Материалы по курсу «Теория журналистики»




1. Журналистика: сущность, основные понятия и категории.

На современном этапе развития цивилизации резко возрастает роль информации и соответственно всех сфер информационной деятельности, в том числе журналистики. Журналистикаэто социальный институт, целевой функцией которого является удовлетворение информационных потребностей массовой аудитории в актуальной социальной информацию. Особенностью журналистики является то, что она основана на фактах. Ее называю летописью современности.

Понятие журналистика имеет несколькозначений: 1) система видов деятельности, предназначенная для поиска, переработки (создания текста), передачи актуальной социальной информации массовой аудитории с помощью различных каналов коммуникации; 2) система СМИ как комплекс каналов; 3) совокупность профессий; 4) система произведений, 5) система научного знания и образования.

Основные понятия категории журналистики: массовая информация, массовая аудитория (расчетная, потенциальная, реальная), массовое сознание, информационная политика, учредитель, руководящие органы, журналисты, каналы, тексты и др.

2. Возникновение и развитие журналистики как отражение ее социальной сущности

Журналистика как явление социальное обусловлена теми связями, отношениями и ценностями, которые господствуют в обществе. Она не случайно возникла именно в VII веке. Это был период становления и развития индустриального (капиталистического) общества, когда появились объективные исторические и технико-технологические предпосылки: появление множительной техники и развитие торговых связей, производства, рост грамотности населения.(Дальнейшее развитие журналистики, подтверждающее ее социальную сущность, следует обосновать на исторических типах журналистики).

3. Журналистика как фактор социального управления

Журналистика в силу закономерностей информационной деятельности оказывает управляющее воздействие на массовое и индивидуальное сознание, на систему взглядов, представлений, направленность поведения людей. По сути она регулирует отношения людей, массовой аудитории с действительностью. Данное влияние идет по двум направлениям: 1) влияние на массовую аудиторию, 2) на социальные институты. На социальные институты (власть, бизнес и т.д.) СМИ влияет через формирование общественного мнения. При этом важна активность аудитории. Возможно и прямое обращение СМИ, например, к институтам власти.

Результативность деятельности журналистики зависит от ее э ффективности (влияния на массовое сознание, когда информация становится реальной, т.е. оказавшей воздействие на сознание, и действенности (влияние на социальные институты, в результате чего изменяется реальное положение дел в обществе).

4. Массовая информация, ее характеристика и виды

Информация - базовое понятие для журналистики. Традиционно информация определялась как сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом. Но с середины XX в. в связи с развитием кибернетики понятие информации расширилось.

В журналистике информация имеет несколько значений: краткие некомментированные сообщения о событиях; группа жанров для сообщения новостей. В широком смысле – информация в журналистике – это вся совокупность сведений, вербально и невербально зафиксированных, которые передает журналистика аудитории. В информационном потоке есть и информация худождественная,публицистическая.

Виды информации в журналистике: 1 принятая, потенциальная, реальная.

Массовая информация обладает рядом значений: направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта входящих в нее; соответствие нуждам массы в информации; доступность информации для массы; возможность оперативного получения массовой аудитории информации, регулярность получения; открытая возможность для всех желающих гражданского участия в работе СМИ в разных формах (это реализация функции СМИ как института прямой демократии); интерактивность.

Проблема правдивости, объективности и адекватности информации (см. схему).

5. Журналистика как «четвертая власть»

Журналистика выступает важнейшим инструментом непосредственной (прямой) демократии. Демократия – это метод осуществления государственной власти,, характеризующийся равенством всех граждан перед законом, политическими правами и свободами личности. Народ как источник власти, реализует ее как непосредственно (референдумы, митинги, демонстрации и т.д), так и через представителей. В демократическом обществе существует разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная). Английский философ Э.Берк назвал журналистов четвертой властью. Журналистика реализует свою власть через влияние на массовое сознание и на социальные институты. Взаимодействие СМИ и власти бывает разным в зависимости от типа общества. Можно выделить 3 типа отношений, когда СМИ – недовласть, сверхвласть и партнерство. В условиях плюрализма важен диалог.

(Формы власти: насилие(в том числе военное), социальное принуждение, убеждение, манипуляция).

 

 

6. Функции журналистики как социального института

Социальный институт – это система организации деятельности в той или иной сфере,основанная на социальных связях и отношениях, нормах, ценностях и имеющая функциональную направленность (реализующая те или иные функции). Журналистика как социальный институт также реализует определенные функции, целевое назначение которых – адекватное информационное обеспечение массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их потребностями в целях устойчивого и гуманнго развития личности, общества и государства.

Функции: коммуникативная (базовая функция, обеспечивающая социальное взаимодействие); социально-ориентирующая, непосредственно-организаторская; культуроформирующая; рекреационная; рекламно-справочная.

Текст может быть монофункциональным, с доминирующей функцией и полифункциональный. Существует взаимодействие функций.

7. Проблема свободы в журналистике

Свобода – необходимое условие любой деятельности и стремление к свободе –неотъемлемое право каждого журналиста. Основой свободы является возможность выбора и принятия решений без принуждения. Но это не означает вседозволенности. Философы говорили о свободе как осознанной необходимости, что означает необходимость действовать на основе познания объективных закономерностей, которыесуществуют не только в природе, но и в обществе.И это обусловливает неразрывное единство свободы и ответственности.

Н. Бердяев (Царство духа и царство кесаря М.1995, с. 29): «Свобода не должна быть декларацией прав человека, она должна быть декларацией обязанностей человека, долга человека быть личностью».

Латос Эркко (финский исследователь): Основное правило для журналиста и для политика таково: сколько свободы – столько и ответственности».

В журналистике концепции свободы реализовалась по-разному на разных этапах, в разных исторических типах общества (феодально-монархический тип, религиозно-клерикальный буржуазный, социалистический). Ограниченная свобода (проблема цензуры); полной свободы, ответственной свободы.

В журналистике выделяются три стороны свободы: юридическая, экономическая и социально-творческая.

Н.Бердяев в целом ряде своих работ говорил о свободе творчества. Как религиозный философ он отмечал, что Бог создал человека творцом и творчество должно быть ответом на призыв Бога, но, говорил он, что бывает и лже- творчество как ответ на призыв сатаны.

Свобода не может быть безграничной. О.Тоффлер (Метаморфозы власти, М 2002, стр. 449) «Никакое общество не может вынести полную свободу информации… Бывают моменты крайнего кризиса, моменты «очевидной опасности», когда абсолютная свобода предлагает поджигателям подлить бензин в пламя бушующего огня. Поэтому абсолютная свобода оказывается возможной не в большей мере, чем какой бы то ни было иной абсолют»

Европейская конвенция по правам человека(ст. 10) «Свобода может быть ограничена в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного спокойствия, защиты здоровья граждан и нравственности».

8. Массово-коммуникационные средства журналистики

Печать, радио, телевидение, интернет-журналистика

9. Интернет как информационная среди и как средство СМИ

Интернет является одним из видов коммуникации, который становится все более значимым и расширяющим свое влияние (в том числе в журналистике: интернет-СМИ, электронные-версии). Важно отметить, что интернет- это синтез социальных и технологических процессов. Широкая распространенность имеет объективные причины: потребность в свободе и самовыражении, специфика виртуальных отношений, определяющая, по выражению французского социолога П.Вейля, «легкую социальность», которая ни к чему не обязывает, создание социальных взаимодействий, которых не хватает в жизни, создание социальных связей.

Новые возможности и новые вызовы. Трансформация самоидентичности личности (через образы в соцсетях), формирование параллельной реальности и уход в виртуальную реальность, расширение возможностй манипуляций, сложности в организации диалога людей и общностей с разыми социальными позициями и т.д.

10. Инфраструктура СМИ

Инфраструктура СМИ – это система жизнеобеспечения деятельности средств массовой информации. Она включает ряд элесентов6

- информационные агентства и службы, пресс-центры и службы связи с общественностью, рекламные агентства;

- техническая часть инфраструктуры – полиграфические предприятия, техцентры телевидения и радио, средства доставки и т.д.;

- система работы с кадрами(факультеты журналистики, система повышения квалификации журналистов, творческие союзы журналистов;

- организационно-управленческая инфраструктура (социальные институты и организации разного уровня).

11. Государственная информационная политика в области СМИ

Государственная информационная политика (ГИП) представляет собой деятельность государства, направленную на регулирование процессами производства, хранения, передачи, пользования информацией в интересах личности, общества и государства. Она включает создание и внедрение информационных технологий, формирование единого информационного пространства. Эта деятельность осуществляется на основе Конституции РФ, законов и иных правовых актов.

Содержание государственной информационной политики позволяет выделить в ееструктуре две составляющие: технико-технологическую и гуманитарную. Первая из них связана с решением задач информатизации общества, развитием и внедрением ИКТ, средств связи, созданием мощной информационно-технологической инфраструктуры. Гуманитарная составляющая государственной информационной политики касается организации информационной деятельности, обеспечения диалога власти и общества, гласности и свободы СМИ, содержания и качества информации.
В целях реализации объективно значимых потребностей личности, общества и государства в информационной сфере государство формирует правовые основы информационной деятельности, в том числе – средств массовой информации. Государство создает собственные СМИ, а также осуществляет контроль в сфере деятельности СМИ. Одним из направлений ГИП является обеспечение информационной безопасности.

Следует отметить, что сами СМИ реализуют собственную информационную политику, определяемую их социальной позицией Она включает идейно-творческую концепцию ведения проблемно-тематических линий, аудиторную ориентацию и способы взаимоотношений с аудиторией, а также способы взаимодействия с другими СМИ.

Важное значение имеет организация в обществе диалога, поскольку разные СМИ и журналисты могут иметь разную социальную позицию, что является нормой для демократического общества. Но при этом необходимо соблюдать основные принципы журналистской деятельности:

- принцип правдивости и объективности (разделять факты и мнения),

- принцип системного подхода,

- принцип детерминизма (выявления причинно-следственных связей),

- принцип единства свободы и ответственности,

- принцип единства формы и содержания.

 

12. Система СМИ и ее структура

Система представляет собой совокупность элементов, находящихся в взаимосвязи и взаимодействии и представляющий определенную целостность. Социальную систему характеризует единство, автономность, открытость, способность к саморегуляции.

СМИ являются частью общей социальной системы, для которой характерны: своя структура, определенные функции, целостность, направленная на определенный результат, способность к саморегуляции. Ее задачи: удовлетворение информационных потребностей всех субъектов; объективное и адекватное отражение реальности в интересах аудитории и развития личности общества и государства; обеспечение горизонтального и вертикального взаимодействия (диалога) в обществе. В современном обществе система СМИ сочетает духовно-творческую деятельность с коммерческой. Общемедийная структура включает ряд компонентов (совокупность разных видов СМИ; технологическая структура; экономическая; редакционная; организационно-управленческая, аудитория СМИ). Структура системы СМИ характеризуется по разным показателям: исторические типы, социальные типы журналистики, коммуникативно-технологические, экономические (по формам собственности, инвестициям и т.д.), аудиторный фактор, регион распространения, предметно-тематическая направленность, целевое назначение(политическая, научная и т.д.), периодичность издания, дизайн.

13.. Тенденции развития системы СМИ в современной России

Тенденции в развитии СМИ в России обусловлены как общецивилизационными факторами (развитие информационного общества и информационных технологий), так и факторами, связанными с трансформацией российского общества. Радикальные преобразования всех сфер общества (в экономической сфере – возникновение института частной собственности; в политической – разделение властей, демократизация, развитие структур гражданского общества, отмена цензуры и свобода СМИ, политический плюрализм (многопартийность); в сфере социальной структуры – ее расширение возникновение новых социальных групп и общностей с различными интересами; в духовно-идеологической – идеологический плюрализм, отмена единой государственной идеологии) привели к глубоким изменениям системы СМИ. Можно выделить такие тенденции развития системы СМИ: 1. возрастание роли СМИ в условиях развития информационного общества и виртуализации общества; 2. Формирование единого информационного пространства; 3. Изменение и расширение состава участников, субъектов СМИ (издатели, владельцы, журналисты, аудитории(мобильная журналистика); 4. Мультимедийность, возникновение конвергентной журналистики; 5. Расширении типологических характеристик по разным показателям; 6. Возрастание роли региональных СМИ; 7. возникновение сети региональных моделей СМИ; 8. Коммерциализация СМИ; 9. рост числа бесплатных изданий; 10. сокращение подписки и рост розничной; 11. Возникновение и рост интернет-изданий и и электронных версий печатных СМИ.

14. Влияние информационных технологий на развитие СМИ

На всех этапах становления и развития СМИ технологии оказывали на них большое влияние и приводило к возникновению новых массово-коммуникационных средств журналистики: журналистика началась с газеты, затем появились радио, телевидение и итернет-журналистика. Это влияло не только на скорость передачи информации (включая режим реального времени),ее качественные характеристики, в том числе, мультимедийность, но и имело важные социальные последствия (доступность для любых групп и социальных общностей; расширение для аудитории возможностей выбора; интерактивность, что способствует росту гражданской активности в обществе; развитию функции СМИ как инструмента непосредственной демократии).

15. Влияние аудиторного фактора на эволюцию системы СМИ

Эффективность деятельности СМИ определяется степенью удовлетворения информационных потребностей аудитории. Массовая аудитория различается по разным показателям (пол, возраст, профессия, социальное положение и т.д), что отражается на ее информационных интересах и запросах. С изменением характера аудитории меняются ее потребности, что необходимо учитывать средствам массовой информации.

В России в результате глубокой трансформации общества произошли изменения в структуре массовой аудитории СМИ. В обществе в результате радикальных изменений в экономике (возникновения института частной собственности) появились бизнес-структуры, сформировались новые социальные группы и классы. Трансформация в политической сфере привела к политическому плюрализму (многопартийной системе, развитию структур гражданского общества, изменению отношений между государством и церковью), была отменена цензура, общество стало открытым. В сфере духовно-идеологической возник идеологический плюрализм, не стало монополии марксизма-ленинизма. Все эти факторы повлияли на изменения средств массовой информации и всей системы СМИ.

16. Этическое регулирование СМИ. Кодексы профессиональной этики журналиста

В обществе существует два механизма регулирования право и мораль. Это относится и к проблеме регулирования деятельности СМИ. В отличие от правового моральное регулирование не контролируется законами и иными правовыми актами. Они разрабатываются в ходе социальной практики и контролируются общественным мнением и общественными организациями. На определенном этапе развития возникла журналистская этика как один из видов профессиональной этики. Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые общественным мнение, а также профессионально-творческими организациями моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

В конце XIX века в условиях развития медиамонополий, активного вовлечения журналистики в политику, появления желтой прессы общество стало требовать введения цензуры. Тогда журналистское сообщество решило разработать и ввести кодексы профессиональной этики (саморегуляция деятельности журналистов). С начала XX века начинается процесс кодификации. Первый кодекс профэтики журналиста был принят в 1918 году. В России кодекс профессиональной этики журналиста был принят в 1994 году. Нормы профессиональной этики реализуются по системе отношений:

журналист – аудитория,

журналист – источник информации,

журналист – персонаж журналистского произведения,

журналист – автор,

журналист – редактор,

журналист – редакционный коллектив,

журналист – коллеги по профессии.

-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: