Лекция 13. Система права 7 глава




органы государства -- выполняют функции управления и обладают властными полномочиями. К ним относятся органы государственной власти и управления, а также судебные органы. Совокупность прав и обязанностей этих органов, зафиксированная в нормативных актах, определяется как их компетенция. Эти органы выступают преимущественно в административных, уголовных и процессуальных правоотношениях;

государственные учреждения, в сферу компетенции которых входит осуществление социально-культурной деятельности, не связанны с властными полномочиями. Это школы, больницы, ВУЗы, библиотеки, театры, музеи и другие учреждения, которые состоят на бюджете государства;

государственные предприятия -- занимаются хозяйственной деятельностью, действующие на основе права хозяйственного ведения (унитарные предприятия) или права оперативного управления (казенные предприятия).

Негосударственные организации, к которым относятся общественные объединения, хозяйственные и религиозные организации, действуют в сфере хозяйства (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперации) в сфере политики (партии, общественные организации), защиты прав граждан (юридические консультации, профсоюзы, общества охраны прав потребителей) и вступают соответственно в конституционные, административные, трудовые, процессуальные правоотношения.

Государственные и негосударственные организации в сфере гражданско-правовых отношений осуществляют свои полномочия в качестве юридических лиц. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица могут быть коммерческими (хозяйственные товарищества и общества, которые включают в себя полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; производственные кооперативы, унитарные предприятия) и некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и другие фонды).

Социальные общности участвуют в правоотношениях в качестве следующих субъектов – народа (непосредственное осуществление своих прав путем референдума, участия в выборах), нации (реализация права нации на самоопределение), населения региона (выборы в местные органы государства и органы местного самоуправления), трудового коллектива (участие в управлении предприятием). Чаще всего социальные общности реализуют свою волю через государственные и общественные организации.

Для того, чтобы стать участником правоотношений, индивид или организация должны обладать правосубъектностью или праводееспособностью, что предполагает способность быть субъектом права.

Правосубъектность государства, государственных и негосударственных организаций и других коллективных субъектов права определяется их компетенцией.

Содержание правосубъектности граждан представляет собой триединую характеристику: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.

Правоспособность – способность человека в соответствии с нормами права иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью человека. Различают общую правоспособность как возможность иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством данного государства, содержание которой одинаково для всех и зависит от объема прав и свобод человека, которые зафиксированы в Конституции государства и других нормативных правовых актах. Существуют также специальная правоспособность, понимаемая как правоспособность, при которой требуются специальные статутные права и обязанности (судья, врач, военнослужащий, депутат), и отраслевая, как возможность приобретать права и обязанности в тех или иных отраслях права, ею обладает, например, пенсионер, государственный служащий, обвиняемый.

Дееспособность человека – его способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Это активная характеристика личности, зависящая от его возраста инициативы, предприимчивости, общей и правовой культуры. Дееспособность может быть полной, наступать в полном объеме с момента совершеннолетия человека (с 18 лет); частичной – распространяться на малолетних граждан до 14 лет, которые находятся под опекой, и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, которые находятся под попечительством и действуют с согласия попечителей; ограниченной – распространяться на хронических алкоголиков и наркоманов, ограниченных в дееспособности по суду.

В последнее время все чаще используется возможность объявить полностью дееспособным гражданина с 16 лет, если он работает по трудовому договору, контракту, занимается предпринимательством или вступил в брак до 18 лет. Такой процесс называется эмансипацией. Он осуществляется по решению органов опеки и попечительства с согласия родителей (попечителей), либо по суду.

Деликтоспособность -- способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. В уголовном праве деликтоспособность наступает с 14 лет, в административном с 16 лет, в гражданском и трудовом праве с 14 лет.

Объем праводееспособности гражданина зависит с одной стороны от его возраста, гражданства, состояния душевного здоровья и активной жизненной позиции и, с другой стороны, конечно, демократичности законодательства в государстве. Совокупность праводееспособности гражданина и основных прав, свобод и обязанностей, которые зафиксированы в законодательстве, характеризует его правовое положение в обществе и определяется его правовым статусом.

Содержание правоотношения.

Теория права различает фактическое и юридическое содержание правоотношения. Если фактическое содержание наполнено реальными действиями, поведением участников правоотношений, то юридическим содержанием правоотношения являются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения. Лицо, обладающее правами в правоотношении, называется управомоченным, а лицо, несущее обязанности – обязанными.

Субъективное право и соответствующая ему юридическая обязанность образуют юридическую связь “управомоченный обязанный”. Правоотношение может состоять из одной или нескольких юридических связей, например, по договору мены, при котором каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой, включает в себя две правовые связи: первая – право господина С. получить определенный товар и соответственно обязанность господина В. передать этот же товар, вторая правовая связь возникает между этими же субъектами, но по поводу уже другого товара, и в данном случае у господина С. возникает обязанность передать другой товар господину В., у которого есть право его получать. Существует два типа юридических связей: абсолютные – в которых поименно определена только одна сторона правоотношения -- управомоченный, а обязанными являются (правоотношения вытекающие из права собственности, авторские права), и относительные, в которых поименно определены все участники, обе стороны -- и управомоченный и обязанный (правоотношения купли - продажи, алиментные, по уплате налогов, трудовому договору).

Под субъективным правом понимается мера возможного поведения управомоченного, обеспеченная юридической обязанностью. Это поведение возможное, инициативное, поскольку правом можно воспользоваться, а можно и отказаться, например, при договоре дарения одариваемый может как принять дар, так и отказаться от него. Это мера возможного поведения, поскольку определены его границы, вид, предмет, размер и т.д. (ежегодный отпуск с сохранением среднего заработка), оно осуществляется в интересах самого управомоченного (покупка, получение образования, пользование культурными ценностями). Наконец, субъективное право всегда обеспечивается обязанностью других лиц (продавец, врач, учитель).

Субъективное право многогранно. Оно включает в себя следующие правомочия: право на собственное фактическое действие, направленное на использование полезных свойств объекта права (носить собственную вещь, жить в собственном доме); право на юридические действия, на принятие юридических решений (право собственную вещь заложить, продать, подарить); право на чужие действия, т.е. право требовать от другой стороны исполнения ее обязанностей (право требовать от заемщика возврата долга); право притязания, заключающееся в возможности привести в действие государственный аппарат принуждения против обязанного лица (судебное преследование по взысканию долга, по восстановлению рабочего или служащего на работе).

Юридическая обязанность предполагает меру необходимого, должного поведения обязанного. Юридическая обязанность как мера необходимого поведения указывает на точное определение того, каким оно должно быть (размер алиментов, налогов, сроки уплаты за коммунальные услуги, цена товара). От юридической обязанности нельзя отказаться, это необходимое должное поведение, оно выполняется в интересах управомоченного и обеспечивается государственным принуждением, в случае же неисполнения либо ненадлежащего исполнения юридической обязанности наступает юридическая ответственность. Юридическая обязанность имеет три основные формы: пассивное поведение в виде воздержания от запрещенных действий; активное поведение в виде совершения конкретных действий; претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности).

Субъективное право и юридическая обязанность неразрывно связаны. Как сущностью магнита является наличие именно двух противоположных полюсов, так сущностью правоотношения является наличие с одной стороны управомоченного, а с другой – обязанного. Каждое субъективное право субъекта правоотношения обеспечено юридической обязанностью другого субъекта, каждой обязанности субъекта соответствует чье-то право.

 

Объекты правоотношения.

Определяя институт «объект правоотношения», следует отразить два подхода к его пониманию. Монистический подход предполагает существование у всех правовых отношений только одного объекта – поведения человека. Действительно, реализация субъективного права и юридической обязанности всегда предполагает осуществление возможного или должного поведения сторон, в частности в договоре купли-продажи таким объектом являются действия покупателя и продавца по передаче и приему имущества и денег. Плюралистический подход предполагает наличие разнообразных объектов, куда относятся материальные блага, личные не материальные блага (жизнь, здоровье, честь, труд, достоинство, деловая репутация, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства), продукты духовного творчества, нематериальные результаты труда (социальные, образовательные, бытовые услуги) и т.д. Каждая отрасль права определяет собственные объекты права, так к объектам гражданского права обычно относят недвижимые и движимые вещи, включая деньги и ценные бумаги, работу и услуги, охраняемую информацию, интеллектуальную собственность, нематериальные блага.

Общее, что характеризует объект правоотношения, это то реальное благо, ради чего существует само правоотношение, это то на достижение, использование, охрану чего направлены субъективные права и юридические обязанности.

Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений является юридический факт, который включает в себя конкретные жизненные обстоятельства. Юридические факты подразделяются по волевому содержанию на событи я и деяния. К событиям относятся юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений (рождение и естественная смерть человека, истечение срока в договоре). Деяния же представляют собой волевые акты поведения человека, внешнее выражение его воли и сознания. Деяния разделяются на юридические действия и бездействие (пассивное поведение, соблюдение запретов). В свою очередь юридические действия состоят из индивидуальных юридических актов (гражданско-правовые сделки, договоры между субъектами права, заявления граждан, приговор суда и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия) и юридических поступков (выполнение трудовых обязанностей, передача вещей и денег по договору купли-продажи).

Юридические деяния могут быть правомерными и неправомерными. правомерные -- совершаются в рамках предписаний действующих норм, неправомерные -- включают в себя преступления, административные, гражданские, дисциплинарные проступки.

Совокупность двух или нескольких юридических фактов, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий называется фактическим составом, например, для вступления в брак необходимо достижение совершеннолетия будущих супругов, их взаимное согласие, отсутствие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

Юридические факты располагаются в гипотезе правовой нормы.

 

Виды правоотношений.

Существует множество критерий на основании которых выделяют различные виды правоотношений.

В зависимости от того какую функцию права выполняют правоотношения они подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения возникают как на основе регулятивной нормы права и юридического факта, так и на основе договора между сторонами при отсутствии юридической регламентации. Они являются результатом осуществления субъектами регулятивной нормы права, закрепляющей определенное правило поведения, наделяющей субъекта права конкретными правами и обязанностями, т.е. результатом действия юридической нормы. Охранительные правоотношения возникают на основе охранительной нормы и состава правонарушения и связаны с возникновением и реализацией юридической ответственности, предусмотренной в санкции правовой нормы.

Правоотношения разделяются по отраслевому признаку. Это правоотношения в сфере гражданского, конституционного административного, семейного, уголовного, трудового и других отраслей права. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на материально-правовые и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно, предоставляя субъектам права и наделяя их обязанностями. Процессуальные правоотношения возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер, т.е. предусматривают процедуру, порядок реализации прав и обязанностей субъектов.

По характеру обязанности в правоотношении они делятся на активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность (например, налоговые правоотношения сводятся к обязанности уплатить конкретную сумму денег в налоговые органы, которые вправе требовать уплаты налогов в определенной сумме и в определенные сроки). В правоотношениях пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами, типичным правоотношением здесь является правоотношение собственности.


Лекция 15. Реализация норм права. Правоприменение.

Право тогда приобретает смысл, становится высшей социальной ценностью, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов права. Проблема реализации права рассматривается в двух плоскостях: во-первых, традиционно, как реализация права в поступках человека, во-вторых, как следование праву со стороны органов государства и должностных лиц.

Процесс реализации права зависит в первую очередь от субъекта реализации. Так, реализацию права в законодательной деятельности парламента следует понимать как осуществление парламентом законотворческих функций в строгом соответствии с конституцией государства и процессуальными актами, в которых закреплены парламентские процедуры. Такая постановка вопроса имеет место и при позитивистском и при непозитивистском правопонимании. Действительно, принятие антиконституционных законов либо нарушение процедур их принятия противоправно с любой точки зрения, тем более, если право рассматривать в качестве феномена существующего до и вне законотворчества, когда законодатель отыскивает право и следует ему, формулируя статья закона.

Принятие подзаконных актов исполнительно-распорядительнымиорганами осуществляется для конкретизации законов, т.е. здесь реализуется право, выраженное в законах и в определенном процедурном порядке.

Процесс реализации права в романо-германской и англосаксонской правовых системах различается. Так в странах континентальной системы права этот процесс включает в себя в себя несколько этапов – прежде всего, возведение естественного права в закон, придание ему нормативной формы, конституционное закрепление и закрепление в текущем законодательстве; далее, реализация закона с помощью его детализации, конкретизации в подзаконных нормативных актах, разъяснение норм закона в актах официального толкования, создание процессуальных норм регулирующих юридические процедуры, многообразных актов применения норм права, наконец, собственно реализацию права, когда право из возможности превращается в действительность, в реальное правоотношение.

В англосаксонской правовой системе механизм реализации права не требует предварительного законодательного закрепления, поэтому основным органом реализации права в этих странах является суд.

Непосредственно реализация права осуществляется в трех формах. Прежде всего это соблюдение запретов, когда реализуются запрещающие и охранительные нормы, требующие воздержания от запрещенных действий, т.е. пассивного поведения. Другая форма представляет собой исполнение обязанностей, при которой реализуются обязывающие нормы. Требующие активного правомерного поведения. Наконец, третьей формой является использование субъективного права, которое предполагает собственные фактические и юридические действия, требования к обязанному лицу и право притязания.

Реализация права гражданами в большинстве случаев происходит без участия государства и его органов. Они реализуют право добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступая в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают запреты. Однако в некоторых ситуациях реализация права без государственного вмешательства невозможна. Так нельзя получить пенсию, поступить на учебу в высшее учебное заведение, выйти замуж либо развестись без решения компетентного органа, хотя все условия для возникновения данных прав и обязанностей субъективно существуют. Особой формой реализации права в таких случаях является правоприменительная деятельность, понимаемая как властная деятельность компетентных государственных органов, обеспечивающая адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность имеет три основные стадии. Началом процесса применения правовых норм является установление фактических обстоятельств, юридических фактов или юридических составов, которые как правило относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно, например, при совершении преступления, на этом этапе устанавливается лицо, совершившее преступление, время, место и способ его совершения, характер и размер ущерба, характер вины и другие обстоятельства.

Установление юридической основы дела – вторая стадия правоприменительной деятельности. Она заключается в том, что правоприменитель находит юридическую норму, которую необходимо применить к данному конкретному случаю. Следует отметить, что если правоприменитель не находит соответствующей нормы в сфере уголовного законодательства, он должен иметь ввиду, что “Нет преступления и проступка, нет наказания и нет взыскания без закона”, следовательно, выходом из данной ситуации является либо отказ в возбуждении производства по уголовному или административному делу, либо вынесение оправдательного решения. Если же должностное лицо, применяющее гражданское законодательство, не находит нормы адекватной конкретному делу, он использует принципы аналогии закона или аналогии права. Аналогия закона предполагает решение дела на основе закона, регулирующего сходные с рассматриваемыми отношения. Аналогия права означает решение дела на основе общих начал и смыслы законодательства.

Заключает процесс правоприменения стадия принятия решения по юридическому делу, в процессе которой выносится правоприменительный акт. Это могут быть и акты центральных органов государственной власти (указ президента о назначении должностного лица), судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному или гражданскому делу), акты местных органов государственного управления (постановление начальника отдела милиции о наложении штрафа за административное правонарушение).

Правоприменительные акты отличаются от нормативных правовых актов тем, что они содержат не норму права, а конкретные индивидуальные предписания; они обращены не ко всем, а к конкретно указанным в них лицам; в них используется не метод общенормативного, абстрактного правового регулирования, а метод индивидуального, казуального регулирования; если нормативный правовой акт можно использовать неоднократно, то акт применения права действует только один раз.

 


19. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

1. Понятие, структура и виды правосознания.

2. Основные типы правосознания.

3. Понятие о правовой культуре. Правовое воспитание.

Обзор специальной литературы по теме.

 

1. Понятие, структура и виды правосознания

До настоящего момента в темах по теории права последнее изуча­лось преимущественно как институциональное образование, рассматри­вались нормы права, их объединения (институты и отрасли права), по­рядок создания и виды документов, содержащих правовые нормы. Дан­ная тема посвящена изучению самостоятельной сферы юридической действительности, сферы идеального - правового сознания.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической дей­ствительности.

Правосознание является одной из форм общественного сознания, поэтому оно наряду с иными формами сознания отражает определенную часть общественного бытия - юридическую действительность. Термин "правовое сознание" давно утвердился в юридической науке, хотя он может показаться несколько односторонним - ведь к юридическим от­носятся и явления правовые, и явления государственные (порядок обра­зования, компетенция, формы деятельности различных государствен­ных органов и т.д.). Существуют и понятия "политическое сознание", "политическая культура", однако они выработаны и используются пре­имущественно политологией.

Правосознание как часть правовой системы общества тесно связа­но с ее другими частями. Так, правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческая инициатива, разработка, согласование, обсуждение, доработка, принятие проекта нормативно-правового акта) и находит свое выражение в содержании норм права. Здесь имеют значение характеристики правосознания лиц, привлечен­ных к работе над проектом и принимающих нормативно-правовые акты. Правосознание оказывает влияние и на осуществление правовых пред­писаний в поведении граждан. Достаточно высокий уровень правового сознания каждого члена общества обеспечивает правомерное поведение, надлежащую реализацию правовых норм (соблюдение запретов, испол­нение обязанностей, использование прав). Правосознание играет важ­ную роль и в правоприменительной деятельности государственных ор­ганов. Его значение в процессе рассмотрения юридических дел и приня­тия на основе правовых норм конкретных решений прямо закреплено в отдельных статьях гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов (см. ст. 56 ГПК РСФСР, ст. 71 УПК РСФСР; ст.34 ГПК РБ, СТ.65 УПК РБ). Рассматривая значение правового сознания для применения права, анализируют прежде всего профессиональ­ное правосознание юристов - судей, прокуроров, адвокатов, следовате­лей, юрисконсультов и т.д. С другой стороны, следует отметить и об­ратное влияние положительного права и практики его реализации на правовое сознание. Высокое качество правовых норм, соблюдение тре­бований законности обеспечивают внедрение в правосознание граждан передовых принципов человеческого общежития.

Обычно подвергают исследованию структуру, внутреннее строе­ние правосознания, выделяя его составные элементы. Чаще всего здесь говорят о правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология - это представления, взгляды, понятия, убеж­дения, теории, концепции о правовой действительности; т.е. идеологи­ческие элементы представляют собой по преимуществу систематизиро­ванное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на дос­таточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается на­селением в процессе правового воспитания, при получении юридиче­ского образования, при знакомстве с юридической литературой, норма­тивными актами.

Правовая психология - это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности; идеологические эле­менты правосознания - это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие. Правовая действительность фиксируется не только на уровне знаний, но и на уровне эмоций, переживаний ("хорошее" или "плохое", "справедливое" или "несправедливое", "радует" или "огорчает" и т.д.). Но при этом нельзя говорить о первен­стве правовой идеологии над правовой психологией. Скорее, наоборот, знанию глубокому и систематизированному предшествует знание слу­чайное, фрагментарное, складывающееся стихийно, в значительной сте­пени эмоционально окрашенное. Как правило правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно четко отделить друг от друга, имеют место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы пра­восознания тесно связаны и взаимодействуют между собой. Активно пропагандируемые юридические концепции (та же теория правового государства) воздействуют на правовую психологию, изменяют ее. Но и эмоциональные, чувственные элементы правосознания имеют огромное значение для развития правовой идеологии, они могут или содейство­вать, или тормозить распространение тех или иных юридических идей.

Иногда в структуре правового сознания выделяют и поведен­ческие элементы, которые характеризуют готовность личности к совершению сознательных правовых поступков. На этом уровне на основе идеологических и психологических элементов формируются определенные поведенческие ориентации, мотивы, установки.

Продолжая исследование проблем правового сознания, далее рас­сматривают его виды. Классификации обычно проводятся по двум ос­нованиям -по субъектам и по уровням правосознания.

По субъектам различают индивидуальное, групповое и общест­венное правосознание. Индивидуальное правосознание - это представле­ния, взгляды, эмоции и т.д. одного человека. Оно неповторимо, однако можно говорить о том, что у определенных категорий граждан (моло­дежи, студентов, пенсионеров, педагогов, врачей, судей, адвокатов и т.д.) есть сходные черты правового сознания; поэтому выделяют и ис­следуют групповое правосознание, особенности представлений о праве определенной социальной группы. Наконец, в силу того, что в каждой стране существуют свои государственно-правовые институты, свои юридические традиции, существуют и особенности в отражении право­вых явлений в сознании того или иного общества; поэтому анализиру­ется так называемое общественное правосознание, которому свойстве­нен самый высокий уровень общности. Возможно проследить связь ме­жду указанными видами правового сознания. Они соотносятся между собой как философские категории "единичное", "особенное" и "общее". Общественное правосознание складывается из представлений о юриди­ческой действительности отдельных индивидов, отдельных социальных групп. Однако оно не сводимо ни к групповому, ни к индивидуальному правосознанию, поскольку ни первое, ни второе не в состоянии отразить его качественного многообразия. Исследование правового сознания разных уровней общности остается актуальной проблемой юридической науки, в частности, представляет интерес анализ соотношения господ­ствующего (как правило "положительного") и не господствующего ("отклоняющегося") правосознания на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают обыденное и теоретическое правовое соз­нание.

Обыденное (или эмпирическое) правосознание складывается сти­хийно, самопроизвольно, оно присуще людям, которые сталкиваются с юридической сферой жизни общества лишь эпизодически. Обыденное правосознание представляет собой отражение правовых явлений на ос­нове повседневного опыта, в связи с этим говорят о том, что его точнее было бы называть практическим правосознанием. На этом уровне чувственное преобладает над рациональным, конкретное над абстрактным. Используя знание описанных выше элементов правосознания, возможно указать на значительный объем правовой психологии в структуре обы­денного правосознания. Обыденные представления о праве носят огра­ниченных характер, поскольку они находятся в рамках поведения чело­века, его повседневного опыта. Обыденное правосознание имеет раз­розненный, хаотический характер, наряду с правильными здесь могут уживаться и ошибочные взгляды и представления о юридических явле­ниях. Обыденное правовое сознание является более распространенным, поскольку основная масса населения не имеет специальной юридиче­ской подготовки. Данный вид правового сознания возможно описать на индивидуальном, групповом и общественном уровне.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: