Цепь ученической преемственности




Предисловие к английскому изданию

Первоначально я написал "Бхагавад-гиту как она есть" в том виде, в котором она представлена сейчас. Когда книга издавалась первый раз, рукопись, к сожалению, была сокращена до 400 страниц и напечатана без иллюстраций и без комментариев к большинству оригинальных текстов "Шримад Бхагавад-гиты". Во всех остальных своих книгах - "Шримад-Бхагаватам", "Шри Ишопанишад" и т.д. - я следую одной и той же схеме: приводу оригинальный текст, даю его английскую транслитерацию, пословный перевод санскрита на английский, затем следует перевод всего стиха и комментарии. Это придает изложению подлинность и научность и делает очевидным го смысл. Поэтому меня не слишком радовала необходимость сократить первоначальную рукопись. Однако позднее, когда спрос на "Бхагавад-гиту как она есть" значительно возрос, многие ученые и преданные попросили меня представить эту книгу в ее первоначальном виде. Таким образом, настоящая попытка предпринята с целью предложить читателю первоначальный вариант этой великой книги знания с комментарием, который опирается на авторитет всей парампары, упрочив тем самым позиции и философскую базу движения Сознания Кришны.

Наше движение Сознания Кришны является подлинным, исторически авторитетным, естественным и трансцендентным, поскольку его основой является "Бхагавад-гита как она есть". Постепенно оно завоевывает все большую популярность в мире, особенно среди молодежи. Представители старшего поколения также проявляют к нему значительный интерес: отцы и деды моих учеников поддерживают нас, становясь пожизненными членами нашего великого общества, Международного общества Сознания Кришны. В Лос-Анджелесе к нам часто приходили родители моих учеников, которые хотели встретиться со мной и поблагодарить меня за то, что я распространяю Движение Сознания Кришны по всему миру. Некоторые из них говорили, что на долю американцев выпала огромная удача, поскольку именно в Америке я начал распространять это движение. Однако в действительности настоящим отцом Движения Сознания Кришны является Сам Господь Кришна, поскольку оно было начато очень давно и пришло к людям по цепи ученической преемственности. Если и есть в этом какая-то моя заслуга, то она принадлежит не лично мне, а моему вечному духовному учителю, Его Божественной милости Ом Вишнупаде Парамахамсе Паривраджакачарии Аштоттара-шате Шри Шримад Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Махарадже Прабхупаде.

Если и есть во всем этом какая-то моя заслуга, то она заключается только в том, что я старался представить "Бхагавад-гиту" такой, как она есть, не делая никаких изменений. До сих пор все английские издания "Бхагавад-гиты" предпринимались с целью удовлетворить чьи-либо личные амбиции. Однако мы представляем "Бхагавад-гиту как она есть" и стремимся донести до читателя суть миссии Верховной Личности Бога, Кришны. Свою удачу мы видим в том, чтобы рассказать людям о воле Кришны, а не о воле какого-нибудь мирского краснобая, будь то политик, философ или ученый, ибо несмотря на все свои познания в других областях, они ровным счетом ничего не знают о Кришне. Когда Кришна говорит: "Ман-мана бхава мад-бхакто мадяджи мам намаскуру..." и т.д., мы в отличие от так называемых ученых не считаем, что Кришна и Его внутренний дух отличны друг от друга. Кришна абсолютен и потому между именем Кришны, формой Кришны, качествами Кришны, играми Кришны и т.д. нет совершенно никакой разницы. Любому, кто не является преданным Кришны и не принадлежит к системе парампары (цепи ученической преемственности), трудно понять абсолютное положение Кришны. Когда так называемые ученые, политики, философы и свами, не обладающие совершенным знанием о Кришне, пишут комментарии к "Бхагавад-гите", они, как правило, стараются либо изгнать оттуда Кришну, либо уничтожить Его. Такого рода неавторитетные комментарии к "Бхагавад-гите" получили название майавадабхашьи, и Господь Чайтанья предостерегал нас против общения с авторами, которые являются самозванцами. Он ясно говорит, что каждый, кто пытается осмыслить "Бхагавад-гиту" с позиций философии майавады, совершает непоправимую ошибку. Как следствие такой ошибки человек, изучающий "Бхагавад-гиту" будет сбит с толку, сойдет с пути духовного развития и не сможет вернуться домой, к Богу.

