Моим сыновьям – Константину и Борису




А.Н. Тарасов

 

Психология лжи в бизнесе:

Дурная бесконечность

 

 

 

Москва 2007


 

 

В названии книги отражено одно из основных свойств лжи – ее вечность и неистребимость, как социально-психологического явления. Люди всегда будут общаться между собой, общение – это одна из форм существования человека и человечества. И в этом смысле ложь – вечна. Вечность лжи – это дурная бесконечность (по Гегелю), т.е. безграничное увеличение количества ложной информации, в отличие от истинной (качественной) бесконечности. Ложь как дурная бесконечность безгранично увеличивается в безгранично растущем количестве мошенников и в появлении все новых и новых мошенников в новых поколениях людей. Бесконечная «дурота» лжи заключается в ее неизменном качественном проявлении – искажении истины и умолчании об истине – двух основных формах обмана. Бесконечность как простая безграничность, как простое отрицание конечного – это и есть дурная бесконечность.

В книге показано, что люди обманывали, обманывают и будут обманывать друг друга в различных ситуациях: в бизнесе, в международных отношениях, в политической борьбе, на войне, в работе спецслужб, в PR-акциях, в рекламе, в спорте – везде, где люди общаются между собой. В то же время человеческое общество не может быть основано на тотальной лжи. Почему же люди лгут, как создается ложь в бизнесе – ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в книге А.Н. Тарасова. Переход к рыночной экономике в России сделал возможным расцвет известных и появление новых видов обмана. Это – банковское мошенничество, хищения путем незаконного получения кредитов, компьютерное и страховое мошенничество, мошенничество при сделках с недвижимо­стью, в сфере малого бизнеса и многое другое.

В книге исследована психология бизнес-мошенничества в четкой последовательности: мотивы, цели, способы, результаты. Автор дает научно обоснованные ответы на вопросы: почему бизнесмены лгут и как иллюзия безнаказанности мотивирует мошенничество. Анализ психоаналитического подхода к мотивации лжи в книге дополнен оригинальной идеей автора о подавленной честности как источнике неврозов. Впервые исследован психологический смысл опасности словосочетания «бизнес – это война», показана психологическая сущность бизнес-войн, как концентрированного выражения жадности. В книге исследованы психологические особенности современных бизнес-войн, стиль общения мошенника в стрессовой ситуации. По-новому представлена феноменология лжи в промышленном шпионаже, психологические особенности субъекта и объекта промышленного шпионажа, психологическая защита лжи, модели доверия/недоверия в феноменологии лжи.

Центральное место в книге занимает психологический анализ способов и результатов бизнес-мошенничества как на Западе, так и в России. Впервые в России проведен социально-психологический анализ громких корпоративных скандалов. На фоне девятого вала современного бизнес-мошенничества автор показывает созидательные возможности русского предпринимательского духа, лучшие психологические традиции отечественного бизнеса.

Автор широко использовал зарубежные и отечественные информационные материалы, а также личный опыт работы руководителем кадровых служб российских компаний и представительств зарубежных фирм. Книга предназначена для руководителей и специалистов российских коммерческих и государственных организаций, психологов, социологов, преподавателей и студентов вузов.

 


Оглавление

       

Предисловие автора ……………………………………………………………………………..

Введение в психологию лжи ……………………………………………………………………

Глава I Мотивы ………………………………………………………………………...

² Мотивы и установки в поведении персонала организации …………………………

Общая характеристика мотивов ……………………………………………………………

Обзор зарубежных теорий мотивации ……………………………………………………..

Макс Вебер о психологии бизнеса …………………………………………………………

Ли Якокка о мотивации бизнесмена ………………………………………………………..

Честность персонала не покупается, или… …..………………………………….............

Солгать или честно признаться? ……………………………………………………………..

Почему выбирают ложь …………………………………………………………………….

² Иллюзия безнаказанности мотивирует мошенничество ……………………………….

Закономерности возникновения иллюзии безнаказанности у мошенника ……………..

² Основы психологии установки …………………………………………………………….

Перенос установок …………………………………………………………………………..

² Установки на ложь в корпоративном общении …………………………………….............

У лжи нет любимчиков ……………………………………………………………………….

Амбивалентность установок на ложь и на честность ……………………………………….

«Я предпочитаю держать свое мнение при себе» ………………………………………….

Ложь всегда отвратительна? ………………………………………………………………….

Что выбрать – честность или благополучие?..……………….…..………………………..

Хотите успешно общаться – не лгите ………………………………………………………

Если изменились обстоятельства ……………………………………………………………

Интерлюдия. Смена установок: в политике как в бизнесе …………………………...

Если бы я не обманул ……………………………………………………………………….

Не судите меня строго за обман ……………………………………………………………..

Установка на ложь и конфликты ……………………………………………………………

Ложь в производственном процессе ……………………………………………………….

Ложь и лояльность персонала ………………………………………………………………

Как принять решение, если он - лжец ……………………………………………………….

Когда личное выше корпоративного ………………………………………………………

Отцы и дети: на фирме как в семье? ………………………………………………………..

Дружба или круговая порука? ………………………………………………………………

Я открыто отстаиваю свое мнение. А ты? …………………………………………………..

Интерлюдия. Анализ конкретной ситуации: бухгалтерия ……………………………

² Дифференциальный психологический анализ установок …………………………..

Как работает шкала «Установки на ложь в общении» ……………………………………..

Анализ противоположных установок: ложь – честность …………………………………

Женщина – мужчина …………………………………………………………………….

Женщина – женщина …………………………………………………………………….

Не навреди. Формула Разумихина ………………………………………………………….

Смена установок на ложь и на честность ………………………………………………….

² Психоаналитический подход к мотивации лжи …………………………………………..

Зигмунд Фрейд о бессознательных намерениях ……………………………………........

ВильгельмРайх: шизофреник честен до смущения ……………………………………

Подавленная честность – источник неврозов …………………………………………….

Психологическая защита лжи …………………………………………………………….

² «Откуда возникает не­честность людей?» …………………………………………………

Глава II Цели …………………………………………………………………………………..

² Договоримся о терминах …………………………………………………………………….

Философское понимание цели ……………………………………………………………..

Понятие цели в психологии ………………………………………………………………..

   
Бизнес-цели ………………………………………………………………………………….

² Цели лжецов в бизнесе ………………………………………………………………………

Главная цель лжеца: фармацевтические этюды …………………………………………..

«Я» и «Он». Мошенническое целеобразование …………………………………………..

² Цель под угрозой. Стиль общения мошенника в стрессовой ситуации ………………

Стадии стрессогенного общения. Изменение целей мошенника …………………………

Первая стадия. Ориентировочное «замирание» ………………………………………..

Вторая стадия. Увеличение интенсивности общения ………………………………….

Интерлюдия. Типичные ошибки мошенника в стрессовой ситуации ………………

Третья стадия. Стабилизация ролевого статуса мошенника …………………………..

Четвертая стадия. Активизация общения мошенника в «своей» группе.....................

Интерлюдия. Кредитная история как зеркало активизации мошенника …………..

² О возможности распознать мошеннические цели бизнес-проекта ……………………

Самооценка личных бизнес-целей мошенником ……………………………………….

«МММ». С. Мавроди ……………………………………………………………….....

«МЕНАТЕП» - ЮКОС. М. Ходорковский …………………………………………..

Глава III Способы ……………………………………………………………………………..

² Бизнес – это война: цель оправдывает средства? ……………………………………….

Психологические особенности бизнес-войн ……………………………………………..

Рыночные войны: невинная вечеринка с чаем ……………………………………………

Царственная власть деловых операций ………………………………………………………….

Криминальный кошмар российского капитализма ……………………………………

² Бизнес – не война, а производство товаров и услуг ……………………………………..

Психологический смысл опасности словосочетания «бизнес – это война» …………....

Бизнес-война – это концентрированное выражение жадности ………………………….

Энергия и железная деловая хватка, но не война …………………………………………

Многие бизнесмены хотят войны …………………………………………………………

² Феноменология лжи в промышленном шпионаже ……………………………………….

Все начиналось с военной разведки………………………………………………………..

За чем охотятся сегодня? За всем …………………………………………………………

Ли Якокка о промышленном шпионаже ……………………………………………………

Кто шпионит? ………………………………………………………………………………

Психологические особенности субъекта и объекта промышленного шпионажа …………

Феноменологическая проницаемость объекта шпионажа …………………………….

Самораскрытие личности, или болтун – находка для шпиона ………………………..

Разочарование, отчужденность, самолюбие, эгоцентризм …………………………….

Потенциал верификации объекта шпионажа …………………………………………..

Дифференциальный феноменологический анализ потенциала верификации ………….

Интерлюдия. Об эволюционной теории лжи ………………………………………….

Модели доверия/недоверия в феноменологии лжи ………………………………………

² Феноменология мошенничества: пейзаж с натуры ………………………………………

Юридический подход к феноменологии ложной информации ………………………….

Территория свободной охоты: бизнес-мошенничество на Западе ………………………

Enron ………………………………………………………………………………………

Halliburton ……………………………………………………………………………….

WorldCom ……………………………………………………………………………….

Coca-cola ………………………………………………………………………………...

Parmalat …………………………………………………………………………………..

Vivendi ………..………………………………………………………………………….

Территория свободной охоты: бизнес-мошенничество в России………………………..

Откуда есть пошел российский рынок: приватизация ………………………………..

МЕНАТЕП-ЮКОС ………………………………………………………………………

Интерлюдия. Русский предпринимательский дух ………………………………..

Финансовые пирамиды ………………………………………………………………….

ИК «Хопёр-инвест»: мы с теми, кто думает ………………………………………..

АО «МММ»: из тени в свет перелетая ………………………………………………

Родился, учился, женился ………………………………………………………..

 
Пирамида имени меня ……………………………………………………………..

Малоформатная «мыльная опера»: реклама «МММ» …………………………..

Базовый элемент махинаций ………………………………………………………

Социально-психологические условия результативности «МММ» ……………..

Социально-психологическая компетентность С. Мавроди …………………..

Клеопатра из «МММ»: Елена Мавроди ……..………………………………....

Обычное лицо обычного человека ……………………………………………..

Народ сам создавал образ «хорошему человеку» ……………………………..

Ложные банкротства ……………………………….………………………………….....

Инсайд: свой среди чужих, чужой среди своих ……………………………………….

Фальсификация товаров и услуг …………………………………………………………

Девятый контрафактный вал …………………………………………………………

Поддельные лекарства: как это делается ……………………………………………

Шалаши в раю:мошенничество с недвижимостью ………………………………..

Мошенничество в сфере высоких технологий ……………………………………..

Как создается ложь: метаморфозы корпоративной информации ………………………

Глава IV Результаты ……………………………………………………………………………

² Замыкая круг: системность результатов лжи в бизнесе …………………………………

Убожество мотивов …………………………………………………………………………...

Поверхностность целей ………………………………………………………………………..

Бесцеремонность способов …………………………………………………………………….

Пустота результатов……………………………………………………………………………

² Анализ результатов лжи в бизнесе …………………………………………………………..

Первый уровень анализа – индивидуальный (психологический) ……………………………

Ложь разрушает личность …………………………………………………………………..

Социально-психологическая дезадаптация личности …………………………………….

Интерлюдия. Психология заключения ………….………………………………………

Частное лицо, гражданин Российской Федерации (М. Ходорковский) ………………….

Арест и следствие …………………………………………………………………………

Закат Европы: ПАСЕ учит Россию не обижать мошенников ………………………….

Последнее слово М. Ходорковского ……………………………………………………..

Интерлюдия. Либерализм Ходорковского ……....…………………………………..

Приговор. М. Ходорковский, П. Лебедев, А. Крайнов ….……………………………….

Интерлюдия. Психология мошенника в заключении ………………………………..

Второй уровень анализа – социально-психологический …………………………………….

Изгои рынка труда …………………………………………………………………………..

Все они такие: неприязнь, злоба, ненависть ………………………………………………

Разрушение межличностных отношений в компании ……………………………………

Стучите и обрящете: организационные конфликты ……………………………………..

Расщепление общественной психологии …………………………………………………

Раскол творческой интеллигенции России ……………………………………………….

«Не губите «Хопер» – это электорат!» ……………………………………………………

МММ: из тени в мрак перелетая …………………………………………………………..

Пирамидальная Россия: строили, строим и будем строить ………………………………

Третий уровень анализа – кросскорпоративный ……………………………………………...

Parmalat ………………………………………………………………………………………

США: все на борьбу с мошенниками! Но не с мошенничеством ………………………..

Интерлюдия. Борьба за корпоративную культуру в США связала руки бизнесу ……

Цена жадности …………………………………………………………………………….

Интерлюдия. К тюрьме надо готовиться ………………………………………………..

Четвертый уровень – транснациональный …………………………………………………….

Интерлюдия. Всемирная прачечная по отмыванию денег …………………………….

Англия – США: партнерство во имя обмана ………………………………………………

² Страна лжи ……………………………………………………………………………………..

Человеческое, слишком человеческое: вместо послесловия …………………………………

Библиография ……………...…………………………………………………………………………..

Приложения ………………………………………………………………………………………..


 

Моей жене – Ирине

Моим сыновьям – Константину и Борису

Сам мистификатор, очевидно, не желал бы быть обману­тым

и считал бы направленную против него мистифи­кацию обидным

нарушением своего человеческого права. Следовательно, он

должен уважать такое же пра­во и в других.

Владимир Сергеевич Соловьев, русский философ

 

Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть

дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман

Гегель

 

По своим идеологическим воззрениям я всегда исповедывал

принципы свободного предпринимательства,

верил в выживание наиболее приспособленных.

…Пусть слабейший обанкротится.

Ли Якокка

 

Единственно правильный путь бизнеса –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: