Лекция 13. Система права 10 глава




Говоря о существовании различных правовых систем в современном мире, следует признать тенденции их определенного взаимопроникновения. Так романо-германская правовая система все более активно начинает использовать судебный прецедент, а в англосаксонских правовых семьях возрастает роль закона, как нормативного правового акта парламента.

В теории права выделяют пять уровней развития и существования правовой системы.

Первый – субъектно-сущностный. Он предполагает существование в качестве системообразующего фактора правовой системы субъектов права, к которым относятся человек, его объединения, государство. От их правового положения, статуса, взаимодействия зависит качество правовой системы.

Другой уровень – интеллектуально-психологический, включающий в себя знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты. Он позволяет человеку воспринимать и оценивать правовую реальность, вырабатывать ценностное отношение к ней и мотивы собственного правового поведения. На этом уровне формируется правопонимание, правосознание, правовая культура конкретного человека, социальной группы, всего общества.

Третий уровень – нормативно регулятивный, который включает в правовую систему нормы права. Их смысл состоит в том, что они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования либо препятствования тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в правовую систему в качестве звена, с которым так или иначе спряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой сущность правовой системы и характеризируют право как таковое. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи. Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы – регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Четвертый уровень – организационно-деятельностный. Он охватывает юридическое оформление связей и отношений, формы реализации права, различные виды правового поведения людей.

Наконец, пятый уровень – социально-результативный, который характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он “живет” в ней, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода правовые и политические режимы. На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования экономической, политической системы и гражданского общества.

 

Англосаксонская правовая система.

Происхождение ее связывают с периодом формирования централизованной судебной системы в Англии (период правления Генриха II), время когда королевские разъездные судьи решали дела от имени Короны с выездом на места. Вырабатываемые этими судьями решения в одном месте брались за основу другими судебными инстанциями при рассмотрении аналогичных дел в другом месте. Так стала складываться единая система прецедентов, общая для всей Англии, получившая название “common Law” (общее право). В решении судебных споров принимали участие присяжные – свободные граждане из числа местных жителей, которые чаще всего не знали прецедентов и актов королей, но знали свои обычаи и традиции. Воздействие таких обычных норм существенно сказывалось на содержании выносимых судебных решений. В этом смысле общее право Англии – обычное, традиционное право.

Со временем нарождающиеся рыночные отношения не находили должного выражения в старых правовых формах и постепенно стал складываться особый порядок апелляции к монарху молодой буржуазии: рассмотреть дело “по совести”, “по справедливости”, а не по прецедентам.

Таким образом сложились две самостоятельные системы права: общего прецедентного и “права справедливости”. Последнее постепенно претерпевало существенные изменения. Оно стало реализоваться на основе ранее рассмотренных казусов и тоже превратилось в право прецедентное, поскольку нормы общего права и права справедливости стали применяться одними и теми же судьями, а прецеденты права справедливости влились в единое прецедентное право Англии.

В сферу влияния прецедентного права Англии попали США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и другие страны, хотя в самой Великобритании оно не получило повсеместного распространения, в частности в Шотландии и Северной Ирландии.

В англосаксонском праве существует два вида норм: законодательные и прецедентные. Законодательные представляют собой (как и в романо-германской системе) правила поведения общего характера, прецедентные – определенная часть судебного решения по конкретному делу.

Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент, главная форма выражения и закрепления английского права, которое было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств – членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом.

Другим источником англосаксонского права является закон (статут). Он появился позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений. Английские законодательные акты классифицируются по различным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории. Критерий деления нормативных актов на частные и публичные другой, нежели в романо-германской правовой системе, где таким критерием является интерес преобладающий в содержании акта – частный или общественный. По субъектам правотворчества нормативные правовые акты могут исходить непосредственно от Парламента. Парламент может делегировать свои полномочия другим субъектам (королеве, правительству, министерствам) совокупность таких актов, принятых по поручению Парламента составляет делегированное законодательство. Есть акты составляющие автономное законодательство: акты местных органов власти, англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных транспортных, газовых компаний, юридических обществ и других организаций. Эти решения обязательны для их членов и пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Закон имеет приоритет над прецедентом в том смысле, что может отменить его. Однако это не означает, что прецедент производен от закона, вторичен. Своеобразие англосаксонского права состоит в том, что закон в нем реализуется не самостоятельно, а через прецеденты, посредством их. Прежде чем стать действующим актом, закон должен “обрасти” конкретизирующими его обязательными судебными решениями. Английская судебная практика знает немало случаев, когда принятые статуты, законы оставались мертворожденными, игнорировались судами либо их смысл и значение интерпретировались иначе.

Источником англосаксонского права является также обычай. Его роль среди других источников права непрерывно уменьшается. Однако для становления и развития англосаксонского права обычай имел весьма важное значение. И сегодня, например, суды признают юридически значимым древний обычай, допускающий развешивание рыбацких сетей на чужом берегу вне зависимости от согласия собственника береговой полосы. И сегодня многие вопросы парламентской процедуры, взаимоотношений высших государственных должностных лиц, ритуально-этические нормы поведения монарха, членов его семьи регулируются в обычно-правовом порядке. Обычай заполняет ниши в праве, которые образовались из-за отсутствия писанной конституции и других конституционных актов.

Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина. Если в романо-германской правовой системе она не является самостоятельной формой выражения и закрепления юридических норм, то в англосаксонском праве некоторые литературные источники имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел. К таким источникам относятся старинные руководства по общем праву, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями. Значение юридической доктрины заключается не только в теоретических суждениях авторов, сколько в представленных в них обязательных прецедентах, приводимых и анализируемых учеными. Например, наиболее авторитетный источник – “Институция” Кока, как признают сами английские юристы, цитируется в судах чаще, чем любой другой сборник прецедентов. Современные же юридические доктрины в качестве первичных источников англосаксонского права практически не выступают, они имеют лишь убеждающее значение при решении судебных дел.

Таким образом, под английской доктриной как источником права следует понимать не собственно юридическую науку, теоретические представления, идеи, конструкции, а судебные комментарии, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов.

Структура англосаксонского права не знает классического деления на публичное и частное право. Вместо этого исторически сложилось его деление на общее право и право справедливости, которые определяют правовую архитектонику этой правовой семьи.

Здесь отсутствуют кодексы европейского типа, а суды могут разбирать разные категории дел: и публично-правовые и частноправовые, т.е. гражданские, торговые, уголовные. В право справедливости, например, попали споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товариществах, о банкротстве, наследовании. К предмету общего права отошли уголовно-правовые дела, договорное право, институты гражданско-правовой ответственности и некоторые другие.

Англосаксонская правовая система не знает также выраженного деления права на отрасли. Структурные особенности англосаксонского права проявляются не только на макроуровне, но и на уровне юридической нормы или микроуровне. Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержание. И связь этих первоначальных элементов (микроклеток) англосаксонского права в силу некоторых обстоятельств имеет часто не логический, рациональный, а традиционно- исторический характер.

 

 

Романо-германская правовая система.

Возникла в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стало развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, “вольных” городов, которым потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Социальной основой рецепции в средневековой Европе стало сначала городское население, однако затем, через несколько веков, с изменением сельского уклада, зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной. Кроме экономических и социальных причин существовали и культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры также подготовило почву для восприятия европейцами римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций.

Важную роль в процессе рецепции римского права сыграли европейские университеты, где изучались оригинальные римские тексты (школа глоссаторов), а затем адаптировались к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как “право разума”, “право университетов”. Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже – разработкой моделей, проектов важнейших законов и кодексов. В университетах получали образование будущего судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.

Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву и потребовался авторитет Фома Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение.

С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс развития Европы характеризуются становлением наций и национальной государственности, привнесением в него элементов правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания “европейского дома”, евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национализма. Основаниями интеграции выступают общие принципы, начала, “дух” римского частного права. Сегодня можно говорить о новом этапе его развития: этапе сближения и унификации законодательных комплексов континентально-европейских стран и построения единой общеевропейской правовой системы.

Когда говорят об особенностях норм романо-германского права, то выделяют прежде всего такую характеристику нормы– как общее правило поведения, сформулированное законодателем либо уполномоченными органами. По сравнению с англосаксонской прецедентной нормой, последняя носит обобщенный, абстрактный, неперсонофицированный характер. Законодатель обычно формулирует норму права как социальную модель поведения, как общий масштаб, границу дозволенного (“от” и “до”), не прибегая к перечислению частных случаев, вариантов поведения. Даже если поводом для создания нормы права служит отдельный юридический казус, он находит разрешение в обобщенной, абстрактной форме.

Использование норм – моделей поведения позволяет законодателю оперативно воздействовать на социальные отношения, изменять, преобразовывать их, что является безусловным достоинством данного вида правовой регламентации. Романо-германские нормы имеют системно-иерархический характер, образуют взаимосвязанные комплексы соподчиненные с точки зрения юридической силы норм права. Данное обстоятельство существенно облегчает юристам романо-германской системы поиск и применение действующих законов.

Вместе с тем обобщенный характер придает нормам и негативные черты: чем более общей является норма, тем труднее ее применять на практике, в связи с чем возникает серьезная проблема ее конкретизации и толкования. Для этого используется множество приемов и способов толкования, позволяющих уточнить волю законодателя. В результате судебными, арбитражными, другими органами вырабатывается множество вторичных норм, положений, разъясняющих, конкретизирующих положения законов.

Основным источником романо-германского права выступает закон. Законы принимаются парламентами, обладают высшей юридической силой и распространяются на всю территорию государства, на всех его граждан. Они, с точки зрения современной доктрины правопонимания, должны отражать меру свободы человека, фиксировать его основные права, обязанности, социальную справедливость. Закон имеет приоритет по отношению ко всем другим источникам права. Он может запретить или легализовать обычай, отдельные положения судебной практики, межгосударственные договоры. При закреплении обычая или доктрины в тексте закона они утрачивают самостоятельное значение как источника права и становятся частью, содержанием закона.

Согласно романо-германской доктрине законы подразделяются на конституционные и обычные (текущие), причем закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным. Верховенство конституционных законов обеспечивается специальными конституционными судами либо верховными судебными органами. Для них предусмотрен особый порядок отмены и изменения, предполагающий согласие на то квалифицированного большинства депутатов парламента. Предметом регулирования законов являются наиболее важные вопросы общественного устройства, права и свободы граждан, структура и организация государственной власти и другие вопросы стратегического характера.

Важное место среди законов занимают кодифицированные акты -- кодексы. Романо-германское право в отличие от права англосаксонского стремится не к внешнему объединению, систематизации нормативного материала - инкорпорации, а к объединению содержательному, внутреннему, основанному на существенной переработке нормативного материала (кодификации). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданские, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода “центрами притяжения” для всех других норм данной отрасли.

Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. Часть из них имеет делегированную природу, и их юридическая сила, роль в правовом регулировании определяются местом органа делегировавшего свои “законодательные” полномочия в системе государственных органов. Другие нормативные акты принимаются по инициативе самих исполнительно-распорядительных органов на основании и во исполнение законов. Они с точки зрения своей юридической силы уступают законам, однако их число весьма велико и поэтому, особенно в тех странах, где нет жесткой системы контроля за их принятием подзаконных актов, они оказывают существенное воздействие не только на организованные отношения, складывающиеся внутри исполнительной власти, но и на деятельность граждан, учреждений, предприятий.

Другим источником романо-германского права является правовой обычай. Исторически многие обычные нормы получили закрепление в законах, стали их содержанием. Как самостоятельный источник права обычай сегодня выполняет второстепенную роль в правовой системе, выступая в качестве дополнения к закону. В ряде европейских гражданских и торговых кодексов закреплены нормы, позволяющие использовать обычаи, обыкновения хозяйственной и торговой практики при отсутствии, “молчании” закона, т.е. с помощью правовых обычаев восполняются пробелы законодательства регулирования.

Еще одним источником романо-германского права с определенными оговорками может быть признана судебная практика. Смысл этих оговорок сводится к тому, что согласно действующей доктрине нормы права могут приниматься лишь самим законодателем и уполномоченными им органами. Тем не менее существующие противоречия, пробелы в законодательстве, и, также, широкий простор, предоставленный парламентами судебным органам, как представителям третьей ветви власти обусловили возможность принятия судьями конкретных решений, уточняющих положения закона.

Подобного рода решения вырабатываются, как правило, высшими судебными инстанциями и конституционными судами стран романо-германской правовой системы. В силу места и роли этих инстанций в судебной иерархии все нижестоящие судебные органы обязаны следовать сформированной ими практике разрешения дел конкретных категорий под угрозой отмены иных решений. Таким образом, создаются своеобразные судебные нормы – правоположения судебной практики, учитываемые всеми применяющими право юристами. Эти правоположения публикуются в судебных сборниках, приобретают широкую известность и становятся частью правовой системы.

Говоря о структуре романо-германского права следует отметить, что в странах романо-германской правовой системы используется известное со времен Римской империи и ставшее классическим деление права на публичное и частное. Основным критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес, осуществление общественных целей и задач; частного права – индивидуальный, частный интерес, реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций.

Другой особенностью романо-германского права является последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам. Все принимаемые нормативные положения получают соответствующую отраслевую “прописку” с учетом предмета их регулирования и особенностей воздействия (метода) на субъектов права. Такая логическая последовательность подразделения различных элементов нормативно-правового материала обусловлена рациональной природой, университетскими корнями данной правовой семьи.

 

Семьи религиозно-традиционного права.

Принципы, по которым объединены эти правовые системы многих стран Азии и Африки сводятся к двум. Первые -- признается ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии -- это страны мусульманского, индусского и иудейского права. Во-вторых, отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем -- это страны Дальнего востока, Африки и Мадагаскара.

Рассмотрим основные характеристики важнейших семей религиозно-традиционного права.

Мусульманское право – это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам – самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и также шар, или шариат, т.е. непосредственные предписания верующим: что они должны делать и чего избегать. Шариат в переводе на русский язык означает “путь следования” и составляет сущность и содержание мусульманского права.

Шариат устанавливает обязанности для мусульман, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу, он основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может и должен иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех, поэтому мусульманское право уделяет много внимания санкциям, установленным самими мусульманами. Шариат регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии.

Источниками мусульманского права являются:

Коран – священная книга ислама;

сунна, или традиции, связанные с посланием Бога;

иджма, или единое соглашение мусульманского общества;

кийас, или суждение по аналогии.

Мусульманское право характеризуется архаичностью ряда институтов, казуистичностью и отсутствием системности. Это право церкви, право общины верующих.

В правовой деятельности здесь широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Индусское право также представляет право религиозно-традиционной семьи и относится к древнейшим в мире. Следует учесть, что это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, исповедует индуизм.

Как и ислам, индуизм обязывает своих последователей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные касты, каждая их которых имеет свою систему прав, обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества – основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. “Каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит” – постулат индусского права.

В качестве основного источника права индуизма выступает обычай. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Собрание касты голосованием разрешает в местном масштабе все споры, опираясь при этом на общественное мнение. Собрание располагает и эффективными средствами принуждения, так наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости.

Религиозная доктрина также является источником права, определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. В период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониальной зависимости претерпело существенные изменения, так в сфере права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами “общего права”. К середине XVIII века судебных прецедентов накопилось достаточно, однако они слабо вписывались в традиции этого индусского права. Многие его институты и нормы подверглись модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права англосаксонским не произошло. Сложилось нечто вроде “англо-индусского права”, т.е. индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями.

Конституция Индии1950 г. отвергла систему каст и запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция, однако верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни, связанные с религией, дают о себе знать и сегодня.

Обычное право основано на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения обычаев. Обычай, как уже указывалось, наиболее древний источник права, известный всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за переделами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их множественность, неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового создания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей, поэтому современное состояние правового развития стран “обычного права” можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

 

Социалистическая правовая система.

Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены не особенностями юридического сознания народа, правовой доктрины, источников и структуры права, а марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Главные отличия социалистической правовой системы от традиционных правовых семей лежат в сфере содержания правовых норм, которые воплотили идеи централизованного управления экономикой, преимущественного использования императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации всех сфер общественной жизни, обобществления собственности, создания государственной, “общенародной” собственности как основы экономики. Национализации предприятий, банков, земли, наконец, жесткого регулирования меры труда и потребления привело к созданию социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ.

Единственным источником социалистического права сначала являлось революционное творчество правоприменителей, а позже – нормативные правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией. Нормативные правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные полусекретные приказы, инструкции и т.д.), фактически выражали волю и интересы партийно-государственного аппарата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: