Дидактические упражненияпо развитию речи
В подготовительной группе.
Умение образовывать слова с помощью слияния двух основ
Все пароходы, все паровозы
При помощи пара ходят и возят.
Все самолеты летают сами,
А пешеходы – это мы с вами.
Дидактическое упражнение«Скажи одним словом».
- У слона толстые ноги, поэтому его называют…(толстоногим).
- У жирафа короткая шерсть, поэтому его называют…
- у обезьяны длинный хвост, поэтому ее называют…
- у моржа длинные усы, поэтому его называют…
- у аиста ноги длинные, поэтому его называют… (длинноногим).
- у соловья звонкий голос, поэтому его называют… (звонкоголосым).
- у ласточки хвост длинный, поэтому ее называют… (длиннохвостой).
- у сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).
- у синицы грудка желтая, поэтому ее называют… (желтогрудая).
- у дятла длинный клюв, поэтому его называют… (длинноклювый).
- у вороны черные крылья, поэтому ее называют… (чернокрылая).
Кто больше увидит и назовет.
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Воспитатель с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). У куклы зеленые глаза, значит она… (зеленоглазая), черные волосы, значит она… (черноволосая). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки).
Игра в образовании сложных слов – игра «Эхо».
листья падают – листопад сам ходит – самоход
снег падает – снегопад мед носит – медонос
вода падает – водопад звонит попусту – пустозвон
звезды падают – звездопад сено косит – сенокос
разводит сады – садовод везде ходит – вездеход
разводит леса – лесовод база для нефти – нефтебаза
перевозит лес – лесовоз воду возит – водовоз
сам летит – самолет пыль сосет – пылесос.
Дидактическое упражнение «Сложные слова».
Цель. Учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки.
Словарный материал:
рыбу ловит... (рыболов), пчел разводит... (пчеловод), сам летает... (самолет), лес рубит... (лесоруб).
Дидактическое упражнение «Назови машину одним словом»
Цель. Упражнять детей в образовании сложных слов.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям; «Машина, которая чистит картофель,—картофелечистка».
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Назови одним словом машину, которая:
Возит молоко – молоковоз;
Мешает бетон - … (бетономешалка)
Возит воду - … (водовоз)
Черпает землю - … (землечерпалка)
Укладывает трубы - … (трубоукладчик)
Дробит камни - … (камнедробилка).
Чтение и пересказ сказки
Спор машин
Сказка знакомит с образованием существительных путём слияния основ:
существительное + глагол.
Вышел у машин спор: какая из них самая важная? Какая самая нужная?
- Я сам могу груз сваливать, - сказал Самосвал.
- Вы без меня ничего не можете! Ведь только я бензин умею возить, - зашумел Бензовоз.
- Я самая нужная на стройке, вмешалась Бетономешалка.
- А кто возит молоко для малышей? Я, Молоковоз!
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
- Без нас большой обед и ужин не сварить. Мы нужны! Мы важны!
Хлеб резать – нужна Хлеборезка,
Овощи резать – Овощерезка,
Мясо рубить – Мясорубка,
Кофе варить – Кофеварка,
Сок выжать – Соковыжималка.
- Вы все только сорить умеете, а я чистоту люблю, всю пыль мигом всосу, - загудел Пылесос. – Важнее меня машины в доме нет!
- Эх, с вами только дома сидеть! – запыхтел Паровоз. – Вот я – это машина! Во мне такой сильный пар. Я с ним тяжёлые вагоны возить могу. А мой браток Тепловоз возит пассажиров в дальние края. У него внутри – сильное тепло.
- Нет, я важнее всех! Я по морям, по волнам на всех парах хожу, - загудел Пароход.
- Насмешили вы меня! Самый нужный – тот, кто самый быстрый, тот, кто сам летает, сказал Самолёт.
Только умный Компьютер молчал, думал. А потом сказал:
- Все мы нужны, все важны. Но нам всем нужен Человек. Это он нас придумал. Человек самый важный.
Вопросы и задания
1. Вспомните с ребёнком названия машин из сказки: сам сваливает груз – самосвал, молоко возит – молоковоз. И т.д.
2. Предложите ребёнку вспомнить названия других машин, образованные таким же способом (газонокосилка, сенокосилка, тестомешалка, кофемолка и др.)
3. При пересказе ребёнком сказки обращайте внимание на правильное произнесение сложных слов. Важно, чтобы деть понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
Упражнение в образовании однокоренных слов
«Построй цепочку»
Цель: учить детей образовывать однокоренные слова и подбирать их к данному слову.
Материал: Картинки – символы, означающие предметы, сезон года и т.п.
Ход игры:
Воспитатель дает задание детям построить цепочку однокоренных слов (т.е. подобрать родственные слова к данному слову). Она показывает картинку. Например, с изображением снега:
Снег- снежок- снежный- снеговик- подснежник.
Зима- зимушка - зимний - зимующий - зимуют.