Наша единственная задача состоит в том, чтобы представить "Бхагавад-гиту" такой, как она есть, и помочь обусловленным душам достичь той же цели, ради которой Кришна нисходит на нашу планету один раз в день Брахмы, или каждые 8 600 000 000 лет. Эта цель определена в "Бхагавад-гите" и мы должны принять ее такой, как она есть; в противном случае наша попытка понять "Бхагавад-гиту" и ее рассказчика, Господа Кришну, лишится всякого смысла. Впервые Господь Кришна поведал "Бхагавад-гиту" богу Солнца около ста миллионов лет назад. Мы должны признать этот факт и тем самым оценить историческое значение "Бхагавад-гиты", не давая ей ложных толкований и опираясь на авторитет Кришны. Тот, кто пытается толковать "Бхагавад-гиту" вне связи с волей Кришны, совершает величайшее оскорбление. Чтобы избежать этого оскорбления, необходимо понять, что Господь является Верховной Личностью Бога, как это сделал Арджуна, первый ученик Господа Кришны. Такой подход к "Бхагавад-гите" принесет нам истинное благо. Это авторитетный метод, который поможет нам достичь цели человеческой жизни.

Движение Сознания Кришны жизненно необходимо человеческому обществу, ибо оно дает людям возможность обрести высшее совершенство жизни. То, каким образом это происходит, полностью объяснено в "Бхгавад-гите". К сожалению, мирские пустословы используют "Бхагавад-гиту" для того, чтобы достичь своих демонических целей, вести обыкновенных людей в заблуждение и лишить их возможности правильно понять простые принципы человеческой жизни (основные принципы существования). Каждый человек должен знать, как велик Бог или Кришна, и каждому должно быть известно о том, каково истинное положение живых существ. Всем нам необходимо знать, что живое существо всегда остается слугой и если оно не служит Кришне, то ему приходится служить иллюзии во всем многообразии различных сочетаний трех гун материальной природы. Таким образом, живое существо беспрерывно вращается в круговороте рождения и смерти; даже философ-майавади, который достиг так называемого освобождения (слывет освобожденной личностью), вынужден вновь и вновь рождаться и умирать. Знание, заключенное в этой книге, представляет собой великую науку и каждое живое существо должно услышать о ней для своего же собственного блага.

Люди в большинстве своем, особенно в нынешний век Кали, очарованы внешней энергией Кришны и ошибочно полагают, что прогресс материальной цивилизации сделает каждого из них счастливым. Они не знают, как могущественна материальная или внешняя энергия Господа, ибо каждый из нас связан по рукам и ногам суровыми законами материальной природы. К счастью (?), живое существо является неотъемлемой частицей Господа, поэтому его естественное предназначение состоит в том, чтобы служить непосредственно Господу. Человек, который находится во власти иллюзии, пытается стать счастливым, служа в той или иной форме собственным чувствам, однако это никогда не при несет ему счастья. Вместо того, чтобы удовлетворять свои материальные чувства, он должен удовлетворять чувства Господа. Таково высшее совершенство жизни. Это хочет и требует от нас Сам Господь и каждый из нас должен понять эту ключевую мысль "Бхагавад-гиты". Наше движение Сознания Кришны несет эти знания всем людям Земли, и поскольку мы передаем содержание "Бхагавад-гиты как она есть" без искажений, каждый, кто изучая "Бхагавад-гиту" действительно стремится извлечь для себя благо, должен воспользоваться помощью, которую предлагает людям движение Сознания Кришны, с тем, чтобы понять содержание "Бхагавад-гиты" на практике под непосредственным руководством Самого Господа. Мы надеемся, что изучая "Бхагавад-гиту" в том виде, как она представлена на страницах этой книги, люди получат величайшее благо и если хотя бы один из них станет чистым преданным Господа, мы будем считать свою задачу выполненной.


А.Ч.Бхактиведанта Свами
12 мая 1971 года
Сидней, Австралия

Введение к "Бхагавад-гите"

ом агьяна-тимирандхасья гьянаньджана-шалакая
чакшурунмилитам ена тасмай шри-гураве намах
шри-чайтанья-маноЯбхиштам стхапитам ена бху-тале
сваям рупах када махьям дадати сва-падантикам

Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза и озарил мой путь светом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам. Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, который утвердил в материальном мире миссию Господа Чайтаньи, дарует мне прибежище под сенью своих лотосных стоп?

ванде ахам шри-гурох шри юта-пада
камалам шри-гурун вайшнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-
ругхкнатханвитам там са-дживам

садвайтам савадхутам париджана-
сахитам кришна-чайтанья-девам
шри-радха-кришна-падан саха-гана-
лалита-шри-вишакханвитамш ча

Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам своего духовного учителя и к стопам всех вайшнавов. Я в глубоком почтении склоняюсь к стопам Шрилы Рупы Госвами и его старшего брата Санатана Госвами, а также Ругхунатхи Дасы и Рагхунатхи Бхатты, Гопалы Бхатты и Шрилы Дживы Госвами. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Кришной Чайтаньей и Господом Нитьянандой, а также Адвайтой Ачарьей, Гададхарой, Шривасой и другими спутниками Господа Чайтаньи. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шримати Радхарани, Шри Кришной, а также их спутниками Шри Лалитой и Вишакхой.

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намасту те

Мой дорогой Кришна, Ты - друг всех страждущий и источник творения. Ты - повелитель гопи и возлюбленный Радхарани. Я в глубоком почтении склоняюсь к Твоим лотосным стопам.

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прие

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Радхарани, кожа которой сияет словно расплавленное золото. Ты - царица Вриндавана, Ты - дочь царя Вришабхану, которая так безмерно дорога Господу Кришне.

ванчха-калпатарубьяш ча крипа-синдхубья эва ча
патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намаха

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Подобно древу желаний, они способны исполнить желания каждого и полны сострадания к падшим обусловленным душам.

шри кришна чайтанья прабху нитьянанда
шри адвайта гададхара шривасади-гаура бхакта вринда

Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шри Кришной Чайтаньей, Прабху Нитьянандой, Шри Адвайтой, Гададхарой, Шривасой и всеми остальными преданными Господа.

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе

"Бхагавад-гиту" также называют "Гитопанишад". Она является квинэссенцией ведического знания и одной из наиболее важных "Упанишад" в ведической литературе. Безусловно, существует много комментариев к "Бхагавад-гите" на английском языке и может возникнуть вопрос целесообразности еще одного такого комментария. Попытка составить настоящее издание вызвана следующими причинами: не так давно в Америке одна женщина попросила меня рекомендовать какой-нибудь английский перевод "Бхагавад-гиты". Безусловно, в Америке можно найти много переводов "Гиты" на английский язык. Но насколько я мог судить, из всех изданий "Бхагавад-гиты", которые мне приходилось видеть в Америке, да и в самой Индии, ни одно нельзя назвать действительно авторитетным, так как фактически в каждом из них комментатор излагает свои собственные взгляды и не передает истинного духа "Бхагавад-гиты".

О духа "Бхагавад-гиты" говорит сама "Бхагавад-гита". Это станет ясно на следующем примере. Принимая то или иное лекарство, мы должны следовать указаниям, написанным на упаковке, мы не можем принимать лекарство по собственному усмотрению или по указанию кого-нибудь из наших друзей. Лекарство следует принимать в соответствии с указаниями, написанными на упаковке или по предписанию врача. Точно также "Бхагавад-гиту" следует принимать и воспринимать такой, как она есть, следуя указаниям того, кто ее рассказал. Рассказчиком "Бхагавад-гиты" является Господь Кришна. На каждой странице "Бхагавад-гиты" Его называют Верховной Личностью Бога, Бхагаваном. Разумеется, слово Бхагаван может быть отнесено к любой могущественной личности, а также к любому могущественному полубогу. В данном контексте словом Бхагаван называют Господа Шри Кришну, который является великой Личностью. Однако вместе с тем, необходимо думать о том, что Господь Шри Кришна - это Верховная Личность Бога, и это подтверждают все великие ачарьи (духовные учителя), например, Шанкарачарья, Рамануджачарья, Мадхвачарья, Нимбарка Свами, Шри Чайтанья Махапрабху и многие другие авторитеты в области ведического знания в Индии. К тому же Сам Господь провозглашает Себя Верховной Личностью Бога на страницах "Бхагавад-гиты", и таковым Его признают "Брахма-самхита" и все "Пураны", в особенности, "Шримад-Бхагаватам", которую называют "Бхагавата Пураной" (кришнас ту бхагаван сваям). Таким образом, мы должны принимать "Бхагавад-гиту" так, как велит нам Сама Верховная Личность Бога.

В четвертой главе "Гиты" (4.1-3) Господь говорит:

имам вивасвате йогам проктаван ахам авьяям
вивасван манаве праха манур икшвакавеЯбравит
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух

са каленеха махата його наштах парантапа
са эваям майа теЯдья йогах проктах пуратанах
бхактоаси ме сакха чети рахасьям хй этад уттамам

Здесь Господь сообщает Арджуне о том, что система йоги, изложенная в "Бхагавад-гите", была впервые поведана богу солнца, бог солнца рассказал ее Ману, который ее в свою очередь передал Икшваку; так по цепи ученической преемственности, от одного рассказчика к другому, эта система йоги пришла на Землю. Однако с течением времени она оказалась утраченной, поэтому Господу пришлось рассказать ее вновь, на этом раз Арджуне на поле битвы Курукшетра. Господь говорит Арджуне, что Он открывает эту высшую тайну именно ему, поскольку Арджуна является Его преданным и Его другом. Отсюда явствует, что "Бхагавад-гита" - это произведение, которое в первую очередь предназначено для преданных Господа. Есть три класса трансценденталистов: гьяни, йоги и бхакты, то есть имперсоналисты, йоги-мистики и преданные. Здесь, обращаясь к Арджуне, Господь ясно говорит, что Он делает Арджуну первым звеном в новой парампаре (цепи ученической преемственности), поскольку старая парампара оказалась прерванной. Поэтому Господь решил восстановить цепь ученической преемственности, которая бы передавала знание в том виде, в каком оно переходило от бога солнца к другим авторитетам в цепи ученической преемственности и хотел, чтобы Арджуна заново распространил в мире Его учение. Он хотел, чтобы Арджуна стал авторитетом в постижении "Бхагавад-гиты". Итак, мы видим, что "Бхагавад-гита" была поведена Арджуне в первую очередь потому, что Арджуна являлся преданным Господа, непосредственным учеником Самого Шри Кришны и Его близким другом. Поэтому лучше всего понять "Бхагавад-гиту" сможет человек, обладающий теми качествами, которыми обладал Арджуна. Это значит, что он должен быть преданным Господа и общаться с Господом непосредственно. Когда человек становится преданным Господа, он сразу вступает в непосредственные взаимоотношения с Господом. Это очень сложный вопрос, но излагая его вкратце, можно сказать, что каждый преданный находится с Верховной Личностью Бога в одном из пяти типов трансцендентных взаимоотношений:

1. Преданный может находиться в нейтральных отношениях с Господом.
2. Преданный может быть слугой Господа.
3. Он может быть Его другом.
4. Преданный может быть отцом или матерью Господа.
5. Он может находиться с Господом в отношениях супружеской любви.

Арджуна был другом Господа. Разумеется, между их дружбой и дружбой в материальном мире существует огромная разница. Их связывали отношения трансцендентной дружбы, вступить в которые может далеко не каждый. Безусловно, каждое живое существо находится в определенном типе взаимоотношений с Господом и обнаружить их может лишь тот, кто достиг совершенства в преданном служении Господу. Однако в своем нынешнем состоянии мы забыли не только о Верховном Господе, но и своих вечных взаимоотношениях с Ним. Каждое из многих миллионов и миллиардов живых существ находится в определенных вечных взаимоотношениях с Господом. Такое состояние живого существа называется сварупой. Занимаясь преданным служением, живое существо может вновь обрести свою сварупу и подняться на уровень сварупа-сидхи - достичь совершенств и вернуться в свое изначальное положение. Таким образом, Арджуна был преданным Верховного Господа, с которым его связывали отношения трансцендентной дружбы.

Необходимо сказать также несколько слов о том, как Арджуна принял "Бхагавад-гиту". Об этом говорится в десятой главе (10.12-14):"Арджуна сказал: "Ты - Верховная Личность Бога, высшая обитель, Ты - чистейший, Ты - Абсолютная Истина, Ты - высшая, трансцендентная, изначальная Личность, нерожденная, величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса подтверждают эту истину, и теперь Ты Сам говоришь мне об этом. О Кришна, я безоговорочно принимаю все то, что услышал от Тебя, и считаю Твои слова истиной. Ни полубоги, ни демоны, о Господь, не в состоянии постичь Твою личность".

Услышав "Бхагавад-гиту" в изложении Верховной Личности Бога, Арджуна признал Кришну парам брахма, Верховным Брахманом. Каждое живое существо является Брахманом, но Верховное живое существо, Верховную Личность Бога называют Верховным Брахманом. Парам дхама: Он - высший приют или обитель всего сущего; павитрам: Он - чистейший и Его не касается материальная скверна; пурушам: Он - Верховный Наслаждающийся; шашватам, изначальный; дивьям, трансцендентный; ади-девам, Верховная Личность Бога; аджам, нерожденный; и, наконец, вибхум, величайший.

Кто-то может подумать: Кришна был другом Арджуны, и потому Арджуна говорил ему все это из лести. Но чтобы развеять подобные сомнения, которые могут закрасться в ум читателя "Бхагавад-гиты", Арджуна в следующем стихе приводит основание для этих восхвалений и говорит, что не только он сам, но и такие авторитеты, как Нарада, Асита, Девала и Вьясадев, признают Кришну Верховной Личностью Бога. Все они - великие личности, которые распространяли ведическое знание таким, каким его принимают все ачарьи. Поэтому Арджуна говорит Кришне: "Что бы Ты ни сказал, все это я считаю законченным и совершенным". "Сарвам этад ритам манье - все Твои слова я принимаю как истину". Арджуна также говорит, что постичь Личность Господа чрезвычайно трудно, это не под силу даже великим полубогам. Иными словами, Господа не могут постичь даже личности, во всех отношениях превосходящие людей. Так как же тогда человеку постичь Господа Шри Кришну, если он не является Его преданным?

Поэтому изучать "Бхагавад-гиту" следует в духе преданности и смирения. Человек не должен считать себя равным Кришне или думать, будто Кришна - это обыкновенная личность, пусть даже великая. Господь Шри Кришна - суть Верховная Личность Бога, поэтоум, как утверждает "Бхагавад-гита" или как говорит Арджуна, который старается понять "Бхагавад-гиту", мы должны хотя бы теоретически признать Шри Кришну Верховной Личностью Бога и в таком смиренном состоянии ума мы сможем постичь "Бхагавад-гиту". Если тому, кто читает "Бхагавад-гиту", чужд дух смирения и покорности, ему будет очень трудно понять ее, ибо в ней заключено величайшее таинство.

Что же такое "Бхагавад-гита"? Ее цель - спасти человечество из плена неведения, вызволить его из тюрьмы материального существования. Каждый из нас постоянно сталкивается с многочисленными трудностями; Арджуна, которому предстояло участвовать в битве при Курукшетре, также оказался в трудном положении. Арджуна предался Шри Кришне и в результате была рассказано "Бхагавад-гита". Не только Арджуна, но и каждый из нас беспрестанно испытывает тревоги и беспокойства, поскольку живет в материальном мире. Само наше бытие протекает в атмосфере небытия. В действительности же мы не должны бояться небытия, наше бытие вечно, однако так или иначе мы оказались в ловушке асат. Асат значит "то, чего не существует".

Из миллионов и миллиардов людей, страдающих в материальном мире, лишь немногие по-настоящему задаются вопросом о том, каково их положение, кто они такие, почему оказались здесь и т. д. До тех пор, пока человек не пробудился ото сна, не задумался над причинами своих страданий, пока не понял, что больше не хочет страдать, а хочет положить конец всем своим страданиям, его нельзя считать человеком в полном смысле слова. Человек становится человеком только тогда, когда в его уме начинают возникать подобные вопросы. В "Брахма-сутре" они названы брахма-джигьяса. Атхато брахма-джигьяса. Любая деятельность, которой занимается человек, считается пустой и бесполезной, если он не задается вопросом о природе Абсолюта. Таким образом, понять "Бхагавад-гиту" может лишь тот, кто начал задумываться над причиной своих страданий, над тем, откуда он пришел и куда отправится после смерти. Искренний и серьезный ученик должен, кроме того, с великим почтением относиться к Верховной Личности Бога. Именно таким учеником и был Арджуна.

Господь Кришна нисходит на Землю в первую очередь для того, чтобы напомнить забывчивым людям о истинной цели их жизни. Но даже тогда, из многих миллионов пробудившихся людей, только один может по-настоящему проникнуться этим духом и осознать свое истинное положение; именно для таких людей Господь рассказывает "Бхагавад-гиту". По сути дела все мы находимся в пасти у тигра неведения, однако Господь необыкновенно милостив к живым существам, особенно к людям. Именно поэтому Он рассказал "Бхагавад-гиту", сделав Своего друга Арджуну Своим учеником.

Будучи спутником Господа Кришны, Арджуна стоял над миром невежества, однако на поле битвы Курукшетра он был повергнут во тьму неведения для того, чтобы задать Господу Кришне вопросы о проблемах бытия и дать возможность Господу ответить на них на благо всех последующих поколений, которые, таким образом, получат программу действий. Следуя ей, люди смогут достичь цели человеческой жизни.

Содержание "Бхагавад-гиты" дает нам возможность осознать пять основополагающих истин. В ней, прежде всего, излагается наука о Боге, а затем рассказывается об изначальном положении живых существ, джив. Существует Ишвара, то есть властитель и дживы, живые существа, которые подчиняются Его власти. Если живое существо не признает высшей власти и считает себя свободным, его следует признать ненормальным. По крайней мере в обусловленном состоянии живое существо находится под полным контролем высших сил. Таким образом, "Бхагавад-гита" рассказывает об Ишваре, Верховном Властителе, и дживах, подвластных живых существах. Здесь также обсуждаются пракрити (материальная природа), время (продолжительность жизни всей вселенной или проявленной материальной природы) и карма (деятельность). В материальном космосе постоянно протекают различные виды деятельности. Каждое живое существо занимается той или иной деятельностью. Читая "Бхагавад-гиту" мы должны понять, кто такой Бог; кем являются живые существа; что такое пракрити, а также материальный космос; каким образом их контролирует время и что представляет собой деятельность живых существ.

При рассмотрении этих пяти основных тем, составляющих содержание "Бхагавад-гиты", делается вывод о том, что Верховная Личность Бога, Кришна или Брахман, Верховный Властелин или Праматма - неважно какое из этих имен вы используете - величайший из всех живых существ. В качественном отношении живые существа неотличны от Верховного Властителя. Так Господь контролирует деятельность материальной природы во всей вселенной, о чем мы узнаем из последующих глав "Бхагавад-гиты". Материальная природа не является независимой. Она действует в соответствии с указаниями Верховного Господа. "Майадхьякшена пракритих суяте са-чарачарам", - говорит Господь. "Эта материальная природа действует под Моим надзором". Наблюдая в космосе какие-то удивительные, чудесные явления, мы должны всегда помнить о том, что за космическим проявлением стоит его Повелитель и нет ничего, что существовало бы независимо от Него. Не признавать существование высшей власти, значит уподобиться ребенку. Для ребенка, к примеру, автомобиль является чудом, ведь он может двигаться сам, без помощи лошади или другого тяглового животного. Однако взрослый человек знает как устроен автомобиль, он всегда помнит о том, что за этим механизмом стоит человек-водитель. Аналогичным образом, Верховный Господь - это водитель, под надзором которого работает весь вселенский механизм. Как мы узнаем из последующих глав, Господь считает джив, или живых существ, Своими неотъемлемыми частицами. Крупица золота - это тоже золото, а капля морской воды такая же соленая, как и вся вода в океане; подобно этому мы, живые существа, будучи частицами Верховного Властителя, Ишвары или Брахмана, Господа Шри Кришны, обладаем всеми качествами Верховного Господа только в очень незначительной степени, поскольку являемся маленькими ишварами и занимаем подчиненное положение. Мы стремимся властвовать над природой, как например, сейчас мы пытаемся покорить космос и достичь других планет вселенной; нам присуще стремление господства, потому что оно есть (заложено) в Кришне. Однако несмотря на присущую нам тенденцию господствовать над материальной природой, необходимо всегда помнить о том, что мы не являемся верховными властителями. Об этом рассказывает "Бхагавад-гита".

Что представляет собой материальная природа, об этом мы также узнаем из "Бхагавад-гиты", где материальную природу называют низшей пракрити, то есть низшей природой. Там сказано, что живое существо относится к категории высшей пракрити. Пракрити, как низшая, так и высшая, всегда остается подвластной. Она олицетворяет женское начало и является подвластной Господу, как жена подвластна мужу, который контролирует все ее действия. Пракрити всегда находится в подчиненном положении по отношению к Господу, который является ее Господином. И живые существа, и материальная природа занимают подчиненное положение и подвластны Верховному Господу. Согласно "Бхагавад-гите" живые существа, которые являются неотъемлемыми частицами Верховного Господа, тем не менее относятся к категории пракрити. Об этом ясно сказано в седьмой главе "Бхагавад-гиты": "Апареям итас тв аньям пракритим виддхи ме парам/джива бхутам - эта материальная природа суть Моя низшая пракрити, однако над ней стоит другая пракрити - джива бхутам, живое существо.

Сама материальная природа состоит из трех качеств - гун благости, страсти и невежества. Над ними властвует вечное время, а сочетание гун материальной природы под контролем и надзором вечного времени образует различные виды деятельности, которые называют кармой. Эта деятельность протекает с незапамятных времен и мы, пожиная ее плоды, страдаем или наслаждаемся. Предположим, к примеру, что я бизнесмен, которому в результате напряженного труда удалось стать владельцем огромного бансковского счета. В этом случае я выступаю в роли наслаждающегося, но затем мои дела расстроились и я потерял все свои деньги и в результате мне приходится страдать. Аналогичным образом, в какой бы сферы жизни мы не коснулись, повсюду живые существо либо наслаждаются результатами своей деятельности, либо страдают из-за них. Вот что такое карма.

Ишвара (Верховный Господь), джива (живое существо), пракрити (природа), кала (вечное время) и карма (деятельность) - обо всем этом рассказывается в "Бхагавад-гите". Из этих пяти Господь, живые существа, материальная природа и время являются вечными. Проявленное состояние пракрити может носить временный характер, но оно никогда не бывает иллюзорным. Некоторые ученые считают материальное проявление иллюзорным, но согласно философии "Бхагавад-гиты", которая является философией всех вайшнавов, это далеко не так. Согласно "Бхагавад-гите" проявленный мир не является иллюзорным; его считают реальным, однако временным. Этот мир сравнивают с тучей, которая появляется на небосклоне или с наступлением сезона дождей, когда колосья наливаются зерном. Как только сезон дождей заканчивается, и небо очищается от туч, поля, напоенные дождем, высыхают. Аналогичным образом, в назначенный срок материальный мир приходит в проявленное состояние, существует в течение некоторого времени, а затем исчезает. Так действует пракрити. Однако данный цикл повторяется вечно, поэтому пракрити является вечной; она отнюдь не иллюзорна. Господь называет ее: "Моя пракрити". Материальная природа является отделенной энергией Верховного Господа; в свою очередь, живые существа также составляют часть энергии Всевышнего, однако они не отделены от Господа, а вечно связаны с ним. Таким образом, Господь, живое существо, материальная природа и время связаны друг с другом и все они существуют вечно. Однако следующий элемент, карма, не является вечным. Кармические реакции могут приходить к нам из глубины веков. Пожиная плоды своей деятельности, мы с незапамятных времен страдаем или наслаждаемся, однако в наших силах изменить результаты кармы или деятельности. Все зависит от того, насколько совершенным знанием мы обладаем. Все мы заняты разного рода деятельностью. Нам, безусловно, неизвестно, какой деятельностью необходимо заниматься, чтобы вырваться из цепи действий и противодействий и освободиться от своей кармы. Однако, все это подробнейшим образом освящено в "Бхагавад-гите".

По своему положению Ишвара, Верховный Господь, обладает высшим сознанием. Будучи неотъемлемыми частицами Верховного Господа дживы, или живые существа, также наделены сознанием. Говорится, что живое существо и материальная природа относятся к категории пракрити, энергии Верховного Господа. Но одна из них, а именно джива, обладает сознанием, а другая, пракрити, лишена его. Этим они отличаются друг от друга. Вот почему джива, пракрити, которая обладает сознанием, подобным сознанию Господа, называют Его высшей энергией. Однако Господь является обладателем высшего сознания, и мы не должны заявлять будто таким же сознанием наделена джива, живое существо. Живое существо никогда не станет обладателем высшего сознания, какой бы ступени совершенства оно не достигло. И философия, которая пропагандирует подобные идеи, только вводит людей в заблуждение. Живое существо обладает сознанием, однако его сознание не является совершенным или высшим.

Об этой разнице между дживой и ишварой будет подробно рассказано в тринадцатой главе "Бхагавад-гиты". Господь - это кшетра-гьях, Он также, как и живое существо, обладает сознанием, однако сознание живого существа действует лишь в пределах одного определенного тела, а сознание, которым обладает Господь, распространяется на все тела. Находясь в сердце каждого живого существа, Господь знает о психических состояниях каждой дживы. Об этом не следует забывать. Говорится также, что Параматма, Верховная Личность Бога, пребывает в сердце каждого, как Ишвара - повелитель, и Он дает живому существу указания, которые помогают ему действовать в соответствии со своими желаниями. Живое существо забывает о том, что нужно делать. Сначала оно принимает решение действовать тем или иным образом, а затем запутывается в лабиринте собственной кармы. Оставляя одно тело, оно получает другое, подобно тому, как мы снимаем и надеваем одежду. Меняя таким образом тела, душа страдает и наслаждается плодами своих прошлых действий. ОДнако эти действия изменяются, когда живое существо достигает уровня гуны благости, возвращается в нормальное состояние и понимает как нужно действовать. Действуя надлежащим образом, живое существо изменяет свою карму; поэтому карму нельзя назвать вечной. Вот почему мы сказали, что из пяти элементов (Ишвара, джива, пракрити, время и карма) четыре являются вечными, а карма - преходящей.

Сходство между высшим сознанием Ишвары и сознанием живого существа заключается в следующем: как сознание Господа, так и сознание живого существа являются трансцендентными. Не следует думать, будто сознание возникает из материи. Это ошибочное представление. "Бхагавад-гита" отвергает идею о том, что в определенных условиях сознанием развивается из сочетания материальных элементов. Сознание живого существа может измениться, отражаясь от покрывающего материальной оболочки, подобно тому, как свет, отраженный от цветного стекла, принимает ту или иную окраску. Однако сознание Господа не подвержено влиянию материальных элементов. Господь Кришна говорит: "Майадхьякшена пракритих. Когда Он нисходит в материальную вселенную, Его сознание не попадает под влияние материи. Если бы Господь был подвержен ее влиянию, Он бы не смог говорить о трансцендентных предметах как Он делает это в "Бхагавад-гите". Только тот, чье сознание свободно от материальной скверны, способен рассказать нам о трансцендентной обители. Таким образом, Господь никогда не попадает под оскверняющее влияние материи. А наше сознание в данный момент осквернено ее. "Бхагавад-гита" призывает нас очистить свое сознание, которое стало материальным. Когда наше сознание очистится, мы будем действовать в соответствии с волей Ишвары и это сделает нас счастливыми. Дело не в том, что мы должны прекратить действовать вообще. Скорее нам необходимо очистить свои действия и такая очищенная деятельность получила название бхакти. Действия, которые совершает живое существо, достигшее уровня бхакти, внешне похожи на действия обыкновенных людей, с той лишь разницей, что в них нет и капли материальной скверны. Может показаться, будто преданный действует или работает совсем как обыкновенный человек; из-за скудости своих знаний он не понимает, что действия преданного Господа не осквернены нечистым сознанием или влиянием материи. Они трансцендентны по отношению к трем гунам материальной природы. Однако необходимо помнить, что в данный момент наше сознание является оскверненным.

Когда живые существа осквернены материальным, их называют обусловленными. Ложное сознание проявляется в том, что человек считает себя продуктом материальной природы; такое сознание называют ложным эго. Тот, кто мыслит в рамках телесной концепции жизни, не может осознать своего положения. Господь поведал "Бхагавад-гиту" для того, чтобы освободить людей от телесной концепции жизни, и Арджуна выступил в роли ученика, чтобы получить от господа это знание. Нам необходимо освободиться от телесных представлений о жизни; это первое, что должен сделать каждый трансценденталист. Тот, кто хочет избавиться от ложных концепций и достичь освобождения, должен прежде всего понять, что он не является материальным телом. Достичь мукти, или освобождения, значит избавиться от материального сознания. Определение мукти дано также в "Шримад-Бхагаватам": муктир хитваньятха-рупам сварупена вьявастхитих - достичь мукти, значит освободиться от оскверненного сознания, которым обладают живые существа в материальном мире, и подняться на уровень чистого сознания (сделать свое сознание чистым). Все наставления "Бхагавад-гиты" преследуют одну цель - пробудить в живых существах чистое сознание. Поэтому в последней главе "Бхагавад-гиты" Кришна спрашивает Арджуну, очистил ли он свое сознание. Человек, обладающий чистым сознанием, дейст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: