Александр Сергеевич Грибоедов




«Горе от ума»

1. Укажите фамилию персонажа, к которому обращается Фамусов в конце первой реплики.

2. Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?

3. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

4. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

5. Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

6. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

7. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

8. Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

9. Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

10. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

11. В чём заключается своеобразие финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

Действие 1 Явление 4   Фамусов <…> Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам. А пуще дочери, да сами добряки. Дались нам эти языки! Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему – И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему? Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен через мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери. София Я гнева вашего никак не растолкую. Он в доме здесь живет, великая напасть! Шел в комнату, попал в другую. Фамусов Попал или хотел попасть? Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно. София Вот в чем, однако, случай весь: Как давиче вы с Лизой были здесь, Перепугал меня ваш голос чрезвычайно, И бросилась сюда я со всех ног... Фамусов Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. Не в пору голос мой наделал им тревог! София По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда. Фамусов Что за история? София Вам рассказать? Фамусов Ну да. (Садится.) София Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим – будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок... Знаете, кто в бедности рожден... Фамусов Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. София Потом пропало все: луга и небеса. – Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол – и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с громом распахнули двери Какие-то не люди и не звери, Нас врознь – и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ! Он вслед кричит!.. – Проснулась. – Кто-то говорит, – Ваш голос был; что, думаю, так рано? Бегу сюда – и вас обоих нахожу.

 

è В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С. Грибоедова? (Приведите 2–3 примера с указанием авторов.)

è Многие высказывания героев пьесы «Горе от ума» вошли в повседневную разговорную речь. Как называется суждение общего характера, выражающее в лаконичной художественной форме законченную и обобщенную мысль, философскую или житейскую мудрость, поучительный вывод («И будь не я, коптел бы ты в Твери»)?

è С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, столкновение, лежащее в основе драматургического действия?

è Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?

è Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

è Разговор Cофьи и Фамусова происходит до появления в пьесе ее главного героя Чацкого и завязки основных событий. Как называется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?

è Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?

è Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актерам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т.д. (например, садится)?

Фамусов Пожалуй, на меня всю суматоху сложит. Не в пору голос мой наделал им тревог! София По смутном сне безделица тревожит; Сказать вам сон: поймете вы тогда. Фамусов Что за история? София Вам рассказать? Фамусов Ну да. (Садится.) София Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала Траву Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим – будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок... Знаете, кто в бедности рожден... Фамусов Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара. София Потом пропало все: луга и небеса. – Мы в темной комнате. Для довершенья чуда Раскрылся пол – и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с громом распахнули двери Какие-то не люди и не звери, Нас врознь – и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему – вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ! Он вслед кричит!.. – Проснулась. – Кто-то говорит, – Ваш голос был; что, думаю, так рано? Бегу сюда – и вас обоих нахожу. Фамусов Да, дурен сон, как погляжу. Тут все есть, коли нет обмана: И черти и любовь, и страхи и цветы. Ну, сударь мой, а ты? Молчалин Я слышал голос ваш. Фамусов Забавно. Дался им голос мой, и как себе исправно Всем слышится, и всех сзывает до зари! На голос мой спешил, за чем же? – говори. Молчалин С бумагами-с. Фамусов Да! их недоставало. Помилуйте, что это вдруг припало Усердье к письменным делам! (Встает.) Ну, Сонюшка, тебе покой я дам: Бывают странны сны, а наяву страннее; Искала ты себе травы, На друга набрела скорее; Повыкинь вздор из головы; Где чудеса, там мало складу. – Поди-ка, ляг, усни опять. (Молчалину) Идем бумаги разбирать.

 

è Софья, Фамусов, Чацкий – главные герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», а как в драматургии называют таких персонажей как Лиза (Репетилов, князья Тугоуховские и др.)?

è Укажите название литературного направления XVIII в., традицию которого продолжает Грибоедов, наделяя некоторых героев своей реалистической пьесы «говорящими» фамилиями – характеристиками.

è В бланк ответа впишите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героини, которая в этом эпизоде подробно рассказывает о своем сне.

è Как в литературоведении классифицируют (по тематическому принципу) тип конфликта пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», связанный с сюжетной линией Софья – Молчалин – Чацкий?

è В чем противоречивость образа Софьи и какие героини русской классической литературы схожи с героиней комедии А.С. Грибоедова?

 

ЯВЛЕНИЕ 11 София, Лиза, Молчалин. София Молчалин! Как во мне рассудок цел остался! Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! Зачем же ей играть, и так неосторожно? Скажите, что у вас с рукой? Не дать ли капель вам? Не нужен ли покой? Пошлемте к доктору, пренебрегать не должно. Молчалин Платком перевязал, не больно мне с тех пор. Лиза Ударюсь об заклад, что вздор; И если б не к лицу, не нужно перевязки; А то не вздор, что вам не избежать огласки: На смех, того гляди, подымет Чацкий вас; И Скалозуб, как свой хохол закрутит, Расскажет обморок, прибавит сто прикрас; Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит! София А кем из них я дорожу? Хочу – люблю, хочу – скажу. Молчалин! Будто я себя не принуждала? Вошли вы, слова не сказала, При них не смела я дохнуть, У вас спросить, на вас взглянуть. Молчалин Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны. София Откуда скрытность почерпнуть! Готова я была в окошко к вам прыгнуть. Да что мне до кого? До них? До всей вселенны? Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят. Молчалин Не повредила бы нам откровенность эта. София Неужто на дуэль вас вызвать захотят? Молчалин Ах! Злые языки страшнее пистолета. Лиза Сидят они у батюшки теперь, Вот кабы вы порхнули в дверь С лицом веселым, беззаботно: Когда нам скажут, что хотим – Куда как верится охотно! И Александр Андреич, – с ним О прежних днях, о тех проказах Поразвернитесь-ка в рассказах, Улыбочка и пара слов, И кто влюблен – на всё готов. Молчалин Я вам советовать не смею. (Целует ей руку.) София Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слез; Боюсь, что выдержать притворства не сумею. Зачем сюда бог Чацкого принес! (Уходит).

 

è Укажите род литературы, к которому принадлежит пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума».

è Кому из героев, участвующих в этой сцене, принадлежат афоризмы: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», «Частенько там мы покровительство находим, где не метим», «В чинах мы небольших…»?

è Укажите термин, которым в литературе обозначают авторские пояснения в тексте пьесы, сопровождающие действия героев: «Целует ей руку», «Уходит» и др.

è Как называют созвучие концов стихотворных строк:

«А кем из них я дорожу?

Хочу – люблю, хочу – скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

Вошли вы, слова не сказала,

При них не смела я дохнуть,

У вас спросить, на вас взглянуть».

è Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет тема сплетен и в каких произведениях русской литературы боязнь «злых языков» влияла на поступки и судьбы героев?

  Фамусов, Слуга Фамусов Петрушка, вечно ты с обновкой, С разодранным локтем. Достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь; А с чувством, с толком, с расстановкой. Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. Куда как чуден создан свет! Пофилософствуй – ум вскружится; То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится! Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет, В четверг я зван на погребенье. Ох, род людской! пришло в забвенье, Что всякий сам туда же должен лезть, В тот ларчик, где ни стать, ни сесть. На память по себе намерен кто оставить Житьем похвальным, вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают, Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают! – Пиши: в четверг, одно уж к одному, А может в пятницу, а может и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить. Она не родила, но по расчету По моему: должна родить. Фамусов, Слуга, Чацкий. Фамусов А, Александр Андреич, просим, Садитесь-ка. Чацкий Вы заняты? Фамусов (Слуге) Поди. (Слуга уходит) Да, разные дела на память в книгу вносим, Забудется, того гляди. – Чацкий Вы что-то не веселы стали; Скажите, отчего? Приезд не в пору мой? Уж Софье Павловне какой Не приключилось ли печали?.. У вас в лице, в движеньях суета. Фамусов Ах! батюшка, нашел загадку: Не весел я!.. В мои лета Не можно же пускаться мне вприсядку! Чацкий Никто не приглашает вас; Я только что спросил два слова Об Софье Павловне: быть может, нездорова? Фамусов Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз Твердит одно и то же! То Софьи Павловны на свете нет пригоже, То Софья Павловна больна. Скажи, тебе понравилась она? Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? Чацкий А вам на что? Фамусов Меня не худо бы спроситься, Ведь я ей несколько сродни; По крайней мере искони Отцом недаром называли.  

 

è Как называется форма высказывания персонажа, к которой прибегает драматург в начале данного фрагмента?

è Укажите термин, которым обозначают устаревшие слова «кафтан», «ключ» (как знак отличия).

è Фамусов, раздосадованный желанием Чацкого говорить только о Софье, восклицает: «Пять тысяч раз твердит одно и то же!». Как называется этот прием?

è Какова фамусовская формула жизненного успеха и какие герои русской классики близки Фамусову по своим взглядам на мир и человека?

Действие 4 Явление 4 <…> Репетилов   Напрасно страх тебя берёт, Вслух, громко говорим, никто не разберёт. Я сам, как схватятся о камерах*, присяжных, О Бейроне, ну о матерьях важных, Частенько слушаю, не разжимая губ; Мне не под силу, брат, и чувствую, что глуп. Ax, Alexandre! у нас тебя недоставало; Послушай, миленький, потешь меня хоть мало; Поедем-ка сейчас; мы, благо, на ходу; С какими я тебя сведу Людьми!!! Уж на меня нисколько не похожи! Что за люди, moncher! Сок умной молодёжи!   Чацкий   Бог с ними и с тобой. Куда я поскачу? Зачем? в глухую ночь? Домой, я спать хочу.   Репетилов   Э! брось! кто нынче спит? Ну, полно, без прелюдий, Решись, а мы!.. у нас... решительные люди, Горячих дюжина голов! Кричим – подумаешь, что сотни голосов!..   Чацкий   Да из чего беснуетесь вы столько?   Репетилов   Шумим, братец, шумим…   Чацкий   Шумите вы? и только?   Репетилов Не место объяснять теперь и недосуг, Но государственное дело: Оно, вот видишь, не созрело, Нельзя же вдруг. Что за люди! moncher! Без дальних я историй Скажу тебе: во-первых, князь Григорий!! Чудак единственный! нас со смеху морит! Век с англичанами, вся английская складка, И так же он сквозь зубы говорит, И так же коротко обстрижен для порядка. Ты не знаком? о! познакомься с ним. Другой – Воркулов Евдоким; Ты не слыхал, как он поет? о! диво! Послушай, милый, особливо Есть у него любимое одно: "А! нон лашьяр ми, но, но, но". * Ещё у нас два брата: Левон и Боринька, чудесные ребята! Об них не знаешь что сказать; Но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!! Ты сочинения его Читал ли что-нибудь? хоть мелочь? Прочти, братец, да он не пишет ничего; Вот эдаких людей бы сечь-то, И приговаривать: писать, писать, писать; В журналах можешь ты, однако, отыскать Его отрывок, взгляд и нечто. Об чём бишь нечто? – обо всем; Всё знает, мы его на чёрный день пасем. Но голова у нас, какой в России нету, Не надо называть, узнаешь по портрету: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист; Да умный человек не может быть не плутом. Когда ж об честности высокой говорит, Каким-то демоном внушаем: Глаза в крови, лицо горит, Сам плачет, и мы все рыдаем. Вот люди, есть ли им подобные? Навряд... Ну, между ими я, конечно, зауряд, Немножко поотстал, ленив, подумать ужас! Однако ж я, когда, умишком понатужась, Засяду, часу не сижу, И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу. Другие у меня мысль эту же подцепят Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают. Брат, смейся, а что любо, любо: Способностями Бог меня не наградил, Дал сердце доброе, вот чем я людям мил, Совру – простят...   Лакей (у подъезда)   Карета Скалозуба!   Репетилов   Чья?

 

è Черты какого литературного направления XVII–XVIII веков, требующего от драматурга соблюдения правила «трёх единств», нашли отражение в пьесе «Горе от ума»?

è В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовской пьесой?

è Что даёт основание утверждать, что Репетилов выступает в качестве пародийного «двойника» Чацкого?

è Назовите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

è Какое художественное средство, основанное на переносе свойств одного явления на другое по принципу их сходства, использовано Репетиловым для характеристики членов Английского клуба: «сок умной молодёжи»?

è Как называются герои, которые на сцене не появляются (например, Воркулов, Удушьев)?

è Установите соответствие между персонажами пьесы и принадлежащими им высказываниями.

А) Чацкий

Б) Репетилов

В) Скалозуб

1) «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак».

2) «Что за тузы в Москве живут и умирают!».

3) «Чины людьми даются, А люди могут обмануться».

4) «Избавь. Ученостью меня не обморочишь».

è Рассказ Репетилова об Английском клубе представляет собой развёрнутое высказывание. Укажите термин, которым обозначают подобные высказывания.

è Как называются фамилии, характеризующие литературного персонажа, подчёркивающие наиболее яркую его черту (Репетилов, Удушьев)?

Молчалин Какая свадьба? с кем?   Лиза А с барышней?   Молчалин Поди, Надежды много впереди, Без свадьбы время проволочим.   Лиза Что вы, сударь! да мы кого ж Себе в мужья другого прочим?   Молчалин Не знаю. А меня так разбирает дрожь, И при одной я мысли трушу, Что Павел Афанасьич раз Когда-нибудь поймает нас, Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу? Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного. Дай Бог ей век прожить богато, Любила Чацкого когда-то, Меня разлюбит, как его. Мой ангельчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе; Да нет, как ни твержу себе, Готовлюсь нежным быть, а свижусь – и простыну.   София (в сторону) Какие низости!   Чацкий (за колонною) Подлец!   Лиза И вам не совестно?   Молчалин Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведётся жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.   Лиза Сказать, сударь, у вас огромная опека!   Молчалин И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека...   Лиза Который кормит и поит, А иногда и чином подарит? Пойдёмте же, довольно толковали.   Молчалин Пойдём любовь делить плачевной нашей крали. Дай обниму тебя от сердца полноты. (Лиза не даётся.) Зачем она не ты! (Хочет идти, София не пускает.)   София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса) Нейдите далее, наслушалась я много, Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.   Молчалин Как! Софья Павловна...   София Ни слова, ради Бога, Молчите, я на всё решусь.   Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его) Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..   София Не помню ничего, не докучайте мне. Воспоминания! как острый нож оне.   Молчалин (ползает у ног её) Помилуйте...   София Не подличайте, встаньте.  

 

è Как называется выразительное оценочное определение («плачевной нашей крали», «ужасныйчеловек»)?

è Укажите жанр произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

è Каким термином обозначается вопрос, не требующий ответа («Да что? открыть ли душу?»)?

è К какому роду литературы относится произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

è Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

è В любовный конфликт в «Горе от ума» вовлечено несколько персонажей. Установите соответствие между этими персонажами и их поступками, событиями их жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ ПОСТУПКИ, СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

А) Чацкий

Б) Молчалин

В) Лиза

1) рассказывает о тайном собрании в Английском клубе

2) переводит часы в гостиной, заставляет их играть

3) встречает на балу старого приятеля

4) падает с лошади

è В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным?

è В приведённом фрагменте раскованное обращение Молчалина с Лизой противопоставлено его готовности унижаться и лицемерить перед Софьей. Каким термином обозначают противопоставление в художественном произведении?

è Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: