Ваби – Саби как важнейшее




Понятие в эстетике Японии

 

Ваби-саби (яп. «скромная простота»; ваби – воздержанность и саби, букв. «ржавчина»,винтаж) представляет собой обширную часть японского эстетического мировоззрения. «Ваби» ассоциируется со скромностью, одинокостью, неяркостью, однако внутренней силой. «Саби» -- с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.

Ваби-саби трудно объяснить, используя западные понятия, но эту эстетику порой описывают как красоту того, что несовершенно, мимолётно или незаконченно. По сути, ваби-саби – это понятие, характеризующие присущий японцам эстетический вкус, способность воспринимать прекрасное и предметы искусства в своём естестве, неподдельности и без излишеств.

Словосочетание ваби-саби является определением японского стиля, но этот стиль, по своей сути, выходит за рамки только японской культуры и может быть знаком и близок любому человеку. Я хочу поделиться своим ощущением этого стиля, не вдаваясь в его историю, уходящую корнями в буддийские традиции, чтобы вы смогли тоже почувствовать его.

Это красота несовершенства, случайности и времени. В то же время Ваби Саби нельзя назвать прохудившуюся крышу дома, так как это разрушает функциональность предмета, но крыша, заросшая мхом, с потемневшей черепицей — это ваби-саби.

Ваби-саби никогда не сможет быть создано промышленным способом, где любое проявление человеческого и природного несовершенства просто станет браком. И напротив, как пример, производство традиционной японской керамики, которая обжигается дровами в специальной печи — Анагаме.

Результат такого обжига всегда уникален, так как расплавленная зола по разному покрывает изделия, создавая разнообразную цветную глазурь, да и сами изделия могут немного оплавиться. Но это не является браком, а наоборот, делает керамику более ценной, ведь при таком обжиге невозможно добиться двух однотипных вещей.

Так же в предметах, созданных в стиле ваби-саби подчеркнуто видно, что это сделано руками, но не потому что мастеру было лень заглаживать неровности, а обусловлено стремлением к природной уникальности. Случайности и небольшие несовершенства делают предметы аутентичными и более человечными, противопоставляя их однотипным промышленным тиражам.

Слово «ваби-саби» состоит из двух частей (что очевидно). Как и много чего японского, слова эти имеют несколько значений, и даже уровней понимания, они по-азиатски неоднозначны и «небуквальны».

«Ваби» означает сдержанность, неброскость, лаконичность и скромность, а еще это перекликается с одиночеством (или уединенностью?), в то же время, это отражение скрытой ценности и силы.

«Саби» - непреходящая ценность старины, натуральность, «антикварность».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Керамика современности давно уже не сталкивается с проблемой заготовки дров, поиска месторождения глины, перетирания глазурей вручную. Глина и глазури продаются в специальных магазинах, печи работают на электричестве, температуру и режим обжига можно с лёгкостью задать через компьютер.

Гончарные круги больше не раскручивают ногой, тратя на это массу сил, достаточно нажать на педаль, и станок будет вращаться с любой скоростью. У керамистов есть выбор, какую глину купить - шамотную или гончарную, красную или белую, низкожгущуюся или тугоплавкую. Но это только внешние изменения. В целом технология не изменилась, просто сократился путь от задумки к реализации. К тому же старинные технологии не забыты до конца. Этот процесс в Европе возведёт в ранг шоу. Собираются зрители, и мастера показывает им свои керамические фокусы, демонстрируя старинные технологии, такие как Раку. Не смотря на то, что человечество придумало уже массу других, современных и прогрессивных материалов, керамика не перестаёт быть актуальной. Этот материал наполнен теплом и всегда вносит долю уюта в наше жильё.

Для написания работы, нами были просмотрены и изучены статьи и книги о керамики Японии, керамики Раку в частности, методах обжигов керамических художественных изделий, способах лепки и декорирования керамики.

 

В процессе работы были изучены история керамики Японии в целом, истории керамики Раку, изучена литература по заданной теме. Сегодня Япония придерживается экологически чистых технологий в производстве керамики. Известные мастера керамики на продаже своих изделий способны заработать целые состояния, но помимо дорогих эксклюзивных вещей, на рынке керамики широко представлены работы молодых независимых мастеров, наполненные современным видением японского традиционализма в области керамики. Японская керамика удивляет разнообразием стилей и форм, широтой диапазона декора и орнаментации. В целом они создают уникальную и самобытную картину, отражающую как веяние классических образцов Китая и талант мастеров Кореи, так и специфическую образную систему национальной эстетики Японии. Ассортимент керамической посуды, разнообразие ее форм всегда зависели, прежде всего, от уровня развития общества и его потребностей. Чем сложнее и многограннее хозяйственно-бытовая жизнь, социальная структура, область духовных интересов, тем более разносторонни запросы к производствам, обеспечивающим общество необходимым ему миром вещей. Для нужд земледельческого хозяйства мастера начали изготовлять сосуды с объемным туловом и узким горлом, выполнявшие функцию хранения сыпучих продуктов (зерна) и воды. Для приготовления блюд из зерна методом варки очень удобны были горшки с округлым туловом и невысоким, достаточно широким горлышком. В древних культурах, знакомых с земледелием, обязательно появляется порционная индивидуальная посуда - миски, чаши, стаканы. Также расцвет земледелия обычно сопровождался распространением различных культов, ритуальных церемоний, призванных обеспечить получение высоких урожаев и благополучие людей. Ритуально-культовые действия требовали соответствующего антуража, в частности особой неутилитарной посуды. Наконец, развитие земледельческого хозяйства, способного давать излишки пищи сверх необходимого минимума, вызывало усложнение и дифференциацию социальной структуры, разграничение привилегированных и рядовых членов общества. Первые имели право и возможность пользоваться инструментами, оружием и посудой лучшего качества, изготовленными наиболее искусными мастерами. Вторые же довольствовались обычными предметами быта, хозяйства и вооружения. Форма, отделка, декор керамических сосудов отражали эти различия.

В Японии привлекательной считается сдержанная красота неярких вещей, мимолетных настроений -- того, что мы скорее чувствуем сердцем, чем воспринимаем глазами.

Создание керамических шедевров в стиле Раку требует особого мастерства. Ведь Раку -- это не просто «неаккуратно» вылепленная из глины чашка, покрытая потрескавшейся глазурью. Это особый стиль. Это загадочная душа Японии в материальном воплощении. Лучшие образцы керамики Раку получают собственные имена и ценятся наряду с выдающимися произведениями искусства (например, чаша «Фудзи-сан»). Кстати, не только в Японии.

Семье Раку принадлежит музей Раку, в котором каждый день (кроме понедельников) выставляются лучшие керамические шедевры, а также принадлежности для чайной церемонии. В музее проводятся специальные выставки, во время которых посетителей знакомят с историей семьи Раку, с самим стилем Раку и его особенностями. В музее можно приобрести некоторые изделия в стиле Раку. Можно купить чай для истинных ценителей.

Несмотря на свой древний возраст производство и торговля керамическим изделиями актуальна и прибыльна в настоящее время.

Изготовление керамических изделий требует высокой подготовленности. При произведение даже обычного казалось бы чайного сервиза в технике ручной лепки нужно знать специфику подготовки глины и множество других факторов таких как температура плавления глазурей, способы её нанесения, учитывать особенности,как например, в данной работе, обжига Раку. Требуется высокая внимательность, так как работа идет с высокими температурами. Знать особенности стиля техники Раку, и соблюдать последовательность всех этапов работы. При выполнении работы возникли некоторые сложности. В поиске научных трудов и специальной литературы было непросто, пришлось переводить некоторые источники с английского, например официальный сайт семьи Раку. В практической части тоже возникали некоторые проблемы при обжиге, работа с высокими температурами требует сосредоточенности и четкости, соблюдение мер безопасности. В целом очень интересно было заниматься данной темой, соприкоснуться с древним видом обжига керамики - Раку, и посмотреть что же в итоге получится, так как вид этого обжига неповторим и всегда дает индивидуальный вид изделию. Изделия раку уникальны, поскольку невозможно предсказать какими они получатся, причем ни одно из них не похоже на другое.

 

 

Список литературы


1.Искуство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. – М: Советская энциклопедия. Т.5. Финикия – Япония., 1981. – 720 с., илл., карт., 56 л. илл.

2. Акунова, Л.Ф., Приблуда, С.З." Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий"./ -М.: Феникс., 2011г.; 104 с.

3. Акунова, Л.Ф., Крапивин,В.А.; "Технология производства и декорирование художественных керамических изделий"./.- М.: Дом, 2009г..-

75 с.

4. Бугамбаев М. "Гончарное ремесло". - Ростов-на-Дону: "ФЕНИКС", 2010. - 320с.

5. Графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. М: Советская энциклопедия. Т.5. Финикия - Япония., пеизд. 2000. - 720 с., илл.,карт.,56л.илл.

6. Иманов Г. М., Косов В. С., Смирнов Г. В.; " Производство художественной керамики: Учеб. для сред. ПТУ". -- М.: Высш. шк., 2009.; - 223 с.

7.История керамики Восточной Азии под ред.:Александрова Л.И, Учеб. Пособие, Москва 1999-2014гг.

8. Захаров А.И. Основы технологии керамики. М., 2002.- 165стр.

10.Пошивайло О.М. Етнография украинского гончарства: Левобережная Украина. - К.: Молодь, 1993.- 408 с.: ил., Искуство стран и народов мира: Архитектура. Живопись. Скульптура

11. Третьяков, Ю.Д., "Керамика - материал будущего"./.- М.: Знание, 2011., 48 с.

12.Скотт Мэрилин; "Керамика. Энциклопедия",; Издательство: Арт-Родник, 2012 г.; 192 с

13. Искусство средневекового Востока. Т. П. Каптерева, Н. А. Виноградова. 1989 г. 239 стр.

Наварро М. П. Декорирование керамики: история, основные техники, изделия: Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21 –й век», 2005. – 144 с.: ил.

Электронные ресурсы:

rykkadelie.livejournal.com/55656.html


www.vavilon.ru/texts/prim/genis3-1.html


www.tenshin.ru/node/404


elenakuzmina.blogspot.ru/2010/06/wabi-sabi-art-of-everyday-life.html


www.tea-terra.ru

 

//www.raku-yaki.or.jp/

https://e-uta.ru/

 

https://ru.wikipedia.org

 

https://www.aikidoka.ru/japan_history/529-japan_his_3.html

Приложение

Примеры чаш раку

 

 

Керамика периода Дземон

 

 

 

Керамика периода Яёй

 

Керамика периода Кофун

 

Керамика и фарфор 16 – 19 вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: