II. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТИМУЛИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА




МЕТОДИКИ ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПЕРСОНАЛА И РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТИМУЛИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА

 

Ю.К. Балашов,

заведующий отделом аудиторской

и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит», к.э.н

 

А.Г. Коваль,

заведующий отделом аудиторской

и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит», к.т.н

 

 

[Окончание. Начало в «КП» № 7, 2002]

 

I. ПОСТРОЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ ПЕРСОНАЛА

 

Методика сбора информации

 

Сбор информации начинается с подготовки анкеты для обследования. При ее составлении необходимо разработать основу классификации персонала на обследуемые группы (например, подразделения, возрастные группы, профессиональные группы и т.п.), так как система стимулирования может создаваться индивидуально для каждой группы (полный текст анкеты приводится в рубрике «БУМАГИ».

 

За подготовкой анкеты следует проведение опроса.

 

Тестовый вопросник состоит из 18 вопросов и содержит блоки»:

 

«паспортичка» (вопросы 1—4);

отношение работника к своей работе, работа как деятельность (вопросы 5—8);

отношение работника к заработной плате (вопросы 9—10);

работник и организация, коллектив (вопросы 11, 13);

работник и совладение организацией (вопрос 14);

работник и занимаемая им должность (вопросы 12, 15—18).

 

Обработка результатов анкетирования

 

Ручная обработка данных теста осуществляется с помощью специальной Таблицы идентификации типов трудовой мотивации по ответам респондентов (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Идентификация типов трудовой мотивации

 

Вопросы Типы трудовой мотивации, идентифицируемые соответствующими вариантами (номерами) ответов
  ИН ПР ПА ХО ЛЮ
           
           
           
           
           
10.2          
10.3          
10.4          
10.5          
10.6          
10.7          
10.8          
10.9          
           
           
           
        3,1  
           
           
  4, 7 1, 4, 7 1, 2, 4, 5 1, 2, 4 2, 5
18.1 3,7        
18.2 4, 6 3, 5   1, 3 7, 8

 

 

Обозначение кодов: ЛЮ — люмпенизированный тип; ИН — инструментальный тип; ПР — профессиональный тип; ПА — патриотический тип; ХО — хозяйский тип.*

 

 

* См. «КП» № 7, 2002.

 

Обработка результатов проводится в два этапа.

 

На первом этапе обрабатывается каждая заполненная анкета и производится расчет индивидуального мотивационного профиля опрашиваемого.

 

Рассматривая поочередно вариант ответа на каждый вопрос, определите по ключевой таблице тип мотивации. Он может быть единственным для этого варианта, но есть варианты ответов, которым соответствует несколько типов мотивации. Есть и такие варианты, которым не соответствует ни один тип мотивации, например, вопрос 10.1 не имеет соответствующего типа мотивации ни при каком варианте ответа.

 

Проставьте рядом с вариантом ответа код соответствующего ему типа или типов мотивации, руководствуясь следующими примерами:

 

Вопрос 5

 

Даны варианты ответов:

2 — по таблице определяем тип мотивации и проставляем его — ПР;

3 — по таблице определяем тип мотивации и проставляем его — ПА.

 

Вопрос 7

 

Дан только один вариант ответа:

2 — по таблице определяем тип мотивации и проставляем его — ПР.

 

Вопрос 10.5

 

Дан вариант ответа:

3 — по таблице определяем, что этому варианту соответствует 4 типа мотивации, и проставляем их: ИН, ПР, ПА, ЛЮ.

 

Вопрос 11

 

Ни один вариант не выбран. Ничего не проставляем.

 

Вопрос 17

 

Выбраны варианты:

1 — соответствует три типа мотивации — ПР, ПА, ХО;

2 — тоже три типа мотивации — ПА, ХО, ЛЮ;

5 — соответствует два типа — ПА, ЛЮ.

 

Проставив коды мотивации для всех вопросов и вариантов ответов, подсчитайте сколько раз встречается в проставленных кодах код каждого типа и заполните прямо на анкете табличку, например: ЛЮ — 7 раз; ИН — 4 раза; ПР — 2 раза; ПА — 8 раз; ХО — 1 раз.

 

Затем подсчитайте количество данных ответов. Напомним, что по многим вопросам респондент может дать не один, а два ответа (на вопрос 17 — и большее количество), а по каким-то вопросам он может выбрать вариант «другое» или вообще отказаться отвечать. Проставьте количество ответов на анкете.

 

Затем, набранные респондентом суммарные баллы по каждому из 5-и типов трудовой мотивации разделите на общее число данных ответов. В итоге получается структура трудовой мотивации опрошенного по данному тесту работника, выраженная коэффициентами (индексами мотивации), меньше единицы. Для прикладных задач бывает полезно превратить эти коэффициенты в ранги (от 1 до 5), которые показывают, какие типы мотивации преобладают у данного работника, а какие мало представлены в его мотивационной структуре. Ранг 1 означает, что данный тип мотивации преобладает (на первом месте), ранг 5 — что данный тип мотивации на последнем месте. Если индексы двух типов мотивации равны, то эти типы получают одинаковый ранг.

 

В результате таблица на анкете дополняется индексами и рангами и принимает, например, такой вид:

 

Ответов — 31

 

Тип мотивации Количество ответов Индекс Ранг
ЛЮ   0,065  
ИН   0,129  
ПР   0,290  
ПА   0,161  
ХО   0,226  

 

 

На втором этапе производится статистическая обработка ответов. Ее можно проводить для каждой группы по каждому классификационному признаку отдельно и для всего коллектива.

 

Шаг 1. Выберите анкеты, соответствующие интересующей вас группе. Просуммируйте индексы каждого типа мотивации по всем анкетам и разделите результат на количество анкет в группе. Вы получите средний по группе индекс данного типа мотивации.

 

Проделав это по каждому типу мотивации, вы получите таблицу средних индексов. Например, группа «женщины»: ИН — 0,1632, ПР — 0,3294, ПА — 0,2172, ХО — 0,0636, ЛЮ — 0,1937.

 

Шаг 2. Подсчитайте количество анкет, в которых каждый тип мотивации имеет ранг 1. Полученные числа разделите на количество анкет.

 

Шаг 3. Подсчитайте количество анкет, в которых каждый тип мотивации имеет ранг 1 или 2. Полученные числа также разделите на количество анкет.

 

В результате второго и третьего шагов вы получите структуру преобладающих типов мотивации. Например:

 

Приоритеты ИН ПР ПА ХО ЛЮ
На первом месте 13,3 46,7 33,3 6,7 6,7
На первом или втором месте 33,3 73,3 46,7 26,7 40,0

 

 

Средние индексы мотивации по группе или средние ранги мотивационных типов показывают, какие типы форм стимулирования применимы, нейтральны или запрещены для данной группы. Результат последнего расчета показывает, какие типы мотивации не являются доминирующими (они находятся на втором месте, но зато встречаются часто) и могут проявиться при неадекватном стимулировании.

 

Определение соответствующих результатам форм стимулирования производится на основании табл. 2.

 

Таблица 2

 

Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования

 

Формы стимулирования Мотивационный тип
  Инструментальный Профессиональный Патриотический Хозяйский Люмпенизированный
Негативные Нейтральна Запрещена Применима Запрещена Базовая
Денежные Базовая Применима Нейтральна Применима Нейтральна
Натуральные Применима Нейтральна Применима Нейтральна Базовая
Моральные Запрещена Применима Базовая Нейтральна Нейтральна
Патернализм Запрещена Запрещена Применима Запрещена Базовая
Организационные Нейтральна Базовая Нейтральна Применима Запрещена
Участие в управлении Нейтральна Применима Применима Базовая Запрещена

 

 

Примечание:

 

— «базовая» — наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;

 

— «применима» — данная форма стимулирования может быть использована;

 

— «нейтральна» — применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека, и он будет продолжать действовать как прежде;

 

— «запрещена» — применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.

 

Например, для приведенных данных видно, что преобладают типы мотивации «Профессиональный» (на первом месте) и «Патриотический» (на втором месте). Следовательно, стимулирование должно базироваться на моральных и организационных формах стимулирования; применимыми являются денежные, натуральные формы и участие в собственности. Негативные формы и патернализм запрещены.

 

Если при определении форм стимулирования возникает противоречие, необходимо учитывать вес (т.е. индекс) типов мотивации и структуру преобладающих типов по первому—второму месту.

 

II. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТИМУЛИРОВАНИИ ПЕРСОНАЛА

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: