ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМА




  1. Постмодернисты открыли новый тип реальности. Отказ от онтологии связана с тем, что реальность видится не субстанциональной, а текстуальной, она представляет некий многомерный, многоуровневый гипер-Текст. Постмодернизм представляет собой историческую победу Аристотеля над Платоном: реальность оказалась гетерогенной, а не гомогенной. «Знаковая революция » («герменевтическая революция»), осуществленная постмодернистами меняет представление о связи означаемого и означающего. Знак не несет в себе иерархической, поступенной схемы расшифровки структур означаемого. Знак — не путеводная нить, а вещественная опора к «иному»; это и есть та единственная реальность, в которую по­гружен человек. Означаемое и означающее — взаимозаменяемы, обратимы.
  2. Постмодернисты открыли новый тип взаимодействия частей реальности. Мир и культура как единое целое не только перестали существовать, но обнаружилась тенденция «восстание частей против Целого», перехода «от Порядка – к Хаосу », которая явственно обозначилась, благодаря возникновению синергетики – науки об открытых, неравновесных самоорганизующихся, нелинейно развивающихся системах. Другим источником этой тенденции является «музеификация» культуры – мир культуры теперь представляет собой склад артефактов, обломков человеческой культуры, свалку человеческой деятельности всех времен, эпох, народов и поколений.
  3. Постмодернисты открыли новую структуру реальности. В культуре «злостно» нарушаются все границы и пределы, низвергается иерархия: реальность смешивается с фикцией, мифами, возникает система симулякров; высокое с низким, сакральное с профанным, элитарное с массовым, в половой сфере активизируется транссексуаьность, мультикультурность. Потеря иерархии приводит к смешению, уравниванию, обесцениванию феноменов культуры, потере критериев, ценностной анархии, которые отвергают единый незыблемый принцип строения любой системы, единую ценностную систему координат. В результате децентрализация мира Бог – человек – разум – наука – искусство – техника становятся взаимозаменимыми. В философии эта тенденция выступает как переход «от Синтеза и Системы – к Эклектике».
  4. Постмодернисты открыли новую сферу реальности. Начиная с эпохи Нового времени, в поле зрения человеческого разума попадают дискретные формы природной, социальной, политической и культурной реальности. В ХХ веке во всех сферах реальности были открыты континуальные формы, «синерэнергетические» и «полевые структуры ». Стало ясно, что этими характеристиками обладает все, в том числе элементарные частицы, человеческая психика, экосистемы, производство, потребление, экономическая, политическая, культурная и информационная среда. Континуальная форма не имеет жестких границ, предполагает многомерность, «открытость», взаимопроникновение и сложность конструкции, что создает предпосылки для нового типа рациональности, способного их постичь.
  5. Постмодернисты открыли новый вид реальности. Человечество, благодаря постмодернистам, открывает для себя мир повседневности, который впервые становится объектом философского анализа. Радикально изменяется интенция времени: пре-модерн ориентирован на прошлое, модерн ориентирован в будущее, постмодерн – на настоящее.
  6. Постмодернисты создали новые способы постижения реальности. В сфере познания явственно обнаружился целый спектр разнообразных познавательных установок, что нашло отражение в принципе гносеологического и методологического плюрализма, расширяемоговплоть до эпстемологического анархизма (П.Фейерабенд). Постмодернисты провозглашают отказ от единого тотального гипер-Кода, Супер-Кода, от тотального Эсперанто для описания мира. Описание реальности скорее представляет собой «войну дискурсов» (Р.Барт).
  7. Постмодернисты обосновали и создали новый тип рациональности. «Неудача проекта Модерна» проявилась в дискредитации «директивного» Разума и «научной рациональности, в переходе «от директивного разума к разуму интерпретирующему » (герменевтичекоскому, синергетическому), который реализуется в самом характере постмодерного дискурса при анализе разнообразных явлений современной культуры.
  8. Постмодернисты разработали новый вид философской рефлексии. Постмодерн – является культурой избытка. Кажется все уже кем-то когда-то где-то создано. Изобрести новое невозможно. Культура пресытилась и как бы «выпадает в осадок». В философии эта тенденция проявляется в том, что крупнейшими представителями постмодернизма ставят под вопрос саму постмодернистскую философскую рефлексию. Ж.Делез сравнивает каждый философский труд с повестью (криминальной или в жанре sciense fiction), Ж.Деррида считает философскую мысль «абстрактной литературной машиной», Ж.-Ф.Лиотар и Р.Рорти предлагают заменить дискурсивно-выводную модель философствования новой, более схожей с техникой коллажа, художественного творчества, образного и метафорического мышления. И действительно, современная философия все больше «растворяется» в художественной культуре, появляются новые, порою экзотические философские «жанры » – НФ-философия, поп-философия, эзо-философия, прагма-философия и др.
  9. Постмодернисты реализовали новый тип взаимодействия с реальностью. Философия постмодернизма обнаружила еще один удивительный феномен, который можно назвать «самосбывающееся пророчество». Сущность его заключается в том, что объект анализа постмодерного мышления неизбежно приобретает постмодерные характеристики. Предмет, описанный как постмодерный, становится на самом деле постмодерным. В той мере, в какой размышления о политике, обществе, культуре, истории, мышлении, философии становятся предметом этих размышлений, они приобретают постмодернистский характер. Метафорой этого феномена может служить древнегреческий миф о царе Мидасе: стоит только ему прикоснуться к какому-нибудь предмету, как он тут же превращался в золото. Другой метафорой может служить ученный исследующий процессы микромира. На определенном этапе углубления в материальную структуру он уже не может не взаимодействовать средствами познания (микроскоп) с объектом познания (микрочастица), поэтому в процессе он изменяет, трансформирует ее. Состояния объекта, таким образом, зависит от средств его исследования и искусства интерпретации исследователя.

Являясь «болью эпохи», отражая трагедию современного мира, постмодернизм сам остается трагическим элементом современной культуры, так как его способность к рефлексии над проблемами культуры ограничена принципиальным отрицанием любых элементов рационалистического метода познания.

Особенности философии ХХ века. Философский постмодернизм существенным образом изменил лицо философии ХХ века, которой все в большей мере присущи следующие особенности.

  1. Отказ от узкого, преимущественно рационалистического способа философствования, критика разума.
  2. Переход к более плюралистическому, толерантному философствованию. Признание того, что истина не может быть одномерной и однозначной. Переход к принципу диалога, встречи, «вопрошания и ответов».
  3. Отказ от евроцетризма, использование в философии творческой интуиции, вчувствования, эзотерического знания.
  4. Возникновение целого ряда новых проблем, проблемного поля (наука, техника, диалог, бессознательное, экзистенция, порядок из хаоса, культура как текст, мир повседневности, дискурс, открытые системы, нелинейное развитие, глобальный эволюционизм, глобальное моделирование и др.).
  5. Понимание того, что знание и понимание – не одно и то же, возникновение герменевтики и феноменологии, а на их основе целого ряда научных дисциплин (эвристики, понимающая психология и социология и др.).
  6. Освобождение философии от идеологического пресса и догматизма.
  7. Философия и ее понятийный аппарат оказались подвержены влиянию естественнонаучных и технических дисциплин: естествознания, математического анализа, системного подхода, синергетики. Произошло «онаучивание» философии.
  8. Философия и ее понятийный аппарат оказались подвержены влиянию гуманитарных наук, гуманитарного знания, что отразилось на ее категориальном аппарате, особенное явственно это видно в постмодернизме. Произошла «гуманизация» и «гуманитаризация» философского знания.
  9. Философия отходит от вульгарного, примитивного, догматизированного материализма. Материя предстает как живая самоорганизующаяся открытая система, способная к творчеству нового («порядок из хаоса»). Универсум предстает как некое единство материального и идеального, граница между которыми становится все более зыбкой и проницаемой. Становится возможным интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.
  10. Философия ХХ века формирует новый тип рациональности, новый стиль мышление, идущей на смену «картезианскому» разуму, ложившемуся в ХVII-ХVIII вв. в эпоху Просвещения. «Герменевтический» (интерпретирующий) разум и «синергетический» (способный схватить единичное, уникальное, спонтанное, нелинейно развивающееся) разум – две ипостаси нарождающегося нового типа рациональности.
  11. Философия обладает эвристической силой: она открывает новые проблемные области (философия жизни, культуры, техники, новое звучание приобретают онтология, эпистемология, герменевтика, феноменология)
  12. Происходит отказ от понимания линейного развития, на место прогресса приходит понимание развития как коэволюции (сопряжения).
  13. «Жесткий» рационализм уступает место синтезу научного и мистического знания, использованию также иррациональных методов познания. Приходит понимание, что наука – не единственное средство постижения реальности, что определенное знание о мире содержится и в мистических учениях Востока, религиозных и мифологических системах. Это дает возможность синтезировать рационалистическую философию Запада и мистическую философию Востока.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: