Возможно увеличение (или уменьшение) количества часов, что зависит от особенностей данного общеобразовательного учреждения.
Необходимо отметить, что практически каждое занятие состоит из теоретической части, на которую отводится до 50% времени, и практической. Поэтому нет «чистых» теоретических или практических занятий.
Важной особенностью программы является «спиралевидное изучение материала. Это означает, что все большие темы разбиваются на несколько блоков, и блоки эти изучаются с перерывом от двух до четырех недель. Это позволяет отрабатывать необходимые навыки в течение всего курса. Например, занятия по изучению основ самообороны проводятся через два-три занятия.
В этом случае качество усвоения материала резко повышается по сравнению с традиционным изучением материала, при котором большие темы изучаются одна за другой.
Режим занятий определяется особенностью курса. По мнению специалистов в области личной безопасности, длительность такого курса должна быть в пределах двух или трех месяцев, чтобы нужные навыки закрепились у каждого обучающегося.
Поэтому занятия планируется проводить дважды в неделю в течение трех месяцев.
Материалы составляются конкретно к каждому уроку на листе А4. Каждый учащийся получает такой лист, на котором распечатан весь теоретический материал урока, и вклеивает этот лист в тетрадь.
Родители каждого учащегося дополнительно к этим материалам могут получать дополнительные материалы, включающие в себя данные государственной статистики чрезвычайных ситуаций социального характера с обязательным указанием источников информации. Эти материалы предназначены исключительно для родителей и позволяют им знакомиться с мнениями по данной проблеме различных СМИ и отдельных специалистов.
Формы проведения занятий определяются индивидуальными особенностями обучающихся.
Практически на каждом занятии используется элемент игры, так как игра – одна из важнейших сфер жизнедеятельности ребенка.
Моделируются различные чрезвычайные ситуации социального характера, в ходе которых детям необходимо найти наиболее рациональное решение возникшей проблемы.
Пройденная ситуация – безопасна. Поэтому отработке практических действий обучающихся уделяется первостепенной внимание. В комфортной обстановке обучающиеся могут проявить качества, о наличии которых у себя до того не подозревали. Это изобретательность, хитрость, решительность и т.д.
В процессе бесед с родителями и обучающимися выявляются индивидуальные особенности каждого ребенка, что позволяет гибко выстраивать процесс обучения. Варьируются виды деятельности, их продолжительность в течение каждого занятия, соотношение теоретической и практической частей.
Для отработки основ самообороны используется специальное оборудование, включающее в себя макивару для отработки ударов ногой, защитные накладки на ногу для руководителя курса.
Поскольку целью краткого курса самообороны является не освоение какого-либо вида самозащиты, а освоение нескольких конкретных приемов, спортивный зал не требуется. Отработка способов освобождения от захватов проводится в обычном помещении и в обычной одежде. Посещение занимающимися какой-либо спортивной секции всячески поощряется.
Программа данного курса включает групповые и индивидуальные формы обучения в зависимости от темы занятий.
Ожидаемые результаты.
У родителей: повышение уверенности в своих детях, расширение возможности решать с детьми множество важных вопросов (необходимость ребенку одному остаться дома и т.п.).
У ребенка: повышение собственного уровня личной безопасности сопровождается интенсивным личностным развитием, поскольку он может принимать безопасные решения в различных ситуациях; снижается виктимность поведения, то есть ребенок ведет себя во всех ситуациях не как жертва, но как уверенный в себе и решительный человек.
Способы определения результативности занятий следующие:
· беседы с обучающимися и их родителями в ходе занятия и после него;
· выдача на дом тестов с ключами для самостоятельного определения родителями уровня теоретической подготовки обучающихся;
· проведение в ходе занятий тестовых работ по созданию смоделированных ЧС социального характера с последующим наблюдением за поведением обучающихся в этих ситуациях;
· сбор информации о случаях успешного применения обучающимися знаний, умений и навыков, полученных на занятиях курса;
· анализ ситуаций, в которых обучающийся допустил ошибку, которая могла привести к неприятным последствиям.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: соревнования по теме «Личная безопасность ребенка».
Цель мероприятий: обобщение знаний по изучаемой теме, демонстрация приобретенных умений и навыков.
Изучение курса «Личная безопасность ребенка» позволяет обучающимся:
· сформировать навыки действий в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций социального характера, избегая ущерба для себя и окружающих людей;
· освоить способы уверенного и осторожного поведения дома, в школе, на улице;
· научиться конкретным приемам действий в опасных ситуациях, в том числе способам поиска помощи;
· познакомиться с приемами самообороны, которые в случае реальной опасности дадут ребенку шансы сохранить жизнь и здоровье.
Учебно-тематический план курса «Личная безопасность ребенка». 24 часа.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теор. | практ. | ||
Ребенок один дома, в квартире | ||||
1.1 | Незнакомый человек. У ребенка нет тайн от родителей! | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Разговор с незнакомцем. | 0,5 | 0,5 | |
1.3 | Основы безопасности ребенка, оставшегося одного дома | 0,5 | 0,5 | |
1.4 | Разговор по телефону. Как не выдать тайну? Как правильно вызвать экстренные службы? | 0,5 | 0,5 | |
Ребенок выходит во двор | ||||
2.1 | Как безопасно выйти из квартиры и зайти в нее. Как безопасно выйти из подъезда и зайти в него. Незнакомец в лифте. | 0,5 | 0,5 | |
2.2 | Какие опасности для ребенка таятся во дворе его дома. | 0,5 | 0,5 | |
2.3 | Как «почувствовать» опасность («шестое чувство»)? Виктимность поведения. | 0,5 | 0,5 | |
2.4 | Как вести себя с кошками и собаками. | 0,5 | 0,5 | |
Ребенок выходит в город | ||||
3.1 | Продумывание маршрута как важная составная часть системы личной безопасности. | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Что должен знать и уметь делать ребенок, чтобы не потеряться вдали от дома. Что нужно делать потерявшемуся ребенку, чтобы максимально облегчить свои поиски. Как и кого ребенок может попросить о помощи, не подвергая себя опасности. | 0,5 | 0,5 | |
3.3 | Толпа. Правила безопасного поведения в толпе. | 0,5 | 0,5 | |
3.4 | Антитеррор. | 0,5 | 0,5 | |
Ребенок выходит из города на природу | ||||
4.1 | Аварийный комплект туриста. | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | Заблудился в лесу. Как подать сигнал бедствия и продержаться до прихода помощи ребенку, заблудившемуся в лесу. | 0,5 | 0,5 | |
4.3 | Укусы насекомых. Клещ. | 0,5 | 0,5 | |
Ребенок оказывает сопротивление в случае нападения (закричал, вырвался, убежал) | ||||
5.1. | Схема самообороны ребенка в случае нападения на него взрослого человека (закричал, вырвался, убежал, рассказал). | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | Крик как основное средство самообороны ребенка. | 0,5 | 0,5 | |
5.3. | Освобождение от захватов. | 0,5 | 0,5 | |
5.4. | Основы ударной техники ног. | 0,5 | 0,5 | |
5.5. | Техника быстрого и правильного бега с места нападения. | 0,5 | 0,5 | |
5.6. | Как правильно рассказать родителям или опекающим ребенка взрослым о попытке нападения. | 0,5 | 0,5 | |
Ребенок и огонь | ||||
6.1. | Действия ребенка при пожаре в квартире. | 0,5 | 0,5 | |
6.2. | Действия ребенка при пожаре в доме или любом другом общественном здании. | 0,5 | 0,5 | |
Система личной безопасности ребенка | ||||
7.1. | Создание собственной системы личной безопасности ребенка как долговременный процесс. | 0,5 | 0,5 | |
Итого: |
Содержание программы составили следующие основные темы: