III. Выполните тестовые задания




Тема: Регистрация и государственный контроль качества лекарственных средств в РФ. Контрольная работа по разделу «Общая фармакология»

Актуальность темы

Одним из наиболее важных направлений деятельности государственной контрольно-разрешительной системы является регистрация отечественных и зарубежных лекарст\венных средств (ЛС), которую проводит МЗСР РФ. Регистрация ЛС являтся центральным звеном государственного регулирования лекарственного рынка практически по всем параметрам: номенклатура допущенных к продаже ЛС, их эффективность, безопасность, условия реализации, во многих странах – ценообразование. Ее цель – на основании представленных материалов оценить соотношение польза/риск по каждому препарату для решения вопроса о его допуске к продаже. Критериями государственной регистрации ЛС являются: эффективность – безопасность – качество – регистрация в стране-производителе – стоимость – надобность. Первым этапом в регулировании качества ЛС является процесс регистрации. Ни одно ЛС не может быть завезено и использовано на территории РФ, если оно не зарегистрировано в установленном порядке.

 

Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для подготовки к занятию

1. Процедура государственной регистрации лекарственных средств в РФ.

2. Государственная система контроля качества ЛС.

Вопросы к контрольной работе

1. Парентеральные пути введения лекарственных средств. Преимущества и недостатки.

2. Энтеральные пути введения лекарственных средств. Преимущества и недостатки.

3. Определение и предмет изучения фармакокинетики.

4. Понятие о фармакокинетических параметрах (клиренс, константа скорости элиминации, период полуэлиминации, кажущийся объем распределения).

5. Определение и предмет изучения фармакодинамики.

6. Основные механизмы всасывания лекарственных средств.

7. Распределение лекарственных средств в организме. Биологические барьеры.

8. Метаболизм лекарственных препаратов. Фазы метаболизма.

9. Пути выведения лекарственных средств из организма.

10. Виды действия лекарственных средств.

11. Понятие о рецепторах. Типы рецепторов. Классификация по строению.

12. Рецепторы, сопряженные с ГТФ-связывающими белками. Эффекторные системы, связанные с данными рецепторами.

13. Рецепторы, формирующие ионные каналы. Строение, виды, функции.

14. Понятие специфичности рецепторов, аффинности и внутренней активности лекарственных веществ. Агонисты (полные, частичные). Антагонисты.

15. Нежелательные лекарственные реакции типа А (частные, предсказуемые реакции, связанные с фармакологической активностью лекарственных средств). Примеры.

16. Понятие о дозах лекарственных веществ. Общие принципы дозирования.

17. Вторичные побочные эффекты лекарственных средств.

18. Аллергические реакции на лекарственные средства. Типы аллергических реакций.

19. Классификация побочных эффектов лекарственных средств.

20. Нежелательные лекарственные реакции типа В (нечастые непредвиденные реакции, встречающиеся у чувствительных людей). Классификация.

21. Нежелательные реакции на лекарственные средства типа С (реакции, связаные с длительной терапией). Лекарственная зависимость, синдром отмены, толерантность. Примеры.

22. Фармакогенетика. Генетически обусловленные реакции на препараты.

23. Виды фармацевтического взаимодействия лекарственных средств.

24. Понятие о хронофармакологии.

25. Виды фармакологического взаимодействия лекарственных средств.

26. Комбинированное действие лекарственных препаратов.

27. Основные виды лекарственной терапии.

28. Влияние возраста и пола на действие лекарственных средств.

Теоретический материал

Регистрация лекарственных средств является принятым во всем мире способом оценки государством безопасности, эффективности и качества лекарственного средства, для принятия решения о выходе данного продукта на рынок.

Государственной регистрации подлежат:

- новые ЛС;

- новые комбинации зарегистрированных ранее ЛС;

- ЛС, зарегистрированные ранее, но произведенные в других ЛФ с новой дозировкой или другим составом вспомогательных веществ;

- воспроизведенные ЛС (это ЛС, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные ЛС).

Функции по регистрации лекарственных средств возложены на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Она находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Процедура регистрации осуществляется с привлечением федеральных государственных учреждений (ФГУ) для проведения экспертизы подаваемой на регистрацию документации.

Этапы регистрации

1. Составление фирмой-разработчиком регистрационного досье (пакета документов) и подача его на экспертизу в ФГУ «Научный Центр Экспертизы средств медицинского применения» («НЦЭСМП»). Препарат отправляют на экспертизу в Фармакопейный и Фармакологический Комитеты.

2. Проведение экспертизы качества и безопасности:

- Экспертиза документов по контролю качества и лабораторная фармацевтическая экспертиза (Фармакопейный Комитет)

- Экспертиза безопасности медицинского применения (Фармакологический Комитет)

Это самый сложный и длительный этап: экспертиза представленных данных на регистрацию в Институте стандартизации и контроля лекарственных средств (ИСКЛС) (Фармакопейный комитет) и в Институте доклинической и клинической экспертизы лекарственных средств (ИДКЭЛС) (Фармакологический комитет).

Досье проходит экспертизу параллельно в обоих институтах:

в ИСКЛС – проверяется качество лекарственного препарата и утверждается НД/ФСП;

в ИДКЭЛС – проверяется безопасность применения препарата и утверждается инструкция по медицинскому применению.

После окончания экспертизы препарата в обоих институтах дело выставляется на Большое бюро и выдается экспертное заключение о возможности медицинского применения данного препарата, которое направляется в ФГУ «НЦЭСМП» вместе с НД/ФСП и инструкцией по медицинскому применению.

3. Передача документов, прошедших экспертизу из ФГУ «НЦЭСМП», в Федеральную Службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для принятия решения о выдаче регистрационного удостоверения.

Регистрационное досье готовится к отправке в Федеральную службу для выписки регистрационного удостоверения. На данном этапе проверяется соответствие данных во всех утвержденных документах. После отправки дела из ФГУ «НЦЭСМП» в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (ФС) экспертиза в ФГУ считается завершенной.

4. Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

1) вносит сведения о регистрации ЛС в государственный реестр зарегистрированных ЛС (присваивает ЛС номер государственной регистрации);

2) выдает фирме-разработчику

- регистрационное удостоверение

- НД/ФСП

- инструкцию по применению

- краткую аннотацию-вкладыш для больного

МЗ СР РФ может приостановить или аннулировать регистрацию ЛС в случае неэффективности ЛС, опасности применения его для здоровья, а также отсутствия терапевтической эффективности, несоответствия количественного и качественного состава заявленному. По истечении срока действия государственной регистрации ЛС может быть перерегистрировано. Она необходима также при изменении активности, пути введения, дозировки или терапевтических показаний ЛС; состава ЛС, активного компонента; изменении торгового названия; наименования фирмы; страны-производителя.

Качество ЛС в значительной степени зависит от организации контроля качества, который осуществляется в процессе внедрения ЛС в программу производства, при изготовлении лекарственных форм в аптеках, а также перед отпуском их потребителю. В стране создана государственная система контроля качества ЛС. Государственному контролю подлежат все ЛС, произведенные на территории РФ и ввозимые на территорию РФ.

Государственная система контроля качества, эффективности и безопасности ЛС включает:

1) федеральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, в компетенцию которых входят осуществление государственного контроля качества, эффективности и безопасности ЛС, надзор за фармацевтической деятельностью и иные действия в сфере обращения ЛС;

2) научно-исследовательские учреждения, институты, лаборатории для разработки, исследований и осуществления государственного контроля качества, эффективности и безопасности ЛС;

3) экспертные советы по обращению ЛС при Правительстве РФ, действующие в соответствии с Положением об экспертных советах по обращению ЛС, утверждаемым Правительством РФ;

4) этические советы, действующие при учреждениях здравоохранения в соответствии с положением об этических советах, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения;

5) информационную систему, обеспечивающую субъекты обращения ЛС необходимой информацией.

 

Сертификация (декларирование соответствия) ЛС – это процедура, в ходе которой подтверждается соответствие ЛС государственному стандарту качества ЛС.

Обязательной сертификации подлежат лекарственные средства:

- выпускаемые предприятиями-производителями лекарственных средств на территории Российской Федерации;

- ввозимые на территорию Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.

Сертификация лекарственных средств проводится центрами по сертификации на основании протоколов испытаний, выданных испытательными лабораториями.

Порядок проведения сертификации лекарственных средств включает:

- представление заявки в орган по сертификации;

- рассмотрение заявки и представленных заявителем документов;

- принятие решения по заявке, выбор схемы сертификации;

- отбор образцов;

- идентификацию продукции;

- проведение испытаний;

- анализ полученных результатов испытаний, проверок и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;

- оформление и выдачу сертификата соответствия;

1. Для проведения работ по сертификации лекарственных средств заявитель направляет в орган по сертификации заявку.

2. Орган по сертификации рассматривает заявку и принимает по ней решение, оформляет и направляет заявителю решение по заявке.

3. Отбор, идентификация образцов и их испытания.

Отбор образцов для испытаний осуществляет орган по сертификации или компетентная организация, уполномоченная центральным органом на складе заявителя. Отбор образцов оформляется актом. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора.

4. Орган по сертификации проводит идентификацию продукции. Идентификация проводится:

- на принадлежность к заявляемой партии на соответствие документам, подтверждающим происхождение продукции и содержащим сведения о ее качестве и количестве;

- на соответствие указанному наименованию и информации, указанной на упаковке, путем оценки по показателям "описание", "упаковка", "маркировка".

Если по результатам идентификации продукции установлено, что продукция не соответствует заявленному наименованию, сопроводительной документации, описанию, упаковке или маркировке, заявитель извещается о том, что дальнейшие работы по сертификации не производятся.

5. Образцы лекарственных средств передаются органом по сертификации в испытательную лабораторию с соответствующим направлением с указанием видов необходимых сертификационных испытаний и копией акта отбора образцов (проб) лекарственных средств.

6. Результаты испытаний оформляются в виде протокола испытаний, который должен отражать фактические данные экспериментальной проверки, иметь заключение о соответствии требованиям нормативного документа и должен быть подписан руководителем испытательной лаборатории. Протокол испытаний в двух экземплярах передается в орган по сертификации.

7. Орган по сертификации осуществляет оценку соответствия лекарственных средств нормативным документам. Результаты испытаний должны полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям нормативных документов.

Результаты этой оценки отражают в заключении эксперта. На основании данного заключения орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия, оформляет сертификат и регистрирует его.

8. Органы по сертификации направляют в Федеральную службу в установленные сроки информацию о результатах сертификации и сведения о проведении инспекционного контроля.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 255 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 г. N 72» с 1 января 2007 г. сертификация лекарственных средств заменяется декларированием соответствия.

Декларация о соответствии — документ, в котором производитель удостоверяет, что поставляемая им продукция соответствует требованиям нормативных документов. Процедура декларирования практически не отличается от сертификации продукции, единственное различие — это бланки, на которых оформляются данные документы. Сертификат соответствия оформляется на бланке установленного образца, а для декларации о соответствии определенная форма бланка не установлена. Производитель сам заполняет декларацию о соответствии и затем регистрирует декларацию в аккредитованном центре сертификации.

 

I. Расположите этапы регистрации ЛС в хронологической последовательности.

Этапы:

 

- Федеральная Служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития вносит сведения о регистрации ЛС в государственный реестр зарегистрированных ЛС (присваивает ЛС номер государственной регистрации) и выдает фирме-разработчику регистрационное удостоверение, НД/ФСП, инструкцию по применению, краткую аннотацию-вкладыш

 

- Передача документов, прошедших экспертизу из ФГУ «НЦЭСМП», в Федеральную Службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития для принятия решения о выдаче регистрационного удостоверения

 

- Составление фирмой-разработчиком регистрационного досье

 

- Проведение экспертизы качества и безопасности ЛС

 

II. Расположите этапы декларирования (сертификации) ЛС в хронологической последовательности.

Этапы:

- отбор образцов;

- проведение испытаний;

- принятие решения по заявке, выбор схемы декларирования (сертификации);

- оформление и выдача декларации (сертификата) соответствия;

- представление заявки в орган по декларированию (сертификации);

- анализ полученных результатов испытаний, проверок и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) декларации (сертификата) соответствия;

- рассмотрение заявки и представленных заявителем документов;

- идентификацию продукции;

 

III. Выполните тестовые задания

1. Группы ЛС, подлежащих государственной регистрации

1) зарегистрированные ранее ЛС, ввозимые на территорию РФ;

2) ЛС, зарегистрированные ранее, но производимые в другой ЛФ, другой дозе;

3) воспроизведенные ЛС;

4) новые ЛС;

5) новые комбинации зарегистрированных ранее ЛС.

 

2. Функции по регистрации ЛС возложены на

1) МЗ и СР РФ

2) Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

3) Фармакологический комитет

4) Фармакопейный комитет

5) НИИ

 

3. Экспертизу документов по контролю качества и лабораторную фармацевтическую экспертизу осуществляет

1) МЗ и СР РФ

2) Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

3) Фармакологический комитет

4) Фармакопейный комитет

5) НИИ

 

4. Экспертизу безопасности медицинского применения осуществляет

1) МЗ и СР РФ

2) Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

3) Фармакологический комитет

4) Фармакопейный комитет

5) НИИ

 

5. Результатом работы Фармакологического комитета является

1) ФСП

2) инструкция по медицинскому применению

3) регистрационное удостоверение

4) протокол испытаний

5) декларация соответствия

 

6. Результатом работы Фармакопейного комитета является

1) ФСП

2) инструкция по медицинскому применению

3) регистрационное удостоверение

4) протокол испытаний

5) декларация соответствия

 

7. После успешной регистрации ЛС Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдает фирме – разработчику

1) ФСП

2) инструкцию по медицинскому применению

3) регистрационное удостоверение

4) протокол испытаний

5) декларацию соответствия

6) краткую аннотацию-вкладыш

 

8. Процедура, в ходе которой подтверждается соответствие ЛП государственному стандарту качества ЛП (ФС)

1) регистрация ЛП

2) изучение эффективности ЛП

3) изучение безопасности ЛП

4) декларирование ЛП

 

9. При декларировании ЛП определяют

1) эффективность ЛП

2) безопасность ЛП

3) подлинность, чистоту, количественное содержание действующего вещества в ЛП

4) мутагенность ЛП

5) канцерогенность ЛП

 

10. Результаты анализа ЛП оформляют в

1) инструкции по медицинскому применению

2) регистрационном удостоверении

3) протоколе испытаний

4) краткой аннотации

 

11. После успешной процедуры декларирования ЛП фирме – производителю выдается

1) ФСП

2) инструкция по медицинскому применению

3) регистрационное удостоверение

4) протокол испытаний

5) декларация соответствия

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: