Раздел «Методика обучения грамоте»




Методические задачи по дисциплине

«Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе»

Раздел «Методика обучения грамоте»

 

1. Учитель проводил звуковой анализ слова ГОЛУБИ. После того, как схема была составлена, он задал учащимся вопрос: «Почему согласный звук в последнем слоге произносится мягко?»

Оцените работу учителя. Ответ аргументируйте.

 

 

2. Сравните и оцените два варианта работы учителей на уроке обучения грамоте по выполнению одного и того же задания: установить соответствие между схемой и словом.

-
На доске две схемы:

1 учитель: по одному произносит слова МАК, КОТ, МЕЛ, ЛЕС. Дети вслед за учителем повторяют каждое слово и выполняют предложенное задание.

2 учитель: по одному произносит слова МАК, КОТ, МЕЛ, ЛЕС. Каждое слово дети записывают печатными буквами в тетрадь и после этого выполняют предложенное задание.

Если ни один из вариантов работы Вас не устраивает, предложите свой.

3. Перед Вами несколько вариантов одного и того же вопроса, заданного учащимся на уроке обучения грамоте. Какие из этих вопросов, считаете Вы, сформулированы корректно, а какие – нет? Докажите.

1) Прочитайте слова, написанные на доске (Петя, Поля). Найдите в них слоги с мягкими согласными звуками. Почему согласные в этих слогах произносятся мягко?

2) Прочитайте слова, написанные на доске (Петя, Поля). Как вы узнали, что некоторые согласные звуки следует произносить мягко?

3)) Прочитайте слова, написанные на доске (Петя, Поля). Как вы узнали, что в слове Петя первый звук следует произносить [пꞌ], а не [п]?

 

4. Перед Вами несколько вариантов одного и того же вопроса, заданного учащимся на уроке обучения грамоте. Какие из этих вопросов, считаете Вы, сформулированы корректно, а какие – нет? Докажите.

1) Прочитайте слово, написанное на доске (Поля). Как вы узнали, что буква Л мягкая?

2)Прочитайте слово, написанное на доске (Поля). Как вы узнали, что буква Л читается мягко?

3) Прочитайте слово, написанное на доске (Поля). Какая буква скомандовала согласному звуку произноситься мягко?

 

5. Возможны два пути использования слого-звуковой модели в период обучения грамоте:

1) ребенок идет от слова к схеме;

2) ребенок идет от схемы к слову.

Придумайте упражнения того и другого типа.

 

6. Сравните и оцените три варианта работы учителей на уроке обучения грамоте по способу предъявления слов для звукового анализа.

1 учитель: Откройте азбуку и прочитайте слово. (Дети хором читают: КИСТИ). Теперь составьте звуковую схему этого слова.

2 учитель: На наборном полотне стоят карточки со слогами: СО, КУ, КИ, СЫ, У, КО, НИ,НО.

- Составьте из слогов все возможные слова. А теперь составим звуковые схемы получившихся слов.

3 учитель: Напишите печатными буквами слова кино, окно. Какоеиз этих слов

соответствует схеме?

Если ни один из вариантов работы Вас не устраивает, предложите свой.

 

7. Учитель предложил учащимся на слух определить, с какого звука начинается слово УТКА.

Дети выделили звук [У].

Далее учитель предложил определить, какой это звук, и доказать это.

Учащиеся дали такой ответ: «Это звук гласный, потому что его можно петь, воздух при произнесении звука не встречает преград, этот звук образует слог».

Оцените ответ учащихся. Свой ответ аргументируйте.

8. Учитель задает учащимся на уроках обучения грамоте некоторый круг вопросов. Оцените их лингвистическую грамотность. Ответ аргументируйте.

1. По ленте букв прочитайте те, которые изучили.

2. Назовите букву, на которую я показываю, а потом звуки, которые она обозначает.

3. На какие группы можно разделить буквы?

4. Какие буквы командуют: «Читайся мягко!»?

5. Какие согласные буквы не подчиняются ни одному командиру?

 

9. На уроке обучения грамоте после знакомства с буквой М и звуками [м] [мꞌ] учитель сделал обобщение:

- Ребята, это одинаковые звуки, только один твердый, а другой – мягкий.

Оцените лингвистическую грамотность данного обобщения. Ответ аргументируйте.

 

10. Основная цель уроков обучения грамоте – учить слышать звучащее слово. Сравните два варианта работы учителя. Какой из них соответствует поставленной цели? Ответ аргументируйте. Если Вас не устраивает ни один вариант, предложите свой.

На доске две схемы:

Задание: установить соответствие между схемой и словом.

1 учитель: произносит слово (рак), просит учащихся повторить его, а потом выполнить задание.

2 учитель: произносит слово (рак), просит учащихся написать его печатными буквами в тетрадях, а потом выполнить задание.

 

11. Сравните два варианта работы учителей по выделению с учащимися ударного слога в период обучения грамоте. Оцените способы выполнения задания; ответ аргументируйте.

1 учитель: Для выделения ударного слога в слове ЛИСА учитель предложил учащимся позвать ее: «ЛИ – СА! ЛИ – СА!». Ученики, выполняя задание, вслед за учителем повторяли: «ЛИ-СА! ЛИ-СА!».

2 учитель: Чтобы определить ударный слог, надо спросить, что это за предмет. Например, это КУКЛА. Спросите про этот предмет.

Ученики спросили: «Кто это?»

 

12. Учитель читал учащимся стихотворение Б. Заходера «Кит и кот». После этого предложил учащимся поиграть в превращения слов:

- Ребята, слово КОТ получится, если в слове КИТ гласный звук [И] заменить гласным звуком [О]. Попробуйте так сделать. У Вас получилось?

Оцените способ выполнения задания; ответ аргументируйте.

13. На вопрос: «В чем следует тренировать детей после знакомства с гласными и согласными звуками?», будущие учителя, прослушав курс методики, дали два варианта ответа:

1) в правильном разграничении гласных и согласных звуков;

2) в правильном способе действия для разграничения гласных и согласных звуков.

 

Какой ответ Вы принимаете? Аргументируйте.

Если не устраивает ни один из ответов, предложите свой вариант.

 

14. Оцените данный вариант работы учителя на уроке обучения грамоте при знакомстве с новыми звуками [л] [лꞌ] и буквой Л. Ответ аргументируйте.

- Составьте звуковую схему слова стол. (Дети выполнили задание). А теперь запишите это слово печатными буквами (Букву Л знают не все дети, поэтому не смогли написать слово).

- Какая новая буква вам понадобилась?

- Для обозначения какого звука она вам нужна?

- Где находится звук в этом слове?

- Посмотрите, как пишется эта буква. Напишите слово.

 

15. На формирование каких умений направлены перечисленные ниже упражнения? Ответ аргументируйте.

1) Учитель беззвучно, одними губами произносит звуки [О], [П], [С], [А], [Т] и предлагает учащимся определить (поочередно), гласный это или согласный звук.

2) Учитель говорит: «Я считаю, что звук [Р] – гласный, потому что его можно долго тянуть. Кто со мной согласен?»

3) Учитель просит следом за ним повторять звуки, слушать себя, а потом определить, гласный или согласный это звук. Определив, поднять карточку-сигнал с обозначением соответствующего звука.

16. Какие фонетические знания учащихся концентрируются в Ленте памяти в период обучения грамоте. Перечислите.

 

17. Учитель на уроке обучения грамоте предложил учащимся задание из книги Ш.А. Амонашвили: под каждой звуковой схемой положите соответствующую картинку, только картинки заменил карточками со словами. Равноценны ли эти задания? Ответ аргументируйте.

18. как Вы думаете, с какой целью известный методист А.Панов использует данное задание?

- Дети, посмотрите на доску. Это буква Ж. В ее написании слева и справа используются завитушки.

- А теперь произнесите звук [ж]. (Дети произносят). А у звука есть завитушки? Почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: