ЧАСТЬ III. ОЦЕНКА МУЗЫКИ В ИСЛАМЕ.




ВВЕДЕНИЕ

 

Зело прельщен мир сей ложной мыслью о преображающей силе тленного искусства человеческого, о его положительном нравственном значении! Это – ересь бесовская, прелесть сатанинская! Посмотрим хотя бы музыку, а именно лучшую музыку мира сего, которую сыны вавилонские именуют классической. Конечно, мысль о том, что вся музыка светская поражена страстью блуда, выражает исключительно ее в разных пропорциях, не совсем истинна и разумна. Многие сочинения дышат гордыней (как у Бетховена, Листа или Скрябина), иные – гневом (те же Бетховен и Лист, некоторые произведения Рахманинова) иные – унынием и отчаянием (Шопен, Чайковский некоторые произведения Шостаковича и Шнитке), иные – чревоугодием, каковым славятся итальянцы, вроде Россини, иные – ленью (например, композиторская лень Скрябина заразительна и проявляется в слабой проработке тем, в чем не откажешь гордецу Бетховену), иные – жадностью, как современные минималисты. Нет страсти, неподвластной выражению в тленном и развращенном искусстве музыки! Все глубины сатанинские (Откр. 2:24) открыты!


Если говорить в общих чертах, то музыка заставляет человека забыться, перестать думать о смерти, развеселиться, расслабиться, в то время как христианин должен вести внутреннюю духовную борьбу, сопряжённую с трезвением. Недаром классическая музыка приобретает огромное значение во всяких бесовских буддийских сеансах медитации, релаксации и др. Музыка выражает то, что в православной аскетике именуется «душелюбием» - любовью к падшей душе своей, вопреки слову Господнему: " Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми

крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее " (Марк 8:34,35). Самое прекрасное, что создано в этом искусстве, то, что композиторы создавали, стремясь к Богу, содержит в себе утонченное сладострастие. Если посмотреть на другой ракурс, то поклонник классической музыки в глубине души очень гордится, подобно фарисею, что «он не такой, как они» – любители рок-музыки или попсы. Мы не оправдываем рок-музыку, но в духовном плане отличие оной от классики невелико – просто они по-разному разрушают человека. Увлечение роком можно сравнить с блудом, а увлечение классической музыкой – с духовной прелестью, о которой столь убедительно писали Святые Отцы [1]. Это состояние, когда человек творит злое дело, думая, что он приближается к Богу. Корень сего явления – в гордыне. Как говорил Иоанн Лествичник: «Блудников могут исцелить люди, тщеславных – Ангелы, а гордых – один Бог» [2].

 

Итак, задача настоящей работы – рассмотреть классическую музыку с позиций православной догматики, аскетики, мистики и морали. Понять духовную основу создания великих шедевров, их этические и религиозно-опытные корни. Изучить различные взгляды на сущность музыкального искусства, доказать их истинность/неправду.


ЧАСТЬ I. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРОВ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

 

МУЗЫКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

Нам могут сказать, что не надо сгущать краски. Но посмотрим, например, вершину мирской музыки, возвышающуюся над всеми остальными творениями, как горы возвышаются над равнинами, хотя в плане духовном это различие подобно различию между муравьиным львом и муравьем в сравнении с Empire State Building. Посмотрим на музыку великого немца ИОГАННА СЕБАСТЬЯНА БАХА (1685 – 1750). Что мы слышим в его chef-d'oeuvre, Токкате ре минор? Чему уподобим ее? Она похожа на старый готический собор с его угловатой, резкой архитектурой. Мы не слышим здесь внутренней теплоты православия, услышим же холодный зов в вечность, надгробное слово былому могуществу веры. Эти образы упомянуты Святителем Игнатием Брянчаниновым в статье о Валаамском монастыре, когда тот описывал близлежащую кирху, говоря о пасторе: «Он, говоря народу в проповеди своей одно поверхностное, ученое сведение об Искупителе и Его нравоучении, говорит каждый раз как бы надгробное слово над утраченной истинной живой верой и Церковью этими людьми и местами » [3]. Писатель В. Распутин сказал о том же: «Я бывал и в католических, и в протестантских храмах, они больше похожи на величественные памятники былому могуществу веры » [4, стр. 87]. Если вдаться в метафизический смысл – это гимн космосу. А кто именуется в Вере Православной правителем мира, космоса (κοσμος – мир)? Ответ не требует затруднений – это Диавол. Чуткое сердце православного человека всегда чувствовало метафизический холод католической и протестантской церкви. Там нет священнодействия, в первом случае – это языческий miracle, в какой-то мере opera seria, во втором – холодная проповедь пастора, надгробное слово. Нет в ней живой веры, святой, православной, есть дух вражий, рационалистский, а то и вовсе гедонистический. В лучших (да и не только) сочинениях Баха мы не встретим этих черт, но он не мог иметь истинной веры, так как был еретиком. Мало того, он был искренним лютеранином, одним из лучших, образцовых, то есть – упорствующих в ереси. Его музыку один православный модернист, экуменист, либерал и русофоб, ненавидящий свою страну и великого Святого Игнатия Брянчанинова, назвал "богословием в звуках" [68]. Это верная мысль. Но "богословие" его принадлежало всею душою к ереси, то есть было чуждо Бога, ложно и мерзко перед Церковью Православной. Все музыковеды пишут, что музыка Баха носит специфический протестантский характер. О характере творений великого мастера пишет биограф композитора Базунов, живший в XIX веке и написавший биографический очерк о великом человеке для серии «Жизнь замечательных людей», издаваемую тогда Ф. Павленковым: «Мы уже имели случай говорить, что религиозное воодушевление, которое всегда лежало в основе церковной музыки Баха, было проникнуто некоторым специально протестантским оттенком. Оттенок этот, трудно передаваемый словами, признается, однако, всеми исследователями и знатоками музыки Баха и чувствуется, в самом деле, весьма осязательно» (6, стр. 69). Но нерадивые сыны Церкви не смотрят на это и слушают сочинения богоотступника. А музыка есть самое интимное искусство, непосредственно действующее на сердце, минующее разум, включающее человека в мистические ритмы той конфессии, где создавалась. И если Святые Отцы предостерегали от чтения книг, содержащих лжеучение, то тем паче следует избегать прослушивания музыки, созданной еретиками.

 

Возможно, для читателя Святой Игнатий не авторитет. Тогда мы вспомним, что Апостольские правила и другие каноны Церкви строго воспрещают молитву с еретиками. Поэтому прослушивание произведений Баха и молитвенная сочувственность им есть духовное общение с вероотступником, которое предаётся анафеме. Нет общего у света с тьмой. И да не будет!

 

Кроме рассмотренного произведения этого автора вспомнились из грешной юности нам и другие. Например, Токката, адажио и фуга до мажор. Первая часть представляет собой некое гордое, надменное шествие человека. Не возникает ни одной мысли о вечном – все твердо и жестко идет по земле в достижении могущества. Мне кажется, что эта музыка предвосхищает гордые порывы симфоний и сонат Бетховена. Вторая часть представляется нам утонченной смесью уныния и сладострастия, притом столь искусно приготовленной и разбавленной холодной водой великого ума, что не только сыны мира сего, но и даже некоторые нерадивые дети Церкви видят в этой музыке тоску по Богу. Но это не так. Печаль этого произведения – это печаль мира сего, которая есть погибель, по слову Апостольскому (2 Кор. 7, 10). О такой грусти хорошо написал Святитель Лука Крымский: «Много слез от того, что остаются неудовлетворенными стремления человеческие к мирским благам. Много слез от того, что остаются наши заветные желания. Много слез о том, что рушится план жизни, который мы сам себе начертали, а Бог не начертал. <…> Неужели за эти слезы должен ожидать плачущий утешения Господня? Конечно, нет. Эти слезы Богу противны» (4, стр. 79). Вы поняли? Противно Богу бренчание на органе музыки с таким унынием!.. Правда, конец этого Адажио дает некоторую встряску, после которой начинается праздник в духе мира сего – Фуга.

 

Между прочим, многие говорят о «божественном звучании» органа в католическом храме, когда самому хочется молиться (особенно женщины). Но это – не желание молиться, а воздействие инфразвуков, которые имеются при звучании органа в «церкви», на психику человека, приводящее к экзальтации. Об этом будет сказано в третьей части данной работы. Кстати, воздействие инфразвука далеко не безобидно, он используется как секретное оружие (в свое время в моем институте проводились исследования на эту тему, также известны случаи убийства низкочастотным звуком). И стоит задуматься – почему столь великие композиторы так мало жили?..

 

Вспомним его Третью сюиту для симфонического оркестра. Первая часть – обычное суетное веселье, радость преходящая. Надо отдать должное Баху, что он понимал эту недолговечность, но и попытка заглянуть за пределы мира сего во второй части (Aria) кончилась крахом – он показал некую нирвану, с мягким, ненавязчивым блудодейским душком (так враг меняет свое действие с наступления танковых дивизий на внедрение «засланных казачков», добродушных агентов, которые нежно получают необходимое для противника). Таковы его Бранденбургские концерты.

 

Посмотрим на хорошо темперированный клавир. В лучших местах – то же холодно-космофилическое восприятие вечности, в остальных – те же страсти, лишь приукрашенные и сглаженные. Новаторство этой работы – в принятии звукоряда Веркмейстера, основанного на равенстве звуковысотных тонов (до того инструменты настраивали по квинтовому кругу). Идея сия восходит к иезуитам, учившим о всеобщем равенстве. К чему привела такая идея, все мы знаем. И отношение к этой философии в Православии должно быть очевидным: все мы разные – и по статусу, и по степени обожения… Сатанист и розенкрейцер Иоганн Гёте говорил: слушая ХТК, он чувствует, что беседует с Богом. Но вне Веры Православной немыслима беседа с Богом! Так могут думать только бесноватые еретики, а не Истинные Христиане! Поэтому не будем всерьёз принимать свидетельство масона о еретике…

 

Утончённое сладострастие характерно и для так называемых «духовных» кантат композитора. Игумен Петр (Мещеринов), автор перевода этих произведений на русский язык, сам отмечал в интервью «Неужели русская культура недостойна переводов Баха » (69, также об этом в газете «Музыкальное обозрение» за декабрь 2014), что характер текста отличен от православного. Развивая его мысль, я скажу, что сам дух обращения к Богу в этих творениях отличен от православного. А раз не православный – значит бесовский, ибо вне Церкви нет спасения, как бы ни хотели этого еретики экуменисты. Если рассмотреть, например, его Кантату № 82 «Ich habe genug», то в ней мы услышим именно это. Завершительная ария в этом произведение – оперная фиоритура, совершенно далёкая от молитвы. Начало же может показаться сынам мира сего образцом духовной чистоты, но это – то же сладострастие. Это – та самая правда падшего естества, о которой писал святой Игнатий. Ибо обновление природы человека возможно только в Православной Церкви, а не в ереси протестантской…

 

Ровесник Баха ГЕОРГ ФРИДРИХ ГЕНДЕЛЬ ( 1685 – 1759) – во многом противоположен своему великому современнику. В отличие от Баха, как отмечает Акопян, «он никогда не демонстрировал особого внимания к собственно религиозной проблематике, являя собой образец сугубо светского музыканта » (7, стр. 266). Таков характер его Музыки на воде, Музыки для королевского фейерверка, Concerti Grossi и др. В них мы слышим веселье мирское, суетное. Ни одной мысли о вечности! Есть у него, конечно, и произведения на библейские темы, например оратория «Мессия». Рассмотрим духовно-нравственную суть этих великих творений и увидим, какие чувства двигали автором, что они есть с позиций аскетики. Вспоминая создание «Аллилуйи», он говорил: «Я представлял перед собой Царство небесного и самого Господа милосердного » (9, стр. 91). Но это – прелесть! Не так учат отцы святые! Величайший из всех русских духовных писателей Святитель Игнатий Брянчанинов, страшно ненавидимый либералами и прочими наместниками Сатаны на земле, пишет: «Не должно представлять себе в воображении ни рая, ни неба, ни престола Божия, ни... Ангела, ни Божией Матери, ни Самого Христа. Падшие духи стараются возбудить в нас действие воображения, иногда же и сами являются в разных ложных и обольстительных призраках... Образы светлых Ангелов, святых отошедших человеков и Самого Христа принимают на себя демоны для обольщения и погубления не только новоначальных, но и преуспевших в подвиге. Дозволяется живое представление адского пламени, тьмы вечной, подземной, страшной темницы и прочих ужасов предсмертных и посмертных единственно при возникновении плотских ощущений, помышлений и мечтаний; дозволяется это употребление воображения только в час нужды, по миновению которой оружие тотчас отлагается. Будучи употребляемо без нужды, оно может нанести вред уму, соделав его удобопреклонным к мечтательности и к самообольщению» (8).

Многие еретики не согласятся со Светилом Духовным. Они скажут, что человек сам может определять свои отношения с Богом. Но не скажет так православный христианин! Так скажет только протестант! А для русских людей слово Святителя – решающее! Да и зачем мыслить своими мозгами (как сказано в его творениях – «Соделывается способным к усвоению себе разума Божия тот, кто отвергнет свой разум » (10)), когда духовная дочь Святителя сказала, что он явился ей во сне и пояснил: «Все, что написано мною в книгах, все – истина » (11, С. 336).

 

Великий итальянский композитор АНТОНИО ВИВАЛЬДИ ( 1678 – 1741) был человеком страстным, пренебрежительно относившимся к своим священническим обязанностям. Говорят, что он мог покинуть алтарь, чтобы записать пришедшую на ум мелодию (12, стр. 34). Джон Стэнли (9, 86) отмечает, что «в 1737 г. Папа Римский запретил постановку одной из его опер и охарактеризовал его как непрактикующего священника, у которого была сомнительная связь с певицей». Музыка его обладает характером в гораздо большей степени страстным, чем у Баха и Генделя. Главные её черты – грусть и сладострастие. В небезызвестной, правда, не слишком талантливо написанной, песне неспроста поется: «Под музыку Вивальди печалиться давайте…».

 

Один из композиторов эпохи Барокко ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ (1692 - 1770) прямо пишет (12, стр. 34), кто вдохновил его создать наилучшее творение.

 

«Как-то ночью (это произошло в 1713 году – роковое число) <…> я заключил договор с дьяволом: отдаю ему свою душу, а он сделает для меня все, что пожелаю. Поначалу все шло прекрасно. Мой новый слуга предвосхищал каждое мое желание.

 

Среди прочего у меня возникла мысль дать ему свою скрипку, чтобы посмотреть, сумеет ли он сыграть какую-нибудь красивую мелодию. Каково же оказалось мое изумление, когда он с необычайным мастерством и совершенством исполнил столь необыкновенную по красоте сонату, что никакое воображение не в силах представить что-либо подобное.

Я испытывал такое потрясение и так разволновался, что у меня перехватило дыхание, и я проснулся. Я тотчас же схватил свою скрипку, чтобы повторить хотя бы часть тех звуков, которые слышало во сне, но, увы!

И тогда я сочинил музыку – это лучшее из всего, что я написал за свою жизнь, - и назвал свое сочинение Дьявольские трели...».

Надо заметить, что эта музыка вполне обычна для того времени, не сильно отличается от Concerti grossi Корелли. Становится ясно, кто был истинным отцом и вдохновителем всех этих красивых произведений великих композиторов того времени…

 

Взглянем на ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА (1756 – 1791). Некоторым он кажется ангелом среди музыкантов, неким "святым". Но, как кажется нам, "святость" его близка к таковой у Франциска Ассизского или Терезы Авильской. Один из служителей мира сего, Чичерин, написал книгу с подробным рассмотрением вопроса о демонизме этого композитора (сказано об этом в [6]), о его сладострастии (которое раскрылось в опере «Дон Жуан», также в ряде других произведений, например, Концерте для фортепиано с оркестром № 20 ре минор), которое подтверждают его письма сестре, изданные в XX веке. Моцарт был членом Масонской ложи. Незадолго до смерти Вольфганга Амадея под управлением автора была исполнена «Маленькая масонская кантата». Перед смертью он занимался «Реквиемом», ему казалось, что его преследует черный человек. В действительности, композитора посетил анонимный гость, который заказал у него это произведение. Этот господин не желал, чтобы его знали, говорят, что он хотел выдать сочинение за своё. Он должным образом оплатил работу Моцарта, прощал ему задержку в труде. Но преследование не заканчивалось. Отчего бы это? Падший разум человеческий не даст удовлетворительного ответа на этот вопрос. Даст ответ лишь духовный опыт христианства, который подобные навязчивые состояния именует «страхом бесовским». И становится понятно, кто этот черный «человек». Sapient sat…

 

Замечательно написал о Моцарте Чичерин, прочувствовавший и внимательно изучивший творения этого композитора: «Есть такие женщины: чистые и одновременно вакханки. Именно музыка Моцарта! Нечто нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное, и чистота, и оргазм – именно Моцарт!» (6). В православной аскетике данное явление носит название «утонченного сладострастия». О нем великолепно и убедительно писал Святитель Игнатий (Брянчанинов) в статье «Христианский пастырь и христианин-художник». Такое духовное состояние ведет к прелести, то есть принятию бесовского духа за ангельский в состоянии религиозного экстаза (как у католических «святых»). Вот другие слова советского безбожника: «…замогильные веления (?), искание чего-то нереального, бегство от жизни. Особенно много пишут о damonie Моцарта. Его демонизм всем уже ясен. Есть уже книги о Damonie Моцарта. Уже в газетных рецензиях и в отчетах о концертах стало обычным упоминание об его демонизме. Еще Гете говорил об этом. Под конец жизни Гете говорил Эккерману, что единственным композитором, который мог бы написать музыку на Фауста, был Моцарт …».

Вот что безбожник Чичерин пишет о последних днях композитора: «Моцарт настолько основательно порвал с церковью, что когда перед его смертью жена (без его ведома) стала звать священника к умирающему мужу. Все священники отказались, считая Моцарта безбожником, и он умер без причастия»». Кончина подводит черту под жизнью человека, снимает с нее сечение. И, раз кончина была вне веры в Бога, то какова была жизнь? И каково будет там?..

 

Сыны мира сего сделали идола из Моцарта. По их мнению, его музыка развивает мозг человека. Но передовые исследования доказали ложность этого утверждения. Об этом можно прочитать в статье «Шумахер убил эффект Моцарта» (70): «Всестороннее изучение «эффекта Моцарта» показало, что от его музыки никто не поумнел. А исследование доктора Роше, которая ввела этот термин, – миф, удачно подхваченный музыкальной индустрией. <…> В результате работы девяти немецких неврологов, психологов педагогов и психологов – признанных специалистов в области музыки, чиновники получили однозначный ответ: слушание композиций Моцарта или любой другой музыки не делает человека умнее». Поэтому вы, слушатели Моцарта – как были в дураках – так и останетесь! Только пополните кассы масонских лож и фондов Запада. Если не пойдете в Церковь и поклонами земными, да постом и молитвою, да послушанием отцу духовному ума себе не прибавите…

 

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770 – 1827) – человек, который открыто бросал вызов Богу, вместо того, чтобы смирится с глухотой, он говорил: "Я возьму судьбу за глотку". Разве не режут эти слова слух христианский? Вся его музыка воплощает гневливую, гордую натуру. Таковы его Третья симфония ми-бемоль мажор, Пятая симфония до минор, Девятая симфония ре минор, Сонаты №№ 8 до минор ("Патетическая"), 12 ля-бемоль мажор, 14 до-диез минор ("Лунная", особенно третья часть), 17 ре минор, 23 фа минор ("Аппассионата"), 32 до минор и прочее... Смерть его настигла в 56 лет, после того, что он морально искалечил племянника, разлучив его с матерью и объявив своим сыном (в этом смысле он превзошёл современных идеологов так называемого «Мужского» Движения, правда, на это никто не обратил внимания…). Желудок его заполнялся смрадной жидкостью много раз, несмотря на операции. Затем наступила смерть. Говорят, что, причастившись перед уходом в мир иной, он сказал: "Finita la comedia!" [13, с. 218] Это говорит о многом, хотя воспоминания брата его, Иоганна, приведённые в приложении к книге [14], говорят о том, что он с радостью примирился с Богом. Но было ли это так? Когда умирают святые, лица их сияют благим нетварным Светом. Бетховен в последние мгновения своей земной жизни, согласно воспоминаниям [14] поднял вверх руку, сжатую в кулак, и умер. Кому же он думал грозить? Бесу, пришедшему за его душой? Но композитор ничего не смог бы сделать с князем тьмы, не своей тленной музыкой, не еретической верой, которой, впрочем, у него и не было [13]. Фоконье [13, с. 177] и Роллан [15, стр. 45] приводят случай ареста Бетховена за слова о Христе, которых я не хочу приводить здесь – столь мерзки и богохульны они! Роллан отмечает, что это было время создания мессы в ре мажоре, он пишет, что здесь видно все своеобразие религиозных вдохновений композитора. Фоконье пишет, что в оратории «Христос на Масличной горе» был воплощен образ «покинутого Богом Христа» [13, с.77]. Это – сатанинские, безбожные слова, выражающие кощунственную мысль. Так считают последователи еретика Ария – врага Господня, который умер страшной смертью. А для любителей классической музыки все Божья роса…

 

Между прочим, Бетховен был любимым композитором Адольфа Гитлера, который слушал его и в радости, на дне рождения, и в горести, предчувствуя скорую расплату. Историк О. Ю. Пленков пишет в книге «III рейх. Арийская культура»: «В ноябре 1934 г. в Веймаре отмечали день рождения Шиллера; во время празднования Ханс Пфинцнер дирижировал 9-й в присутствии Гитлера. После посещения Гитлером могилы Бетховена ФБ писала: «Немецкий гений XX в. склонил голову над могилой немецкого гения XVIII в.»… Вместе с тем, в Аушвице эсесовцы заставляли детский хор перед уничтожением людей петь «Оду к радости»» (Цитируется по книге Марии Залесской [16, стр. 104]).А теперь западные лицемеры сделали эту музыку гимном Европейского союза. Впрочем, все ожидаемо: богоборчество музыкальное породило богоборчество политическое…

 

Его музыка, как и вся прелесть мира сего, несет тлен и разрушение, гниение и смрад. Она болезненна, патологична. Вот что об этом пишут британские ученые.

 

"Ученые выяснили, что ритм биения сердца композитора влияет на ритм его музыки" (новости от 15 января 2015 года):

 

«Необычное исследование провели ученые под руководством кардиолога Закари Голдбергера из Вашингтонского университета. Они пришли к выводу, что ритм биения сердца неминуемо отражается на ритме музыки, которую пишет композитор. С этой точки зрения специалисты изучили произведения Людвига ван Бетховена. Оказалось, что пунктирный ритм, смена темпа, неожиданные паузы и составные ноты — все эти элементы, характерные для музыки Бетховена, свидетельствуют о нерегулярной частоте сердечных сокращений композитора.

По мнению ученых, потеря слуха сделала Бетховена более чувствительным к собственному сердечному ритму — единственной «музыке», которую он в тот момент мог ощущать. Специалисты изучили ритмический рисунок трех самых сильных с точки зрения музыковедов произведений Бетховена того времени: струнный квартет №13 си-бемоль мажор (opus 130) сонату для фортепиано ми-бемоль мажор «Прощальная» (opus 81a), а также сонату №12 ля-бемоль мажор (opus 110).

Ритмический рисунок этих произведений позволил ученым предположить, что Бетховен страдал нарушениями сердечного ритма. Проверить, была ли аритмия у Бетховена, который умер в 1827 году, сегодня не представляется возможным. Тем не менее композиции, проанализированные исследователями, могут быть «музыкальной электрокардиограммой», считает ведущий автор исследования Закари Голдбергер. «Эти музыкальные отрывки в буквальном смысле кажутся очень сердечными», — отмечает он. Напомним, Людвиг ван Бетховен скончался в возрасте 57 лет. Венский патологоанатом Кристиан Рейтер считает, что причиной смерти немецкого композитора могли стать препараты с содержанием свинца, прописанные его лечащим врачом, сообщает «Вокруг света»».

 

ФРАНЦ ШУБЕРТ (1797 – 1828) – композитор, некоторыми воспринимаемый как «человек ангельской чистоты». Джон Стэнли пишет об этом: «Мы думаем, что знаем Шуберта – этого сияющего, безоблачного гения. Но эта мысль обманчива. Наше восприятие композитора как добродушного толстяка, который если и уходил из привычного кафе, то непременно чтобы набросать очередной шедевр, - заблуждение, миф. В реальности Шуберт рано покинул этот мир. Ужасная болезнь обезобразила его внешний облик; осознание неизбежного конца отравляло его изнутри» [9, стр. 121]. Что же на самом деле? В 1823 году, после многочисленных посещений борделей (правда, к публичным домам вполне следовало бы отнести и сатанинские театры и консерватории, чем, конечно, они и являются, но в данной работе я пишу это слово в прямом значении) заболел сифилисом, жестоко подточившем здоровье композитора, который всю жизнь был в изгнании, ослушавшись воли отца, не желавшего видеть в сыне музыканта (музыка – занятие, не достойное мужчины, об этом писали и деятели Церкви, и идеологи Ислама, и Иван Тургенев). Дорого обходится сынам мира сего нарушение заповедей Господних (например, в данном случае – 5 и 7), но меломанам все равно.

 

Франц полюбил музыку еще мальчиком, слушая мессу в храме. Но не подумайте, миролюбцы, что сердце композитора тянулось к Богу! Б. Кремнев в книге о Шуберте прямо пишет: «если бы там служили мессу не богу, а дьяволу, он с той же неудержной силой рвался бы в храм » [17]! Вот – корень музыки бесовской…! Вот – корень творчества всех великих композиторов! Все эти женские оргазмические стоны о «божественной музыке» - прелесть! Музыковеды вам прямо пишут русским языком, кому служат композиторы. Хотя, сынам мира сего и на них плевать, лишь бы похоть ушей своих потешить. Но за все приходит расплата.

 

Шуберт является одним из ведущих композиторов периода романтизма – периода, когда сатана стал одним из самых почитаемых в искусстве героев. Когда художники, до того стеснявшие называть вслух имя своего истинного вдохновителя, стали воспевать его в своих произведениях. Музыка Шуберта не совсем такова. Ее часто питает лесная романтика, стихия народных песен. Но ее характерной чертой является уход от жизни в мир грез и мечтаний (баллада «Лесной царь» и др.) вопреки словам молитвы православной «избави нас от всякого мечтания». Но что можно ожидать от сынов века сего? Только страсть и грех.

 

НИКОЛО ПАГАНИНИ (1782 – 1840), согласно легенде, продал свою душу Диаволу. Некоторые авторы пытались опровергнуть это, объясняли, что это ложь, что он призывал своего сына следовать обрядам католической церкви [Тибальди-Кьеза, стр. 366] (правильнее сказать: латинского еретического сборища). Случая его музыку, начинаешь соглашаться с первым. В отличие от своих предшественников, он не постеснялся изрыгать свои страсти, подобно блевотине, наружу. Он раскрыл весь внутренний сатанинский мир падшего человека – его гордость, тщеславие, блудливость и другие страсти (стоит послушать его каприччио, Концерты). Он ненавидел церковь свою – не потому, что она еретическая и отвергла Христа, заменив его папой, а потому, что в ней остались какие-то осколки правды, которые он хотел бы стереть в порошок. Не подумай, читатель, что мы хвалим латинскую ересь, нет – эти обломки, о которых мы говорим, если их собрать, образуют будто бы сосуд, в который нельзя налить вино истины (и лучше не пытаться, чтобы не пролить священный напиток). Интересно, что перед смертью он облевался, так и не смог принять причастия и исповедоваться. Каноник Каффарелли в свидетельских показаниях, которые дал позже, признавался: «У него начался сильный приступ кашля, сопровождавшийся обильнейшей рвотой, и я, и все присутствующие решили, что он вот-вот испустит дух. Несмотря на мои неоднократные напоминания, мне так и не удалось заставить его произнести святые имена Иисуса и Марии». Он же отмети, что видел на стенах дома покойного четыре непристойные картины, в которых «не нашлось ничего религиозного и христианского» (12, стр. 335). Занимательно писал о Паганини Виноградов [19]. Композитор был так слаб, что не мог поднять смычок, лишь теребил струны, вспоминая тленную славу. А вечной славы да не узнает он! Интересно, что земля не принимала его прах в течение 56 лет – даже еретик папа ужасался безбожию этого человека и не давал разрешения на его отпевание. Говорят, что люди долго еще видели призрак Паганини по ночам. Простой верующий народ говорил о нем: «Умерло безголосое чудовище. Умер проклятый дьявол. Не допустил священников, умер без покаяния, как собака» (19, стр. 626). Как известно Православным Христианам, псы царствия Божия не наследуют (Откр. 22, 14–15). Конечно, отчасти это легенды, но, когда вспоминаешь жизнь отцов Церкви, то эти факты начинают казаться реальностью.

 

Музыкальный аналитик того времени Людвиг Берне пишет в своем отчете о концерте Паганини в «Гранд-Опера» 9 марта 1831 года: «Это дьявольское наваждение. Я в жизни не видел и не испытывал ничего похожего. Его слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека. Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, как только начинаются эти звуки». (19, стр. 578).

 

Иоганн Вольфганг Гёте, рассуждая о демоническом, отмечал: «Паганини оно оказалось присуще в высшей степени, чем и объясняется то, что он производил такое невообразимое впечатление» (12, стр. 366).

 

Рельштаб, немецкий поэт, которому музыка обязана названием «Лунной сонаты» Бетховена, так прочувствовал выступление великого итальянца: «Никогда в жизни не слышал я, чтобы инструмент плакал. Казалось, сердце, раздираемое мучительной болью, вот-вот разорвется от страдания… В нем несомненно есть что-то демоническое. Так мог играть на скрипке гётевский Мефистофель. <…> Паганини – это воплощение страсти, насмешки, безумия, обжигающей боли… Его сочинения – результат дикой и неспокойной жизни…» (12, стр. 187).

 

Интересно писал о Паганини в произведении «Флорентийские ночи» великий Гейне (18) – один из выдающихся авторов немецкого романтизма. Безбожник не мог не почувствовать в личности этого гения своё, демоническое. И мастер слова не поскупился красками, чтобы запечатлеть образ скрипача в мировой литературе.

 

ФРЕДЕРИК ШОПЕН (1810 – 1849) – певец уныния. В отдельных его вещах мы видим сладострастие, вполне явное. Пишут, что он мог влюбиться в трех женщин за один вечер, а на утро и забыть [3]. Он был 10 лет в блудном сожительстве с "писательницей" Жорж Санд, а после того, как она его бросила, резко занемог и через год умер. Перед смертью он исповедовался и причастился. Но мы не имеем права считать его христианином, пусть даже он имел веру, – он был католиком. А если считать латинян не еретиками, а христианами, то можно думать, что Арий – христианин и Иуда – апостол. Насчет творчества мы уже говорили, какая главная его страсть. Ею пропитаны все его сочинения. В иных уныния меньше, но больше гордыни (например, его полонезы, фрагменты фортепианных концертов, некоторые скерцо, баллады). Но надо учесть, что первое вытекает из второго. Отчаиваются те, кто любит лишь себя, для кого нет Бога. Видимо, к таковым относился и Фредерик Францишек. Между прочим, он был психически больным человеком, его мучили галлюцинации. Его любовница Жорж Санд писала: «Мы торопились, помня, что наш больной волнуется. Он … будто застыл в спокойном отчаянии. Играя восхитительную прелюдию, он плакал. …Позднее он признался, что забылся за игрой на фортепиано, убежденный, что умер. Он видел, что утонул в озере, что тяжелые ледяные капли воды мерно падали на грудь… Его сочинение, написанное в тот вечер, полно звуков дождевых капель, стучавших по гулким крышам обители, но в его воображении… они претворились в слезы, падающие с неба на его сердце» (20, с. 128-129). Музыка, как известно, отражает психические процессы и влияет на мозг человека, поэтому, если вы хотите стать сумасшедшим – слушайте Шопена!

 

РОБЕРТ ШУМАН (1810 – 1856) – певец падшего человеческого естества. Хоть он и почитал царя и пророка Давида, но, так как он был лишен общения с Церковью, он не мог истинно понять значение пророка и его Псалтири, выклянчил из контекста все его земные черты, и в честь этой самой земной части Давида основал братство. И чем он кончил? На пятом десятке ему сладострастная жизнь наскучила, решил он поразвлечься, и вступил в общение с демонами на спиритических сеансах. Демоны без труда овладели его телом, умом и душой. Схватка была неравной, так как он был еретиком–католиком, а бесы и так владеют душами еретиков. Он умер в сумасшедшем доме в тяжких страданиях [3, стр. 326 - 330].

 

Если вернуться к его музыке, то в Рейнской, например, симфонии (№ 3), Фортепианном концерте ля минор мы увидим языческое, сладострастное упоение миром. Должны занимать такие чувства души христианские? Нет, нет и нет. Памятование о смерти и покаяние пристало нам, а не питие из золотого кубка гнойной сукровицы мирской культуры.

 

Согласно искусствоведческой традиции, Шуман – ярчайший представитель эпохи романтизма. Выше мы дали краткое описание духовной сути этого направления искусства. Творчество же данного композитора близко по своему характеру такому знаменитому немецкому писателю, как Эрнст Теодор Амадей Гофман. Они схожи своей склонностью к фантазии, к писанию творений от чужого имени (подмена лица личиной, как в театре…). Об аскетической оценке фантазии мы в своём труде говорили. И упомянем православный текст на эту тему двумя абзацами ниже.


Исследователь творчества Шумана Гуревич пишет: «Шуман не рассчитывал, не анализировал. …Он почти всегда творил в состоянии бурного эмоционального напряжения, когда мышление как бы «помимо воли», «бессознательно» продуцировало мелодические сочетания» (20, с. 135). Он же: «…В мечтаниях происходило «созревание» произведения, накопление материала для стремительной реализации. Отрешенность от окружающего с сужением поля сознания порой приводила к изменению «я» Шумана, ощущению принадлежности возникавших в его воображении мелодических сочетаний Францу Шуберту, ангелам, дьяволам. В этом одна из причин возникновения в поздней клинической картине заболевания явлений психического автоматизма». Также «Вообще, мечтательность такого рода была элементом творческого процесса, и указанные нами личности не являлись исключением. Подобное замечалось у Тартини, Беллини, Моцарта, Гофмана, Даргомыжского, Чайковкого, Шостаковича, А.Н.Серова. Аффективные колебания, приступы тоски, депрессивные настроения наблюдались у Бетховена, Берлиоза, Равеля » (с. 136, 140). Как говорит мудрый народ, «свято место пусто не бывает ». И если человек творит не свою волю, он творит волю Божью или сатанинскую. Узреть Господню руку в творениях Шумана может только предатель Веры Православной, ибо сей композитор был еретиком-католиком. Но у нас есть аргумент и для еретиков. Христос говорил: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Каковы плоды «безвольного» творчества композитора, мы уже сказали…

 

С православной точки зрения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: