МОБУ Краснохолмская СОШ№1




Логопедическое

Сопровождение детей

С Ограниченными возможностями здоровья

В условиях

МОБУ Краснохолмская СОШ№1

 

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сопровождение - это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.

Каждый ребёнок испытывает потребность быть успешным. Ощущение успеха - необходимое условие развития ребёнка. Для обеспечения ситуации успеха детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы усилия ряда специалистов, и прежде всего – учителя-логопеда.

Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка. Основные принципы - единства диагностики и коррекции развития, комплексность и системность.

Цель логопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления:

*диагностика;

*коррекционно-развивающая деятельность;

*консультация;

*методическая помощь родителям и учителям.

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов:

· Ø логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи учащихся, 1классы-беседа; 2- 4 классы - диктант);

· Ø зачисление на логопедический пункт;

· групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

· Ø мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы;

· Ø диагностика учащихся, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.

Проводя логопедическое обследование детей, которое проходит в период с 1 по 15 сентября, обращая внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих первоклассников выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. У некоторых наблюдается сниженная любознательность, вялость и апатия при знакомстве с новыми впечатлениями. Для другой группы детей характерна двигательная расторможенность, импульсивность. Они испытывают трудности в планирование своих действий, не могут сосредоточиться на каком – либо занятии. Запас сведений и представлений об окружающем мире у части детей ограничен, не в полном объёме сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Нарушение звукопроизношения. Фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре используются существительные и глаголы. У детей в свободных высказываниях преобладают простые конструкции предложений состоящих из двух слов. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными «пять стулов», «пять стула»; прилагательных с существительными в роде, числе и падеже «голубой звезда», «синяя платье»; в образование притяжательных прилагательных. Например. У лисы, чей хвост? «лис». У птицы, чей клюв? «птичный». Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Например. Откуда выбегут ребята? «Ис школы» из-за угла. Выявленные, факты побудили к поиску таких форм и методов работы по преодолению системного недоразвития речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, которые помогали бы ребёнку успешно реализовать свои интересы и способности в дальнейшей образовательной деятельности, быть социально адаптированными в социуме.

Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно - двигательного аппарата, дети с недоразвитием и системным недоразвитием речи и др.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы принимают участие все необходимые специалисты (врач, логопед, социальный педагог, психолог, учитель, родители и др.).

Логопедическое сопровождение с детьми ОВЗ направленное на формирование и развитие:

· Ø фонематических процессов;

· Ø звукопроизношения;

· Ø лексического запаса и грамматического строя речи;

· Ø формирование связной речи;

· Ø неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);

· Ø чтения и письма;

· Ø моторики.

Работа с педагогами:

· Ø участие в заседаниях методического объединения;

· Ø консультирование учителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

· Ø ознакомление учителей начальных классов со спецификой логопедической работы (открытые занятия).

Работа с родителями:

· Ø консультирование родителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

· Ø беседы для родителей по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);

· Ø просветительская работа с родителями (рекомендации для самостоятельных занятий с детьми летом по накоплению активного словаря и развитию связной речи).

1 этап коррекционно-развивающего обучения (1 класс: 2-3раза в неделю) «Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи ».

Цель- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На данном этапе осуществляется работа над развитием артикуляционной моторики, постановкой и автоматизацией звуков. Даются представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований. Восполняются пробелы в формировании фонематических процессов, обогащается словарный запас, путём введения слов-терминов: звук, слог, слияние, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные и др., а также за счёт лексических тем. Формируются психические процессы - внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать учителя-логопеда.

2 этап коррекционно-развивающего обучения (2 класс: 2-3раза в неделю) «Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка ».

Цель- восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Работа направлена на формирование полноценного звукобуквенного анализа. На дифференциацию гласных и согласных звуков, а также продолжается работа над активизацией словарного запаса. Восполняются пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи. Развивается и совершенствуется устная и письменная речь, через составление предложений по картинкам и составление описательных рассказов знакомых отдельных предметов.

3 этап коррекционно-развивающего обучения (3-4 классов: 2-3раза в неделю) «Восполнение пробелов в формировании связной речи ».

Цель- восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенного анализа. Восполняются пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Продолжается работа над обогащением словарного запаса путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования. Совершенствуются умения и навыки в устной и письменной речи, через умение составлять связный рассказ, работа с деформированными предложениями и текстами, а также через высказывания как обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Все этапы сопровождения состоят из логических связанных тем, охватывающие теоретическую и практическую подготовку младших школьников с различными нарушениями и реализуется в различных формах: подгрупповые, групповые занятия проходят в виде логопедических занятий по продолжительности 30-40 минут. Согласно расписанию.

Каждый из этапов логопедического воздействия характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции. Для постановки звука использую практические и наглядные методы. При автоматизации тех или иных звуков использую игровой метод в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Используется речевой материал в виде чистоговорок, скороговорок, загадок, пословиц, стихов.

На всех этапах и видах коррекционных занятий используется приобретенный по программе «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» компьютерный тренажер «Дельфа 142.1».

Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.

Индивидуальная работа представленана следующем слайде.

На занятиях применяется упражнения для развития мелкой моторики с помощью карандашей и проговариванием чистоговорок, массажных мячиков, мелкими камешками, шнурование. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения. Проводятся игры на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Синий - зелёный», «Перевёртыш» и др.

В сопровождение детей с ОВЗ принимают участие все необходимые специалисты.

В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия.

Организовать работу логопеда в соответствии с современными требованиями помогают информационно-коммуникативные технологии и бланковые методики.

В качестве основных достоинств учебно-дидактического комплекса, на мой взгляд, что существенно дополняет традиционную работу учителя - логопеда, можно назвать следующее:

*компьютерная технология повышает привлекательность учебного материала;

*деление материала по разделам и по классам позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями программы, по которой ребёнок обучается и уровнем его речевого развития.

В процессе занятий применяются здоровьесберегающие технологии - проводятся физминутки, направленные на расширение сенсомоторного репертуара, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры, на развитие мелкой моторики.

Из таблицы, которая представлена в презентации «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ», можно посмотреть результаты логопедического сопровождения.

.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: