Контроль за соблюдением законодательства об ОТ




Государственный надзор и контроль за соблюдением трудово­го законодательства и охраной труда возник в России в виде фабричной инспекции еще во второй половине XIX в. Формиро­вание системы государственного контроля фабричной инспекци­ей за исполнением фабрикантами действующего тогда неболь­шого трудового законодательства оказалось весьма сложной зада­чей для российского общества.

Устав о промышленном труде 1913 года содержал целый разд. 3 «О фабричной инспекции» (ст. 30—41). Фабричные ин­спекторы были первыми в истории России государственными за­щитниками рабочих от хозяйского произвола фабрикантов. Все три Кодекса законов о труде России имели самостоятельные главы по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, который осуществляли не только го­сударство в лице своих специализированных инспекций, проку­ратуры, но и профсоюзы, так как им было передано это право государством при ликвидации в 1933 году Наркомата труда. Ныне государство от профсоюзов это право надзора вернуло себе, создав Гострудинспекцию с ее органами на местах, которая находится в структуре Минтруда России. За профсоюзами со­хранился общественный профсоюзный контроль в этой области.

Наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда и Протокол к ней 1995 года и в соответствии с ними обязалась иметь государственную инспекцию труда, обес­печивающую соблюдение трудового законодательства и охраны труда на всех производствах Российской Федерации.

Статья 20. Государственный надзор и контроль

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов.

ГАРАНТ:

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 (в редакции Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649) Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено

Функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ, функции по контролю и надзору и функции по оказанию государственных услуг - Федеральной службе по труду и занятости, правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков - Федеральной службе по финансовым рынкам, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом - Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию

Об образовании федеральной инспекции труда см. постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) см. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

 

2. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78 утверждено Положение о федеральной инспекции труда

3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац седьмой утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ;

Информация об изменениях:

См. текст абзаца седьмого пункта 3 статьи 20

отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работника на производстве.

4. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими.

5. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляются федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: