениях, что я дам вслед за ними, нам будут полезны.

Но опираться нам придется лишь на собственные ощущения. Например, на то, что мы явно ощущаем свои ночные находки неразумными, когда просыпаемся. И при этом мы ощущаем, что не только думаем разумно, но и очень хорошо думаем, когда решаем какие-то задачи во сне. Иначе говоря, находясь в состо­янии сна, мы ощущаем себя разумными с не меньшей силой, чем в бодрствовании. И это дает повод насторожиться и по поводу дневного разума: уж не есть ли он лишь какое-то ощущение? И появляется искус: найти что-нибудь, что гораздо надежнее, что точно имеет прочные основания в действительности, напри­мер, мышление. Да и сделать разум лишь частью его, чтобы ук­лониться от его исследования.

Тем не менее, мазыки нашли какие-то определения, кото­рые, как это ни странно, совпадают с определением человека, как существа разумного. Не знаю, лежали ли в основе этого лишь наблюдения, или христианская мысль о том, что человек отли­чается от скотов бессмысленных и неразумных именно способ­ностью думать, оказалась подсказкой. В общем, это не имеет зна­чения. Важно то, что получилось и что мы будем использовать дальше в исследовании сна.

А использовать мы будем вот такое понимание разума. Разум — это то, что помогло человеку выжить на Земле, и это нечто от­личающееся от того, что имели животные, как их видели, ска­жем, христианские мыслители. То есть это не телесные способ­ности, не сила, не зубы и не когти. Это нечто внетелесное.

Конечно, глядя сейчас на животных без предвзятости старых мыслителей, мы увидим, что и они разумны. Поэтому «скоты бессмысленные и бессловесные» для нас — лишь некий символ. Символ неразумности за счет телесности. Но мы его сохраним пока как определенную подсказку.

Итак, разум — это орудие, обеспечивающее выживание жи­вого существа, в частности, человека в тех условиях, которые стали его миром. В нашем случае — в условиях планеты Земля с ее физическими законами.

При этом разум обеспечивает это выживание не за счет теле­сного развития. У него свои возможности. Какие?

Он использует сознание.

И тут я опять вынужден оговориться: в рамках того предпо­ложения, той гипотезы, что я строю, я вынужден целостно ис­пользовать именно мазыкские представления. Поэтому сразу ска­жу, что понимаю сейчас сознание не так, как наука, а как понимали его мазыки. А они видели сознание как тонкоматери­альную среду, заполняющую собой окружающее нас пространство. Более того, даже само человеческое тело они считали уплотне­нием все того же сознания, с помощью земных веществ, конечно. Иначе наше тело не будет иметь достаточно плотности для взаимодействия с Землей и земными вещами.

В свое оправдание могу сказать, что проделал очень большое исследование научного понимания сознания, и не нашел там ни единства во взглядах, ни определенности в отношении этого предмета. Разве что в одном: сознание — это совершенно идеальное нечто. Иначе говоря, сознание не может обладать вещественнос­тью. Впрочем, я не совсем точен. Во все времена были мыслите­ли, которые предполагали определенную степень вещественнос­ти даже за душой. И современные научные взгляды, опирающиеся на физику полей, все ближе подходят к тому, чтобы рассматри­вать сознание и даже душу как некие полевые образования, воз­можно, энергетические, а возможно, и тонко-вещественные по своей сути. Но об этом я писал в другом месте, и повторяться не буду.

Итак, разум, чтобы обеспечить наше выживание на Земле, использует наше сознание как тонкоматериальную среду, чтобы создавать образ окружающего мира и в нем проигрывать все воз­можные действия и их последствия до того, как позволит телу двигаться. Это и называется думать. Вслед за этим, найдя луч­ший образ действия, он с его помощью управляет телом. Таким образом, разум решает задачи выживания нашего тела на этой планете.

Это предполагает, что разум может создавать из материи, име­нуемой сознание, образы трех видов: простейшие образы вещей и явлений, именуемые Истотами, сложные, составленные из Истот, полноценно отражающие явление образы, именуемые Ис­томи. Самыми большими Истами являются Образ мира и Образ себя, если называть эти мазыкские понятия современно. А также создает решения для описанных в Истах задач, именуемые Обра­зами действия.

Истоты, или простейшие образы, делаются из Впечатлений, поступающих от органов восприятия, и являются кирпичиками, из которых строится вся работа разума. Образы эти маленькие, точнее, минимально достаточные. В них отражается вещь или явление так, как они были восприняты. Из них строятся всеобъемлю­щие образы и образы действий. Это означает, что как образы вещей или миров, так и образы действий, пока они создаются и используются разумом, очень гибки. И разум мгновенно может поменять свое движение в любой точке рассуждения, если обна­руживает, что задача не решается. Он просто прерывает свою работу на последней истоте, которую считает подходящей, и дальше ищет другие образы, вместо неверных.

Однако, постоянно думать и решать заново те задачи, кото­рые хорошо решены однажды, невыгодно. Кое-что стоит при­нять как данность, чтобы высвободить способность думать для решения еще не решенных задач. И разум запоминает удачные решения, закрепляя входящие в них последовательности истот в виде длинных цепей образов, именуемых Образцами.

Вот так рождается мышление.

Мазыки говорили об этом так. Мир-природа — непредсказу­ем и изменчив. В нем трудно в чем-то быть уверенным раз и на­всегда, потому что опасность может тебя подстеречь в любой миг. Поэтому человек природный постоянно разумен. Он должен ду­мать постоянно, если хочет остаться жить.

Возможность не думать, а знать и помнить готовые решения приходит лишь с появлением общества. Когда общественные до­говоры в виде правил поведения и нравов берут на себя управле­ние поведением членов общества, люди, внутри хотя бы круга своих, становятся предсказуемы. Вот тогда появляется возмож­ность закрепить какие-то ожидания в виде образов постоянно повторяющихся действий.

В силу этого рождается то, что делает нас едиными и способ­ными легче выживать, то, что нас, то есть множество Я, сливает в МЫ— Мы-шление. Мыслить — это слить мы в общество своих.

Рождение мышления было величайшей революцией на этой планете, поскольку позволило высвободить огромные объемы ра­зума для решения задач вовне общества, то есть для покорения природы. В сущности, это и отразилось в Науке как мировоззре­нии.

Мышление оказывается и благословением и проклятием че­ловека. Животные тоже разумны, но они плохо умеют мыслить. Они вынуждены думать и, значит, постоянно решать одни и те же мелкие задачи. В итоге не происходит научения, а значит, и качественных скачков в развитии.

Так что ни осуждать мышление, ни гордиться им не стоит. Мышление убивает жизнь. И в окружающем мире и во мне. Разум обеспечивает жизнь, поскольку он орудие выживания. Отказы­ваться от мышления можно, но отказываться от плодов мышле­ния неразумно. Как отказываться от электричества или компью­тера.

Но если мы хотим познать и вернуть себя, нам придется вскрыть этот саркофаг из множественных слоев мышленческих цепей, которые укрыли наше существо и сделали сознание мут­ным и омертвелым. А заодно и вернуть ту силу, которая ушла из разума на поддержание всего этого хранилища сложной памяти.

По большому счету, мне все равно, будем ли мы считать, что это описание разума сделано Мазыками. Я говорю это пото­му, что для современного человека свойственно сильно сомне­ваться в том, что среди русских крестьян могли быть какие-то умные люди и что вообще в мире бывают мудрые старики, к тому же думающие лучше ученых. Поэтому можете считать, что это я делаю лично свое предположение о том, как устроены мои «мозги». Соответственно, и все слабости этого предположения я буду рассматривать как слабости моих построений.

Тем не менее, я дал рабочий образ, и нам теперь придется заново описать то, как работает наш разум днем и во сне. И особенно ценны ваши наблюдения за тем, как вы теряете и возвращаете его во время «возвращения из глубокого сна». В ка­честве заключения и одновременно исходной точки исследова­ния, помещаю прекрасное описание этого явления, сделанное Балелью.

У меня такое пробуждение было на одном из семинаров. Когда я проснулась, то не было меня, не было знания и памяти о том, что я существую. Что есть этот мир, что я человек, а уж тем более, что идет семинар и что я могу открыть глаза. У меня не было никаких глаз и знаний об этом. Не было мыслей и образов.

Бывало и раньше, что просыпаешься и не знаешь, где ты нахо­дишься. Но продолжалось это обычно недолго, так как страх зас­тавлял быстро-быстро найти опору и немедленно вспомнить, где ты и кто.

 

 

А в тот раз не было страха. И длилось это, как я потом поняла, какое-то продолжительное время. Хотя трудно сказать, потому что там времени не было.

Итак, меня не было (в привычном смысле), но что-то или кто-то все же был. Как точка осознавания. Или пребывания. И этот кто-то был начисто лишён памяти об этом мире.

Потом в этой глубине стали происходить какие-то колебания. Накапливаться беспокойство: как будто я, с окраины себя — пода­вала какие-то сигналы в середину себя. Потом началась тревога, а потом почти паника. И на меня стали бросаться образы. Это ощущалось именно так, что они на меня напрыгивают. И я вспоми­наю этот мир. Целый обвал образов. И я вынырнула сюда. И поняла, что самое время было вернуться.

И что это беспокойство, которое волнами до меня доходи­ло, как-то связано с опасностью. Как только я полностью верну­ласьв комнату толпой зашли люди (вернулись с лекции). Они ощущались, как большая опасность. И я сразу превратилась в себя такую, которую я знаю и которую все знают.

Скоморох.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: