Упражнение в образовании однокоренных слов




Дидактические упражненияпо развитию речи

В подготовительной группе.

 

Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ

Все пароходы, все паровозы

При помощи пара ходят и возят.

Все самолеты летают сами,

А пешеходы – это мы с вами.

Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».

- У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).

- У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…

- у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…

- у моржа длинные усы, поэтому его называют…

 

- у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).

- у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).

- у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).

- у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).

- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).

- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).

- у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).

 

Кто больше увидит и назовет.

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).

Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».

листья падают – листопад сам ходит – самоход

снег падает – снегопад мед носит – медонос

вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон

звезды падают – звездопад сено косит – сенокос

разводит сады – садовод везде ходит – вездеход

разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза

перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз

сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.

 

Дидактическое упражнение «Сложные слова».

Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит... (рыболов), пчел разводит... (пчеловод), сам летает... (самолет), лес рубит... (лесоруб).


Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»

Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.

 

Назови одним словом машину, которая:

Возит молоко – молоковоз;

Мешает бетон - … (бетономешалка)

Возит воду - … (водовоз)

Черпает землю - … (землечерпалка)

Укладывает трубы - … (трубоукладчик)

Дробит камни - … (камнедробилка).

 

 

Чтение и пересказ сказки

Спор машин

Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:

существительное + глагол.

 

Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?

- Я сам могу груз сваливать, - сказал Самосвал.

- Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, - зашумел Бензовоз.

- Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.

- А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!

Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:

- Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!

Хлеб резать – нужна Хлеборезка,

Овощи резать – Овощерезка,

Мясо рубить – Мясорубка,

Кофе варить – Кофеварка,

Сок выжать – Соковыжималка.

- Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, - загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!

- Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.

- Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, - загудел Пароход.

- Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.

Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:

- Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.

Вопросы и задания

1. Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.

2. Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)

3. При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.

 

Упражнение в образовании однокоренных слов

«Построй цепочку»

Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову.

Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.

Ход игры:

Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов (т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:

Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.

Зима- зимушка - зимний - зимующий - зимуют.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: