Основные антропометрические точки, используемые в практической педиатрии.




МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИИ

Применяется унифицированная методика антропометрических исследований. Ориентирами для проведения соматометрии служат антропометрические точки.

Основные антропометрические точки, используемые в практической педиатрии.

 

Наименование Проекция на теле
Верхушечная Наиболее высокая точка на сагиттальной линии головы.
Теменная Наиболее латерально выступающая точка теменной кости 1,5 — 2 см выше верхнего края ушной раковины.
Глабелла Место пересечения сагиттальной линии головы с линией, соединяющей надбровные дуги.
Затылочная Наиболее выступающая назад точка затылка.
Нижненосовая Основание носа.
Подбородочная Наиболее выступающая часть подбородка на сагиттальной линии головы.
Плечевая Наиболее латерально выступающая точка акромиального отростка.
Верхнегрудинная Яремная вырезка по средней линии.
Среднегрудинная Средняя линия грудины на уровне верхнего края IV ребра.
Лучевая Край суставной поверхности лучевой кости.
Лобковая Верхний край лонного сочленения.
Вертельная Наиболее выступающая точка верхней части большого вертела бедра.
Шиловидная Нижний край шиловидного отростка лучевой кости
Радиальная То же.
Пальцевая Мякоть ногтевой фаланги среднего пальца.
Верхнеберцовая внутренняя Край суставной поверхности внутренней части головки большеберцовой кости.
Нижнеберцовая внутренняя Нижний край внутренней лодыжки.
Пяточная Наиболее выступающая сзади точка пяточной кости
Конечная Конец ногтевой фаланги I и II пальца.

 

Установление высоты стояния антропометрических точек произво­дят с помощью подвижного антропометра. Антропометр помещают перед ребенком, стоящим по стойке «смирно». Указательными пальцами исследующий фиксирует на ребенке искомую точку и с помощью подвижной горизонтальной линейки антропометра определяет высоту стояния ее над полом. Парные точки измеряют по прямой стороне. Определение продольного размера сводится к определению высоты стояния верхней и нижней антропометрических точек, ограничивающих данный размер. Разность между высотой их стояния составляет величину длинника.

Измерение роста ребенка старшего возраста осуществляется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна — для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя).

Порядок измерения: ребенка ставят босыми ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голову устанавливают в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизон­тальной плоскости. Измеряемый должен касаться шкалы тремя точка­ми: межлопаточной областью спины, областью крестца и пятками. Подвижную планку ростомера плотно, но без надавливания, прижима­ют к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребенка выводят с ростомера и снимают показания.

Для измерения роста сидя ребенок сидит на табуретке ростомера, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голову устанавливают также, как и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Показания снимают с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

При измерении роста одновременно можно измерить высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точкой (по­движной планкой, прижатой к голове) и подбородочной точкой, а также определить верхнее лицо — расстояние между верхушечной и ниж­неносовой точками, и среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка.

Длина туловища представляет собой разность между высотой стоя­ния верхнегрудинной и лобковой точек.

Длина рук — разница высоты стояния плечевой и пальцевой точек.

Длина плеча— расстояние между плечевой и лучевой точками.

Длина предплечья — определяется расстоянием между лучевой и ши­ловидной радиальной точками.

Длина кисти — расстояние между шиловидной и пальцевой точками.

Длина ноги — равна высоте стояния вертельной точки над полом или высоте над полом точки, определяемой как середина пупартовой связки.

Длина бедра — разница высоты стояния вертельной и верхнеберцо­вой внутренней точек.

Длина голени — расстояние от верхнеберцовой внутренней до ниж­неберцовой внутренней точки.

Длина стопы — расстояние между пяточной и конечной точками.

Точки для измерения различных частей тела.

Окружность головы измеряют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди — по глабелле. Наложение осуществля­ют в направлении от правой височной области до левой, и результат считывают надо лбом.

Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положе­нии стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочны­ми железами ленту накладывают над молочной железой в месте пере­хода кожи с грудной клетки на железу.

Сначала измеряется основной показатель — окружность груди при спокойном дыхании, затем на максимальном вдохе и, наконец, на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при макси­мальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значитель­ном увеличении его - в области максимального выпячивания.

Окружность плеча измеряют при расслабленной мускулатуре рук. Сантиметровую ленту накладывают в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы при свободно опущенной руке.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении санти­метровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени измеряют в месте максимального объема икро­ножной мышцы.

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с по­мощью больших и малых толстотных циркулей.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, дпя чего устанавливаем его ножки на плечевых точках.

Вертельный (битрохантериальный) диаметр представляет собой рас­стояние между вертельными точками.

Измерение нижнего и верхнего сегментов тела. За длину нижнего сег­мента тела принимается высота стояния лобковой точки. Размер верхнего сегмента представляет собой разницу между ростом и нижним сегментом.

Размер растяжения представляет собой расстояние между кончика­ми третьих пальцев горизонтально вытянутых и выпрямленных во всех суставах рук.

«Филиппинский тест». Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.

Определение массы тела необходимо производить всегда в одно и то же время, лучше утром натощак, после мочеиспускания и дефекации.

Детей старшего возраста взвешивают на рычажных весах с точнос­тью измерения до 50гр. Во время взвешивания ребенок должен стоять неподвижно на середине площадки весов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: