Тема: Причастие и деепричастие как особые глагольные формы.




1. Причастие как форма смешанного глагольно-именного образования.

2. Формы причастий и их образование.

3. Переход причастий в имена прилагательные.

4. Деепричастие как форма глагольно-наречного образования.

5. Образование деепричастий. Категория времени у деепричастий.

6. Переход деепричастий в наречия.

7. Полный морфологический анализ причастия и деепричастия.

Литература:

1. Соответствующие разделы вузовских учебников (см. список литературы).

2. Хазанова А.С. Отграничение причастий от сходных с ними форм прилагательных и деепричастий. – Русский язык в школе. – 1972. - № 4.

3. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С.140-143.

4. На занятии иметь схемы морфологического разбора причастия и деепричастия (см: Постникова И.И, Рудь С.М., Саркисян О.В., Фатеева Н.В. Русский язык. Схемы лингвистического анализа. – Луганск, 1998).

Самостоятельная работа

Упражнение 1. От перечисленных глаголов образуйте все возможные формы причастий. Объясните, как зависит образование причастий от категории вида и переходности глаголов.

Брить, гнать, клеить, плясать, строить, терять; влечь, встречаться, вянуть, идти, лениться, чтить; впасть, всплакнуть, забрести, приглянуться, сбежать; выломать, выскрести, запереть, посвятить, украсть.

Упражнение 2. Образуйте деепричастия от приведенных ниже глаголов. Отметьте глаголы, от которых нельзя образовать деепричастий.

Беречь, брить, бросить, взойти, встретиться, выстлать, гнить, ехать, жечь, ждать, забыть, зависеть, идти, иметь, клокотать, лизать, наклониться, насупиться, нахмуриться, находиться, обидеться, опустить, пахать, плыть, прилетать, разинуть, резать, сохнуть, спустить, уплывать.

Практическое занятие 5

Тема: Наречие как часть речи.

1. Значение наречия, его морфологические признаки и синтаксическая роль.

2. Разряды наречий по значению.

3. Разряды наречий по образованию (наречия, образованные от имен существительных, имен прилагательных и причастий, имен числительных, местоимений, глаголов).

4. Переход наречий в другие части речи.

5. Вопрос о безлично-предикативных словах в лингвистической литературе.

6. Полный морфологический анализ наречия.

Литература:

1. Соответствующие разделы вузовских учебников (см. список литературы).

2. Краткая русская грамматика /Под ред. Шведовой Н.Ю. И Лопатина В.В. – М., 1989. – С. 258-262.

3. Кочинева О.К. Степени сравнения прилагательных, наречий и слов категории состояния. – Русский язык в школе. – 1979. - № 1.

4. На занятии иметь схему морфологического анализа наречия (см: Постникова И.И, Рудь С.М., Саркисян О.В., Фатеева Н.В. Русский язык. Схемы лингвистического анализа. – Луганск, 1998).

Самостоятельная работа

Упражнение 1. Определите разряд наречий по значению.

Вдвое, вдребезги, верхом, вихрем, вприпрыжку, вручную, всегда, всюду, высоковато, где-нибудь, градом, давненько, давным-давно, дома, дотла, дугой, ежедневно, здесь, красиво, кругом, кувырком, лучше, назло, наизусть, напоказ, неспроста, очень, покорнейше, по-летнему, по-лисьи, сгоряча, сдуру, сегодня, слева, слишком, со зла, там, тотчас, умышленно, утром, чуть-чуть, ярко.

Упражнение 2. Найдите слова категории состояния и укажите, к какому разряду по значению они относятся.

1. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? (Лермонтов). 2. Сад весь в цвету, Вечер в огне, Так освежительно-радостно мне! (Фет). 3. Душно девице, Грустно на поле, Нет охоты жать Колосистой ржи (Кольцов). 4. Но надо знать и честь; полгода снег да снег; Ведь это, наконец, и жителю берлоги, Медведю, надоест (Пушкин). 5. На даче тихо, ночь темна, Туманны звезды голубые (Бунин). 6. Всего, что знал еще Евгений, Пересказать мне недосуг (Пушкин). 7. Вот старый глухарь с облинялым крылом В кусту завозился… на, бедному плохо! (Некрасов). 8. Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… (Пушкин). 9. Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит все одно и то же – небо, равнину, холмы… (Чехов). 10. Все так прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно… (Л.Толстой).

Упражнение 3. Учитывая семантические, морфологические и синтаксические особенности выделенных слов, определите, какой частью речи они являются.

I. 1. В избах – темно от угара, Туманно и тихо в степи (Бунин). 2. Утро тихо, радостно и молодо (Бунин). 3. Но привычные стоят Лошаденки тихо (Некрасов).

II. 1. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала (Некрасов). 2. Домой, ребятишки! Обедать пора (Некрасов).

III. 1. Легко и бледно небо голубое, Поля в весенней дымке… (Бунин). 2. Светло, легко и своенравно Она блестит среди болот И к старым мельницам так плавно Несет стекло весенних вод (Бунин). 3. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна табою (Пушкин).

IV. 1. Мне в сугробе горе, А ребятам смех! (Суриков). 2. Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе (Пушкин).

V. 1. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник (Крылов). 2. Когда у вас беда над головой, То рады мы тому молиться, Кто вздумает за нас вступиться (Крылов).

VI. 1. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин! (Пушкин). 2. И молча он коня седлает, И скачет с беглым королем, И страшно взор его сверкает, С родным прощаясь рубежом (Пушкин). 3. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова (Чехов).

 

 

Практическое занятие 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: