Гиперкинезия и травматизм




Особенности спортивного травматизма

 

Возникновение спортивных травм зависит от ряда факторов.У девушек меньше травм, чем у юношей. Чем моложе спортсмены, тем больше происходит случаев травматизма. Чем старше учащийся и выше его спортивная квалификация, тем сильнее он подвержен травматизму. Имеют значение контингент занимающихся, условия проведения, методика занятий. У занимающихся по государственным программам физического воспитания, травмы наблюдаются реже, чем у занимающихся в спортивных секциях по авторским программам.

 

Механизм возникновения травм разнообразен. Повреждения могут быть вызваны падением, ударом и сжатием, столкновением, резкими изменениями положения тела, предельными сгибаниями, разгибаниями, растяжениями, подвертыванием (стопы), трением о канат и т.п.

 

У занимающихся физической культурой в 35-40 % случаев травмы связаны с ушибами на уроках: легкой атлетики, баскетбола, волейбола, футбола.

 

Анализ полученных данных показал, что наибольшее число травм приходится на возрастную группу от 11 до 14 лет, достигая максимума в 13 - 14 лет. Наиболее высокий уровень травматизма приходится на гимнастику.

 

В начальной школе резко растет двигательная активность, и увеличиваются физические возможности ребенка. Что требует от учителя возрастающего внимания за ходом урока. На правильное поведение на уроке, надежно охраняемое ребенка от неосторожного падения, опрометчивых поступков, ведущих к травмам.

 

О некоторых закономерностях травматизма

 

Причины, которые приводят к несчастью, укладываются в сравнительно небольшое число типичных штатных ситуаций, которые можно предупредить.

 

Частой причиной возникновения травм являются падения. Это происходит, когда учащиеся затевают игры без оговоренных правил. Травмы, возникающие при падении, могут быть самые разнообразные: переломы конечностей, тяжелые сотрясения головного мозга, разрывы внутренних органов и так далее.

 

Младшие школьники устраивают игры без правил, не сознавая их опасности. Учащиеся старших классов часто совершают рискованные поступки, неправильно считая их доказательством собственной удали.

 

Необходимо помнить, что падения, нередко заканчиваются серьезными повреждениями, поэтому требуют определенных спортивных навыков.

 

Все травмы, связанные с беспечностью, неосторожностью, лихачеством - это беда. Но нередко случается так, что за необузданные, необдуманные поступки одних расплачиваются другие.

 

Неправильно вырванный мяч у соперника, сильный залом руки назад. Грубая остановка соперника недозволенным приемом. Поставил подножку - в результате тяжелый перелом бедра со смещением. Получил неожиданный удар баскетбольным мячом по голове. Тяжелое сотрясение головного мозга.

 

Гипокинезия и травматизм

 

В общеобразовательной школе более 70% детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, травматизм).

 

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся отклонений в состоянии здоровья, таких, как нарушение осанки, зрения, повышенного артериального давления, накопление избыточной массы тела.

 

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более150 тысяч травм, полученных в школах на уроках физической культуры и при занятиях спортом. Из числа травмированных 84% детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16% из числа получивших травмы составляли дети с девиантным поведением или форсированной спортивной специализацией.

 

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с твердым режимом дня служат надежным профилактическим средством против травм. Все это способствует мобилизации жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и координации движений), таких качеств как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и своих силах.

 

Для ликвидации последствий гипокинезии в уроки необходимо включать упражнения на растягивание.

 

Гиперкинезия и травматизм

 

Чрезмерные физические нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья и являются причиной детского травматизма.

 

Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходится констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры. Особенно часто это встречается у молодых учителей.

 

Откуда же перегрузки? Ведь упражнения соответствуют плановым заданиям по программе и по возрасту. Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Во избежание перегрузок на занятиях физической культуры школьный врач должен определить биологический возраст, адаптацию к физическим нагрузкам учащихся и распределить их по состоянию здоровья на медицинские группы.

 

Учитель должен получить в начале учебного года от медицинского работника школы полную информацию в письменном виде о состоянии здоровья каждого школьника. В классном журнале до начала занятий медицинский работник заполняет листок здоровья. В дальнейшем учитель совместно с врачом школы регулярно проводят врачебно-педагогические наблюдения в целях определения адаптации детей к физическим нагрузкам, правильного построения урока и назначения индивидуальных заданий на уроке физической культуры. Во время уроков учитель контролирует физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений и по внешним признакам утомления.

 

Деление на спортивные группы определяет режим занятий и степень физических нагрузок индивидуально для каждого ребенка. А врачебно - педагогические наблюдения способствуют определению рациональной физической нагрузки.

 

Глубинные механизмы детского спортивного травматизма, связанные с гиперкинезией, справедливо связывают с перенапряжением локомоторного аппарата.

 

Перенапряжение локомоторного аппарата это по существу, является частным проявлением перенапряжения организма в целом, так как локомоторный аппарат ребенка нередко наиболее слабое звено в общей функциональной системе, формирующейся в организме для достижения высокого результата.

 

Практика показывает, что для предупреждения срыва этого слабого звена в условиях ранней узкоспециализированной подготовки необходимо использовать сбалансированные нагрузки на все локомоторные структуры.

 

Поскольку перенапряжение растущего организма и его локальные проявления связаны с нерациональным учебным процессом, неадекватными нагрузками, то рычаги профилактики спортивного травматизма кроются в оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры.

Профилактика травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата при занятиях физической культурой и спортом достигаются:

- за счет проведения полноценной разминки;

- за счет соблюдения санитарно-гигиенических требований (спортивного инвентаря, одежды, обуви, помещения);

- за счет правильного соблюдения методических принципов (равномерное увеличение нагрузки, учет возраста, пола, уровня подготовленности и состояния здоровья);

- за счет выполнения страховки и самостраховки в процессе выполнения упражнения на гимнастическом снаряде (тренажере);

- за счет соблюдения режима труда (тренировки) и отдыха.

 

После перенесенных заболеваний и полученных травм различной степени, спортсмену необходимо соблюдать реабилитационные сроки возобновления учебно-тренировочных занятий [2].

Переломы костей

Ключица – (6–8 недель).

Плечевая кость (3–4 недель).

Кости запястья (3–6 месяцев).

Фаланги пальцев кисти (4–6 недель).

Ребра (4–6 недель).

Тела позвонков (6–12 месяцев).

Поперечные и остистые отростки (2–2,5 месяцев).

Кости таза (4–6 месяцев).

Надколенника (4–5 месяцев).

Кости голени (4–6 месяцев).

Фаланги пальцев стопы (3–4 недели).

Вывихи суставов

Плечевой сустав (6–8 недель).

Привычный вывих в плечевом суставе (4–6 месяцев).

Привычный вывих в локтевом суставе (4–6 недель).

Пальцев кисти (3–4 недель).

Надколенника (1,5–2 месяца).

Повреждения капсульно-связочного аппарата

Ключично-акромиальное сочленение (4–5 недель).

Плечевой сустав (4–5 недель).

Локтевой сустав (4–6 недель).

Лучезапястный сустав (4–5 недель).

Межфаланговые суставы пальцев (3–4 недели).

Коленный сустав (6–8 недель).

Голеностопный сустав (3–4 недели).

Разрыв мышц, сухожилий

Приводящей мышцы бедра (3–5 недель).

Четырехглавой мышцы бедра (4–6 недель).

Прямой мышцы бедра (4–10 месяцев).

Двуглавой мышцы бедра (3–6 недель).

Икроножной мышцы (4–6 недель).

Полный разрыв ахиллова сухожилия (4–6 месяцев).

Сухожилие большой грудной мышцы (4–6 месяцев).

Сухожилие длинной головки бицепса (6–8 месяцев).

Ушибы суставов

Ушибы суставов (3–6 недель).

Повреждения связок коленного сустава

При оперативном лечении (3–5 месяцев).

Травмы лица

Ушиб носа (1–2 недели);

Переломы костей носа (4–5 недель).

Перелом ушной раковины (4–5 недель).

Перелом нижней челюсти (3,5–4 месяцев).

Сотрясение головного мозга (4–6 недель).

 

Заключение

Любой спортсмен, стараясь добиться успеха в избранном виде спорта, вынужден постоянно преодолевать свои физические возможности. При этом всегда есть опасность того, что в какой-то момент организм не справится и окажется в запредельной для себя зоне нагрузок. И тогда легко можно получить травму. На легкие травмы и повреждения почти не обращают внимания. Другие же более серьезны и часто требуют врачебной помощи.

 

Спортивный травматизм ломает карьеру 60-70% выдающихся спортсменов (и перспективных спортсменов на пике своего подъема), обесценивая их многолетний самоотверженный и крайне тяжелый как в физическом, так и так и морально психологическом плане так. Зрители лишаются ярких выступлений этих спортсменов, а средства массовой информации, федерации, спонсоры и сами спортсмены несут финансовые потери.

 

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

 

Борьба с травматизмом на физкультурно-оздоровительных занятиях должна заключаться, прежде всего, в преодолении обусловливающих его причин. Практика свидетельствует, что использование средств профилактики, а также рациональное построение занятий и правильное дозирование нагрузки позволяет свести к минимуму вероятность травматизма и тем самым существенно повысить оздоровительный эффект физкультурных занятий.

 

 

Список литературы

 

1. Миронов В.В. Физическая культура / В.В. Миронов, В.А. Собина, А.С. Яцковец. – М.: Военное издательство, 2005.

2. Дубровский В.И. Валеология. – М.: RETORIKA-A, 1999.

3. https://www.kuzdrav.ru/book/export/html/108

4. Башкиров В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. - М.: ФиС, 1981.

5. Васильева В.Е. Врачебный контроль и лечебная физкультура. - М.: ФиС, 1988.

 

Содержание

1. Травматизм спортивный

2. Классификация спортивных травм

3. Причины возникновения травм

4. Особенности спортивного травматизма

5. Закономерности

6. Профилактика

7. Заключение

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ПО РязГМУ Минздрава России)

 

Кафедра медицинской реабилитации

Зав. кафедрой: проф. Д.м.н. А. В. Соколов

Преподаватель: ассистент М. Н.Антонович

Спортивный травматизм и его профилактика

 

Выполнила: студентка 3 курса

лечебного факультета

11 группы Охапкина Валерия

 

Рязань, 2017

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: