Сущность, цель и задачи торгового менеджмента




ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖЕНТА

1.1 Сущность, цель и задачи торгового менеджмента

1.2 Функции и механизм торгового менеджмента

1.3 Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки

Глава II. СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ТОО "КАМКОР МЕНЕДЖМЕНТ"

2.1. Описание предприятия

2.2. Стратегия развития

2.3. Политика в области качества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфераприложения труда - получила в последние годы новые импульсы своегоразвития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономикепереходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в рядеслучаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.От рядовых спекулятивных торговых операций и "челночно-палаточного бизнеса"многие предприниматели перешли уже к более высокой стадии торговойдеятельности, организовав индивидуальные или коллективные предприятия.Менеджерам таких предприятий приходится ежедневно сталкиваться с множествомпроблем организационного, экономического и финансового характера, которыеприходится решать интуитивно, методом "проб и ошибок", приобретаяпостепенно практический опыт. И многие из тех, кто уже немного "покрутился" в торговле, считают себя достаточными специалистами в этой сфередеятельности.Однако умение грамотно, а главное, эффективно торговать - это тонкоеискусство, в котором полагаться лишь на небольшой практический опыт,здравый смысл и интуицию сейчас уже недостаточно. Процесс насыщенияпотребительского рынка товарами и возрастание конкуренции потребуют от тех,кто недавно влился в этот бизнес и хочет надолго в нем остаться, глубоких ивсесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговойдеятельности.Переучиваться необходимо и многим работникам торговли с большим стажем,которые после приватизации своих предприятий остались наедине с рынком, безопеки специалистов своих бывших торгов, объединений и других управленческихструктур. Многие, полученные ими "еще в той экономике", знания ипрактические навыки вступили в противоречие с современной рыночнойпрактикой, не соответствуют новым условиям хозяйствования и коммерческимвозможностям, а следовательно требуют существенного обновления.Казалось бы в условиях значительного расширения возможностей изучениязарубежной литературы по вопросам рыночной экономики проблем сприобретением новых знаний не возникает - только читай и используйрекомендации по менеджменту, маркетингу, финансам и свой торговый бизнесстанет "не хуже, чем у них". К сожалению использовать большинство из этихзарубежных рекомендаций в наших условиях пока еще невозможно в силунеэквивалентного потенциала экономики, недостаточно сформированных рыночныхотношений, неразвитости торговой инфраструктуры, несоответствия нашихзаконодательных норм правовым аспектам деятельности торговых фирм встранах с развитой рыночной экономикой.Изложенный в этой работе материал непосредственно связан с формированиемновой области знаний - торговым менеджментом, который отличают комплексныйподход к многоаспектной торговой деятельности, новые целевые ориентирыразвития торговых предприятий, современный методический аппарат анализа,планирования и контроля, обширная система взаимоувязанных практических

 

 

Глава I. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО МЕНЕДЖЕНТА

Сущность, цель и задачи торгового менеджмента

Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны какпо объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, апредприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговыхпредприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека,подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросоворганизационно-технологического, экономического и финансового характера,требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностьюторгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляются спомощью разнообразных методов торгового менеджмента.Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми основнымиаспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формироватьнаиболее рациональные управленческие решения по вопросам развитияконкретного торгового предприятия, координировать различные направления егодеятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этойдеятельности.Как комплексная отраслевая научная дисциплина торговый менеджмент находитсялишь в стадии зарождения. Основополагающие принципы торгового менеджментаеще не получили комплексного отражения в современной литературе. В связи сэтим рассмотрим сущность и основные характеристики этой новой научнойдисциплины, имеющей высокое прикладное значение в рыночной экономике.Торговый менеджмент, базируясь на теории общего менеджмента предприятия,интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджментаприменительно к специфике деятельности торгового предприятия. В частности,торговый менеджмент использует обширный арсенал методов производственногоменеджмента, инновационного менеджмента, менеджмента персонала, финансовогоменеджмента и некоторых других видов функционального менеджмента, возможныхк применению на предприятиях торговли.Важной особенностью торгового менеджмента является комплексный характерформирования всех управленческих решений, связанных с различными сторонамидеятельности торгового предприятия. Все эти управленческие решениятеснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенноевоздействие на конечную эффективность хозяйственной деятельности торговогопредприятия. Так, отдельное управленческое решение, направленное насовершенствование организации или технологии торгового процесса, каким быпрогрессивным оно не казалось с позиций инновационного менеджмента, можетбыть не эффективным с учетом специфики условий экономической деятельностипредприятия и вызвать негативные последствия для его финансового состояния.Поэтому торговый менеджмент рассматривается как комплексная системадействий, состоящей из разработки взаимозависимых управленческих решений,каждое из которых вносит свой вклад в конечную результативностьхозяйственной деятельности торгового предприятия.Хотя все торговые предприятия как хозяйствующие субъекты одной отраслиимеют много общих характеристик торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов, различия между их конкретными организационнымиформами, используемыми технологиями и условиями хозяйствования весьмасущественны, что соответственно сказывается как на особенностях процессауправления их деятельностью, так и на конечных результатах этойдеятельности. Торговый менеджмент призван учитывать эти различия в процессеразработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем,чтобы получить наилучшие результаты для данного торгового предприятия. Всвязи с этим следует предостеречь начинающих предпринимателей - конкретныеуправленческие решения, используемые в процессе своей деятельностиотдельными даже наиболее эффективно работающими торговыми предприятиями, немогут слепо копироваться другими торговыми предприятиями, так как они могутпривести к отрицательным последствиям. Торговый менеджмент учит неиспользованию стандартных управленческих решений, а лишь алгоритмуэффективной их разработки в конкретных условиях деятельности предприятия.Даже наиболее эффективные управленческие решения, разработанные иреализованные на конкретном торговом предприятии, не всегда могут бытьповторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всегоэто связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода крыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктурыпотребительского рынка. Кроме того меняются во времени и внутренние условияфункционирования торгового предприятия, особенно на этапах перехода кпоследующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому торговому менеджментудолжен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешнейсреды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления,финансового состояния и других параметров функционирования торговогопредприятия.Торговый менеджмент предусматривает много вариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торговогопредприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческогорешения должна учитывать и альтернативные возможности действий. При наличииальтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализациидолжен быть основан на системе критериев, обеспечивающих достижение высокихрезультатов деятельности торгового предприятия. Система таких критериевустанавливается самим торговым предприятием.Торговый менеджмент должен быть ориентирован на стратегические целиразвития торгового предприятия. Какими бы выгодными не казались те или иныепроекты управленческих решений в текущем периоде, они должны бытьотклонены, если они вступают в противоречие с миссией(главной цельюдеятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития иливедут к снижению эффективности его деятельности в перспективном периоде.Подходы к формированию принципов и методического инструментария торговогоменеджмента, а следовательно и к его развитию как научной дисциплины,существенно меняются на стадии перехода к рыночной экономике. Это связанопрежде всего с коренным преобразованием основополагающих принциповуправления экономическими процессами, существенными и весьма динамичнымиизменениями ситуации на потребительском рынке, значительным разукрупнениемторговых предприятий в процессе их приватизации, корпоратизации,углублением дифференциации денежных доходов населения, расширениемвозможностей более полного использования зарубежного опыта управленияторговыми предприятиями, наработанного в станах с развитой рыночнойэкономикой.С учетом основных характеристик торгового менеджмента формируются его целии задачи.Основной целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темповразвития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастанияего конкурентной позиции на потребительском рынке.

Исходя из этой главной цели торговый менеджмент призван решать следующиеосновные задачи.

1. Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателейна товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Эта задачареализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши напотребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей вданном сегменте потребительского рынка; формирования эффективнойассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательскогоспроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров,реализуемых торговым предприятием.

2. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания. Эта задачареализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей куровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом спецификиконкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы снаименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести вторговом предприятии необходимые товары. Эти требования обеспечиваютсяцелым комплексом организационно-технологических мероприятий, формирующих всовокупности необходимый уровень торгового обслуживания.

3. Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. Этазадача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых,материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологическихпроцессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживаниемпокупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций икоммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управленияторговым предприятием.

4. Максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торговогопредприятия, и обеспечение ее эффективного использования. Эта задачареализуется путем оптимизации объема товарооборота предприятия;эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой,амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношениякапитализируемой и потребляемой частей прибыли.

5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностьюторгового предприятия. Эта задача реализуется путем эффективного управленияразличными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками,связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли. Минимизацияуровня хозяйственных рисков обеспечивает предсказуемость финансовыхрезультатов деятельности предприятия и стабильность его развития.

6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торговогопредприятия. Эта задача реализуется прежде всего за счет высокойинвестиционной активности предприятия, его способности эффективноаккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение приростаактивов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия.

Кроме того, на возрастание рыночной стоимости торгового предприятияоказывает влияние его высокая деловая репутация, завоеванные иммаркетинговые позиции на потребительском рынке, обработанность внутренней технологии осуществления хозяйственной деятельности и управления, а также другие так называемые "неосязаемые активы", способные приносить торговому предприятию дополнительную прибыль.Все задачи торгового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны. Так,формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей иобеспечение высокого уровня их торгового обслуживания способствуют росту товарооборота, а соответственно и максимизации суммы прибыли торгового предприятия. Этим же целям подчинено и обеспечение экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. В свою очередь, максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, эффективное ее использование, а также минимизация уровня хозяйственных рисков являются важнейшими условиями возрастания его рыночной стоимости. В то же время ряд задач торгового менеджмента носят разнонаправленныйхарактер. Так, например, ряд мероприятий по обеспечению высокого уровня обслуживания покупателей могут вызвать дополнительные затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а соответственно снизить сумму прибыли предприятия.

В свою очередь максимизация прибыли торгового предприятия сопровождается, как правило, возрастанием уровня хозяйственных рисков. Поэтому в процессе торгового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой. В среде предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере торговли, весьма распространено мнение, что приоритетной задачей и даже главной целью торгового менеджмента является максимизация прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Такое мнение следует рассматривать как весьма спорное. Дело в том, что максимизация прибыли на конкретном этапе деятельности торгового предприятия не обеспечивает автоматического возрастания его рыночной стоимости. Так, полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления, в результате чего торговое предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для обеспечения своего развития (а неразвивающееся предприятие теряет в перспективе свои конкурентные позиции на потребительском рынке, что приводит к снижению его рыночной стоимости).Кроме того, высокая сумма прибыли торгового предприятия может достигатьсяпри высоком уровне хозяйственных рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости и конкурентной позиции на потребительском рынке. Поэтому в рыночных условиях максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, может выступать как важная, но не приоритетная задача торгового менеджмента и уж тем более не как его главная цель. Эффективный торговый менеджмент, в полной мере реализующий свою основную цель и задачи, позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, необходимые темпы экономического развития торгового предприятия в стратегической перспективе, укрепление его финансового состояния и рост рыночной стоимости, формирование конкурентного преимущества торгового предприятия на потребительском рынке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: