История русской летописи.




 

Главный источник наших знаний о древней Руси — средневековые

летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот,

но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой

труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.

Летописи были общерусскими ("Повесть временных лет") и местными

(" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних

списках.

Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать

свою грандиозную "Историю Российскую", он обратился ко всем известным в

его время летописям, разыскал много новых памятников. После В.Н.Татищева

изучением летописей, конкретно "Повесть временных лет" занимался А.Шлецер.

Если В.Н.Татищев работал “вширь“, соединяя дополнительные сведения многих

списков в одном тексте и, как бы идя по следам древнего летописца-сводчика,

то А.Шлецер работал “вглубь”, выявляя в самом тексте массу описок, ошибок,

неточностей. Оба исследовательских подхода при всем своем внешнем различии

имели сходство в одном: в науке закреплялась мысль о непервоначальном

виде, в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть

большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был

сделан известным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев и А.Шлецер

представляли себе " Повесть временных лет ", как создание одного

летописца, в данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый

взгляд на летопись, как на свод нескольких более ранних летописей и такими

сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл

путь не только к более правильному с методической точки зрения

исследованию дошедших до нас летописей и сводов, которые не дошли до нас в

своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг, сделанный

А.А.Шахматовым, который показал, что каждый из летописных сводов, начиная с

11 века и кончая 16 веком, не случайный конгломерат разнородных летописных

источников, а историческое произведение со своей собственной политической

позицией, продиктованной местом и временем создания. Так ис-торию

летописания он связал с историей страны. Возникла возможность

взаимопроверки истории страны, историей источника. Данные источниковедения

стали не самоцелью, а важнейшим подспорьем в воссоздании картины

исторического развития всего народа. И теперь, приступая к изучению того

или иного периода, прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том,

каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью.

Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли

такие замечательные ученые, как: В.М.Истрин, А.Н.Насонов, А.А.Лихачев,

М.П.По-годин и многие другие.

Существует две основных гипотезы относительно "Повести

временных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова.

История возникновения начальной русской летописи привлекала к

себе внимание не одного поколения русских ученых, начиная с В.Н.Татищева.

Однако только академику А.А.Шахматову удалось в начале нынешнего столетия

разрешить вопрос о составе, источниках и редакциях "Повести ".

Результаты его исследований изложены в работах "Разыскания о древнейших

русских летописных сводах "(1908 год.) и "Повесть временных лет " (1916

год.). В 1039 году в Киеве учредили метрополию-самостоятельную

организацию. При дворе митрополита был создан Древнейший Киевский свод,

доведенный до 1037 года. Этот свод, предполагал А.А.Шахматов, возник на

основе греческих переводных хроник и местного фольклерного материала. В

Новгороде в 1036г. создается Новгородская летопись, на основе которой в

1050г. возникает Древний Новгородский свод. В 1073г. монах Киево-Печерского

монастыря Нестор Великий, используя древнейший Киевский свод, составил

первый Киево-Печерский свод, куда включил исторические события,

происшедшие после смерти Ярослава Мудрого (1054г.). На основании

первого Киево-Печерского и Новгородского свода создается второй Киево-

Печерский свод. Автор второго Киево-Печерского свода дополнил свои

источники материалами греческих хронографов. Второй Киево-Печерский свод и

послужил основой "Повести временных лет ", первая редакция которой была

создана в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, вторая

редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 году и третья

– неизвестным автором в том же монастыре в 1118 году. [7. C 23-76, 87-93]

 

 

Норманская теория.

 

 

Норманская теория — один из важнейших дискус-сионных аспектов

истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской

по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на

основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность,

вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалась страшная

несостоятельность даже в сугубо национальных вопросах. Обидно, что на

протяжении десятков лет норманистская точка зрения происхождения Руси

прочно была в исторической науке на правах совершенно точной и

непогрешимой теории. Причем среди ярых сторонников норманнской теории,

кроме зарубежных историков, этнографов, было множество и отечественных

ученых. Этот обидный для России космополитизм вполне наглядно

демонстрирует, что долгое время позиции норманнской теории в науке вообще

были прочны и непоколебимы. Лишь со второй половины нашего века норманизм

утратил свои позиции в науке. В данное время эталоном является

утверждение, что норманская теория не имеет под собой почвы и в корне

неправильна. Впрочем, и та и другая точка зрения должна быть подтверждена

доказательствами. На протяжении всей борьбы норманистов и антинорманистов

первые и занимались поиском этих самых доказательств, зачастую

сфабриковывая их, а другие старались доказать беспочвенность догадок и

теорий, выводящихся норманистами.

Согласно норманской теории, основанной не неправильном

толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими

викингами, подчинив восточно-славянские племена и составившими

господствующий класс древнерусского общества, во главе с князьями-

Рюриковичами. Что же послужило камнем преткновения? Несомненно, статья в

“Повести временных лет”, датированная 6370-м годом, что в переводе на

общепринятый календарь — год 862-й: ”В лето 6370. Изъгнаша Варяги за море,

и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и

въста родъ на родъ, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в себе:

"поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву". И идоша за морк

к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Русь, яко се дркзии

зовутся Свие, друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Руси

Чудь, и Словени, и Кривичи вси: "земля наша велика и обильна, а наряда в

ней нет, да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья со роды

своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое, и срубиша

городъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а другий, Синеус, на Беле-

озере, а третий Избрьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Руская

земля..."[1. C 57-65,78-129]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: