«Добро и зло» – понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. По логике вещей добро должно «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Так ли на самом деле обстоит дело в романе?
«Мастер и Маргарита» – двойной роман. Однако, несмотря на очевидное противопоставление двух пластов романов, они образуют единое романное пространство. Даже сюжетные линии обоих пластов романа заканчиваются в одной пространственно-временной точке, где получают свое освобождение Пилат и Мастер. Сходство ситуаций и персонажей древнего и современного романов соответствует единому сюжетному завершению. И только в этом сопоставлении раскрывается замысел произведения. Ершалаим и Москва – две сценические площадки двух актов одной всечеловеческой трагедии – описаны в одном лирическом ключе. А Воланд – ключевое звено, связывающее два параллельно существующих мира.
В романе «Мастер и Маргарита» двойственность выражается и в диалектическом взаимодействии добра и зла. По Сковороде, добро не может существовать без зла, либо люди просто не будут знать, что это добро. Воланд говорит Левию Матвею: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли все тени?».Должно быть, некое равновесие между добром и злом в Москве было нарушено: чаша весов резко склонилась в сторону зла, а Воланд пришел, чтобы восстановить равновесие.
В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добро и зло воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по образу к Христу, и Воланда, сатаны в человеческом обличье. По-видимому, Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени, в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия – в Москву 30-х гг. ХХ века. Воланд пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где царила ложь, несправедливость, лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
На Земле должно быть равновесие добра и зла, а если люди попытаются нарушить эту гармонию, то Земля превратится в рай или ад, в зависимости от того, в какую сторону люди «склонили» свой Дом. Как добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны, и, противоборствуя, не могут обходиться друг без друга.
Дуалистическая концепция Булгакова сводилась к тому, что мир поделен между Богом и Дьяволом и что они правят миром заодно. В ранних редакциях Булгаков колебался и все-таки ставил свет выше тьмы. В последнем разговоре с мастером Воланд говорит:
– Я получил распоряжение относительно вас...
– Разве вам могут велеть?
– О да. Велено унести вас....
В этом варианте Бог приказывал сатане и, следовательно, отвечал за все зло мира. В окончательном виде «вина» Бога снимается, князь тьмы получает свое царство в полную власть, и былое распоряжение становится всего лишь просьбой даровать мастеру покой (однако не свет). Здесь зло следует логике парадокса Гёте: желая зла, зло все-таки (иногда) приносит благо. Эта парадоксальная роль делает тьму если не светом, то очищающим огнем.
Нигде в романе не говорится о каком-либо «равновесии» добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена автором ни в пользу добра, ни в пользу зла.
Итак, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла, как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
Заключение
В ходе проведенного исследования, проанализировав ершалаимские главы романа, выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Определено, что в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.
Сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
Гипотеза не нашла своего подтверждения, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.
Список использованной литературы
1.Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Философские науки. 1990.
2.Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989
3.Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И.Белобровцева, С.Кульюс. – М., 2007.
4.Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Мастер и Маргарита. - М., 1992.
5.Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.
6.Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" / Публ., вступит.ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.
7.Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара 1991.
8.Петелин В.В. Возвращение мастера: ст. о М.А. Булгакове – М., 1986.
9.Соколов Б.В. «Булгаковская энциклопедия». – М., 1999.
10.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 2. – 9- е изд. М., 2010
11.Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1993.