Особенности и типы культурно-досуговых программ




Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.

Чтобы понять специфику культурно-досуговых программ, следует, прежде всего, уяснить общие отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:

· содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);

· овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;

· источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;

· в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

Целесообразно также разобраться в том, каковы основные типы культурно-досуговых программ.

Заслуживающий внимания подход к классификации таких программ и их краткое описание предлагает методист Санкт-Петербургского Дворца творчества юных А.Б. Гальченко [1]. За основу классификации взяты два фактора: степень со-участия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 6 типов программ:

· разовая игровая программа;

· конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

· игра-спектакль;

· театрализованная игра;

· зрелище;

· праздник;

· длительная досуговая программа.

Разовая игровая программане требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.

Организуют все это, как правило, педагоги-организаторы. От их профессионализма, таланта и опыта зависит то, насколько педагогически грамотной получится та или иная игровая программа. Очень важно, чтобы каждый ребенок почувствовал радость от своего участия в коллективном «действе», не ушел с чувством обиды за то, что его не заметили, не приняли в игру, не дали проявить его способности. Не менее важно во время проведения игровой программы учить детей играм, показывать приемы организации игры.

С особым интересом дети воспринимают игры-шутки, игры-розыгрыши, игры-перевертыши (когда задания ведущего нужно выполнить с точностью до наоборот). В то же время избитые, не обновляемые по много лет приемы, как правило, вызывают невосприимчивость и равнодушие детской аудитории.

Непозволительной ошибкой может стать включение в игровую программу сомнительных конкурсов, отдающих пошлостью и создающих щекотливые ситуации. К сожалению, тенденция к пошлости, скабрезности, имеющая место во взрослой игровой практике, проникает и в игровые программы для детей [2].

Как должно выглядеть описание разовой игровой программы? Иногда достаточно и сценарного плана. Однако документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.

Разнообразные примеры подвижных и спокойных игр, которыми можно воспользоваться при составлении разовых игровых программ, собраны и обработаны сотрудниками отдела игры Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества [3].

Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает, как правило, предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.

Педагогу, организующему конкурсно-игровые программы, надо знать о некоторых тонкостях в их подготовке и проведении.

Например, при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию. В то же время самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона. Основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни. А это, как совершенно справедливо отмечает А.Б. Гальченко, наука непростая. Ребят так и тянет сострить по поводу Госдумы, президента, исторических событий. И когда какой-нибудь шестиклассник, еще мало смыслящий в истории страны, пытается шутить на эти темы, то сомнительность такого «юмора» становится очевидной.

Чтобы избежать подобных ошибок, для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.

Другой пример – чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста интеллектуальные игры. Это такие игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.

Полезную для педагогов-практиков классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев (г. Вологда) [4]:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: