Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.
Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1-21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. | ||||||||||||||||||||||||||||||
| Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Подписание первого письменного договора Руси с Византией
2) Брусиловский прорыв
3) Провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям), происходившим в СССР в 1930-е гг. 1) пятилетка; 2) раскулачивания; 3) трудодни; 4) многопартийность; 5) НЭП; 6) стахановцы. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящиеся к другому историческому периоду. Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||
| Запишите термин, о котором идёт речь. Противостояние между СССР и США относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962 г. получило название -__________ __________________. Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||
| Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ 11) Упоминаемые в отрывке события относятся к событию, в результате которого русские войска вынуждены оставить Москву. 2) Упомянутая в отрывке битва, разрушила уверенность врага в победе над Россией. 3) Данный договор был подписан в Берлине. 4) Руководитель страны в годы этой войны, был виновен массовых репрессиях. 5) событие упомянутое в отрывке произошло в 1914 году. 6) На территории, присоединённой к России по результатам этой войны, в начале 1830-х гг. произошло мощное восстание.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) утверждение частной собственности на землю 2) введение хозрасчёта на государственных предприятиях 3) денационализация тяжёлой промышленности 4) появление кредитно-банковской системы и бирж 5) отмена государственной монополии внешней торговли 6) введение концессий
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) ______________ конференция «Большой тройки» проходила в 1943 г. Б) Молодежная комсомольская организация «Молодая гвардия» действовала в городе____________________________________. В) В ходе Курской битвы произошло крупнейшее танковое сражение у ______________.
Пропущенные элементы: 1) Ялтинская (Крымская) 2) Краснодон 3) станция Прохоровка 4) Тегеранская 5) Краснодар 6) разъезд Дубосеково
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора. «Я видел не только бесполезность, но и вред совмещения постов, и я даже ссылался: "Представьте моё положение, я критиковал Сталина за совмещение в одном лице двух таких ответственных постов в государстве и в партии, а теперь сам…" Выношу этот вопрос на суд историков. Сказалась моя слабость, а может быть, подтачивал меня внутренний червячок, ослабляя моё сопротивление. Ещё до того, как я стал Председателем Совета Министров СССР, Булганин внёс предложение назначить меня как первого секретаря ЦК КПСС Главнокомандующим вооружёнными силами. Тем более что в Президиуме ЦК военные вопросы, армия, вооружение относились к моей епархии. Это произошло без публикации в печати и было решено сугубо внутренним образом, на случай войны. Внутри вооружённых сил об этом известили высший командный состав». Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||
| Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) 1877-1878 2) Г.А.Спиридонов 3) А.В.Суворов 4) 1756-1763 гг. 5) 1853-1856 гг 6) Чесменское сражение 7) П.С.Нахимов 8) Х.А. Миних 9) осада крепости Очаков
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Прочтите отрывок из воспиминаний.
«Выборы …стали своего рода вызовом большевистской революции..Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказались побеждёнными. Вместе с левыми эсерами они оказались на много позади правого крыла партии, а тем самым - в меньшинстве. В комнату быстрым и твёрдым шагом шагом входит рослый и широкоплечий Дыбенко. Давясь от хохота, он звучным и раскатистым басом рассказывает…что матрос Железняков только, что подошёл к председательскому креслу, положил свою широкую ладонь на плечо оцепеневшего от неожиданности Чернова и повелительным тоном заявил ему «Караул устал. Предлагаю закрыть заседание и разойтись по домам». Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в телеграмме события произошли в январе 1918 г. 2) События произошли осенью 1917 года. 3Разгон Учредительного собрания 4) Роспуск Временного правительства. 5) Большевики поддерживали Учредительное собрание. 6) Учредительное собрание ничего не успело предпринять для стабилизации обстановки в стране.
| |||||||||||||||||||||||||||||
| Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну, в это время Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||
| Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». Ответ: ___________________________. | |||||||||||||||||||||||||||||
Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2», рядом с которым произошло сражение Ответ: ___________________________. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Война продолжалась около 5 лет.. 2) Война продолжалась 20 лет.. 3) Война закончилась после сражения под городом (2). 4) военные действия велись не только на суше, но и на море 5) одним из последствий войны было отвоевания выхода России к морю. 6) В ходе войны Россия потеряла весь свой флот..
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Архитектором данного собора являлся Аристотель Фиораванти 2) Данный собор был построен в шатровом стиле 3) Данный собор располагается в г.Киев 4) Памятник архитектуры был построен в период в конце 15 начале 16 века. 5) Архитектором данного собора являлся Алевиз Новый
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Какие из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства
страной того же государственного деятеля, при котором было создан, изображённый на рисунке данный храм? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти здания.
|
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
Из работы историка А.Б. Каменского
« Какого место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а сними политического курса в веренице бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти чёткой программы. Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была возможно самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, много не успела, а от много ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам.
Реформы Екатерины носили созидательный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных зажиточнее».