Тема: Глагол как часть речи (3)




Практическое занятие 1

Тема: Глагол как часть речи (1)

1. Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.

2. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

3. Инфинитив (значение, образование, синтаксические функции).

4. Категория вида:

А) понятие о категории вида;

Б) понятие о «чистой» видовой паре; образование видовых пар;

В) непарные по виду глаголы (одновидовые, двувидовые).

5. Способы глагольного действия.

Литература:

1. Соответствующие разделы вузовских учебников (см. список литературы).

2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – Л., 1967.

3. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. – М., 1971. – С.10-20.

4. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1972.

5. Баранов М.Т. Суффикс или окончание –ть (-ти) в инфинитиве?.. – Русский язык в школе. – 1972. - № 2.

6.Шанский Н.М. Почему – ся не частица? – Русский язык в школе.–1972. - № 5.

Самостоятельная работа

Упражнение 1. К указанным глаголам подберите парные глаголы другого вида и укажите, каким способом они образованы.

Вянуть, гибнуть, гнить, допить, дряхлеть, желтеть, замедлить, запереть, искать, крепнуть, наказать, обсыхать, объяснить, отвечать, оценить, очистить, признать, примкнуть, промокать, протечь, прочитать, прыгать, рассыпать, темнеть, утолить, утонуть.

Упражнение 2. Приведенные ниже глаголы распределите по группам: 1) соотносительные по виду (парные); 2) несоотносительные по виду (двувидовые); 3) несоотносительные по виду (одновидовые).

Лишать, кидать, обещать, очутиться, обитать, образовать, присутствовать, успокоить, расписать, брать, обрезать, нашивать, мокнуть, хлынуть, значить, обследовать, адресовать, сбегать, исписать, говорить, положить, стать, стоить, ринуться, рассыпать, хаживать, отдыхать, находиться, иметься, велеть.

Практическое занятие 2

Тема: Глагол как часть речи (2)

1. Категория залога:

А) глаголы переходные и непереходные;

Б) понятие о категории залога;

В) основные залоги и их образование (трехзалоговая теория).

2. Категория наклонения (изъявительное, сослагательное и повелительное наклонения; значение и способы образования сослагательного и повелительного наклонения).

3. Категория времени. Основные значения и употребление форм времени.

Литература:

1. Соответствующие разделы вузовских учебников (см. список литературы)

2.Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989 (р-л «Стилистическая характеристика грамматических категорий глагола – с.106-113, с.118-121

Самостоятельная работа

Упражнение 1. Установите, какие глаголы являются переходными, какие – непереходными.

1. Путь человека нельзя понять, увидав один его шаг (Эренб.). 2. Все на этом свете из людей Песнь любви поют и повторяют (Ес.). 3. Ты пел, и в этом есть краю Один, кто понял песнь твою (Л.). 4. Никогда я не любила, Лойко, а тебя люблю (М.Г.). 5. Эти иллюстрации раздвигали предо мною землю все шире и шире, украшая ее сказочными городами, показывая мне высокие горы, красивые берега морей (М.Г.). 6. За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором (Пауст.). 7. Карета пролетела три версты, и кучер Сафрон осадил своих коней (Дост.).

Упражнение 2. Определите залог глаголов в предложении по трехзалоговой системе.

1. Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман, едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить (Л.). 2. Белые, оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками (П.). 3. Гости отправились в комнаты, для них отведенные, и на другой день поутру расстались с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться (П.). 4. А когда проснулся, пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце (М.Г.). 5. Отпадая и разносясь ветром, листья вновь являются деревьями, и через них нагие степи покрываются лесами (Бел.). 6. Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы (Пауст.).

Упражнение 3. Определите наклонение всех глаголов, которые употреблены в приведенных русских народных пословицах. Укажите значение, грамматические особенности данных форм глагола, как они образованы.

1. Береги платье снову, а честь смолоду. 2. Одно дело делаешь, другого не порть. 3. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. 4. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. 5. Не было бы счастья, да несчастье помогло. 6. Не давши слова – крепись, а давши – держись. 7. Любишь кататься, люби и саночки возить. 8. Сказал бы словечко, да волк недалечко. 9. Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Упражнение 4. От данных глаголов образуйте все возможные формы времени. Установите зависимость системы времен глагола от его вида.

1. Выздороветь – выздоравливать, настоять – настаивать, обессилить – обессилеть, промокать – промокнуть. 2. Гибнуть, ездить, идти, исколесить, прилипнуть, стареть.

Практическое занятие 3

Тема: Глагол как часть речи (3)

1. Категория лица, числа и рода. Безличные глаголы.

2. Спряжение глагола. Личные окончания глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы с особенностями спряжения.

3. Полный морфологический анализ глагола.

Литература:

1. Соответствующие разделы вузовских учебников (см. список литературы)

2.Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989 (р-л «Стилистическая характеристика грамматических категорий глагола – с. 121- 125.

3. На занятии иметь схему морфологического разбора глагола (см: Постникова И.И, Рудь С.М., Саркисян О.В., Фатеева Н.В. Русский язык. Схемы лингвистического анализа. – Луганск, 1998).

Самостоятельная работа

Упражнение 1. Укажите лицо употребленных в примерах форм глагола, охарактеризуйте его значение. Объясните способ выражения лица в каждой форме глагола.

1. И кастрюля на бегу Закричала утюгу: «Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит… Утюги бегут, покрякивают, Через лужи, через лужи перескакивают (Чуковский). 2. Ах, те, что ты выслал на прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем не дождемся, Когда же ты снова пришлешь К нашему ужину Дюжину Новых и сладких калош! (Чуковский). 3. Сумеешь взяться за дело – и снег загорится, не сумеешь – и масло не вспыхнет (пословица). 4. Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу (пословица).

Упражнение 2. Найдите случаи, когда формы одного лица глагола употреблены в значении другого лица.

1. Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь – и нет конца пути (Майков). 2. …Мы ведаем, что ныне казаки Неправедно притеснены, гонимы; Но если бог поможет нам вступить На трон отцов, то мы по старине Пожалуем наш верный вольный Дон (Пушкин). 3. Ее сестра звалась Татьяна… Впервые именем таким Страницы нежные романа Мы своевольно освятим (Пушкин). 4. – «Как же вы поживаете?» - спросила Екатерина Ивановна. – «Ничего, живем понемножку», - ответил Старцев (Чехов). 5. – «Как вы себя чувствуете?» - спросил Королев. – «Благодарю вас». Он потрогал пульс, потом поправил ей волосы, упавшие на лоб. – «Вы не спите, - сказал он. – На дворе прекрасная погода, весна, поют соловьи, а вы сидите в потемках и о чем-то думаете» (Чехов).

Упражнение 3. Установите тип спряжения данных глаголов. Объясните, как определяется тип спряжения применительно к каждому глаголу.

Брызгать, выдержать, заботиться, замкнуться, зиждиться, копать, надеяться, остолбенеть, отбежать, отдать, ощипать, погнаться, проглотить, развеять, рассмотреть, ссыпать, стелить, строить, съесть, услышать, хотеть, чаять.


Практическое занятие 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: