Понятие, элементы и основа гражданского общества




Анализ существующих в философской, политической и правовой литературе многочисленных трактовок гражданского общества позволяет говорить о гражданском обществе как совокупности общественных отношений, противопоставленных государству, действующих вне сферы государства, как форму существования рыночного демократического, буржуазного общества, как взаимодействие общественных институтов современной западной индустриальной и постиндустриальной цивилизации.

Гражданское общество - это саморегулирующаяся система общественных отношений, спонтанно возникающих в результате взаимодействия свободных, равноправных, экономически и юридически автономных граждан, и их добровольных объединений. Существует четкое разделение, разграничение гражданского общества и государства. Обе силы понимаются как взаимоотражающие и взаимопредполагающие стороны единого, успешного социума.

К элементам гражданского общества относят:

- добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей, куда входят семья, общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие), хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д.

- совокупность негосударственных, неполитических отношений: экономические отношения, включающие собственность, свободный труд, предпринимательство, конкуренцию, образовательно-воспитательные, включающие систему народного образования, распространения духовных ценностей, религиозные, объединяющие церковь, процесс отправления религиозных культов, религиозные объединения, а также общественные отношения в сфере культуры, науки, массовой информации и т.д.

- частную жизнь людей, их обычаи, нравы, традиции, отношения соседства, отцовства и материнства, взаимопомощи, обслуживания, любви, дружбы и т.д.

- сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций.

Таким образом гражданское общество представляет собой социально-экономическую жизнь человека, связанную с реализацией его частных потребностей и интересов и осуществляемую им без опеки насущного.

Гражданское общество направлено на решение задач самоуправления и призвано снять с государства часть функций, которые ему заведомо не под силу.

Для понимания сущности гражданского общества важно провести разграничение политической и экономической власти. Если политика выступает функцией государства, то институт собственности - атрибут гражданского общества. Поэтому для человека как “элементарной” частицы гражданского общества естественно отграничение его социально-экономической роли как частного лица от его правового статуса как гражданина государства. Тем самым гражданское общество можно определить и как автономную социально-экономическую жизнь человека, связанную с реализацией частных потребностей и интересов.

Экономической основой гражданского общества является частная собственность и рынок. Право на частную собственность и вытекающие из него свобода предпринимательства и право на свободный труд, охватывающие выбор вида деятельности, распоряжение рабочей силой, безопасные условия труда, гарантированный минимальный размер его оплаты и т.д., относят к основополагающим экономическим правам личности.

Действительно, личная свобода неотделима от эконо­мической свободы, а последняя возможна только тогда, когда человек обладает собственностью на источники су­ществования. Обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым — это фундамент формирования самостоятельной личности и особой сферы, в рамках которой могут беспрепятственно реализовываться конкретные индивидуальные цели. Исторический опыт показал, что подавление права на частную собственность подрывает стимулы добросовестного, инициативного труда, порождает массовое социальное иждивенчество и безответственность, ведет к дегуманизации общества и разрушению самой личности. Человек, средств производства, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается всякой свободы и инициа­тивы. Отсутствие права собственности обрекает большинство граждан на бедность и нищету, поскольку без осуществления этого права невозможны рыночные отношения, эффективная экономика.

В основе развития гражданских отношений лежит прежде всего индивидуа­льная частная собственность. Именно она обеспечивает свободу творчества, принятия эффективных решений, обеспечивает рост производства и благосостояния. Она же является тем первокирпичиком, из которого складываются разнообразные формы негосударственной, гражданской собственности.

Термин “гражданская собственность” шире понятия частной собственности. Гражданская собственность, как противоположность государственной собственности, вклю­чает в себя любые формы “неказенной” собственности, ко­торые возникают и развиваются в результате доброволь­ного комбинирования индивидуальных прав собствен­ности. К числу таких форм собственности относятся, например, семейная, партнерская, кооперативная, коллек­тивно-долевая, акционерная и др. “Неказенная” собственность выступает сегодня одновременно как индивидуализированная и, как социализированная собственность, то есть используемая в интересах общества.

Многообразие форм собственности представляет собой каркас, современной рыночной экономики и либерально-плюралистической демократии. Монопольное положение одних форм собственности в ущерб другим означает доминирование интересов определенных социальных групп в ущерб интересам общества в целом.

Чем многообразнее в стране формы гражданской собственности, чем больше в ней самих собственников — владельцев капитала, ценных бумаг, недвижимости, земли, труда, тем эффективнее ры­ночная экономика, тем мягче и многомернее социальное расслоение, тем стабильнее и демократичнее гражданское общество, тем выше степень автономии граждан от госу­дарства.

Социальная основа или социальная стратификация современного гражданского общества представлена различными группами (стратами), образованными по классовым, профессиональ­ным, демографическим, этническим, социокультурным, конфессиональным признакам, по уровню образования, типу местожительства, образу жизни и т.п. Социальная стратификация — это структурированное неравенство в общественном положении, существующее между различными группами людей.

Первичным элементом социальной структуры гражданского общества является человек, который с одной стороны, выступает как частное лицо с набором своих личных потребностей, интересов, целей, а с другой стороны, — как участник общественных отношений, как гражданин, у которого выражена исключительная способность объединяться с себе подобными. Семья является первичной формой такого объединения и универсальной социальной ячейкой гражданского общества. Именно интересы семей являются источником активности людей, их объединения в различные группы, ассоциации и движения для совместной защиты своих инте­ресов и ценностей.

Семьи и индивиды широко варьируются по своему общественному положению. В результате стратификации они оказываются неравными друг другу и структурируются в иерархически расположенные страты с различным прес­тижем, собственностью и властью.

Такая стратификация развитого гражданского общества представляется в следующем виде.

Высший класс составляет обычно 1-2% населения. Это крупные промышленники, финансовые магнаты, высшие управляю­щие (менеджеры), наиболее богатые представители поли­тической и творческой элит. Они владеют значительной частью собственности около 20% общественного бо­гатства, контролируют политику, оказывают серьезное влияние на культуру, образование и другие сферы общест­венной жизни.

Средний класс — интегративное понятие, обозна­чающее совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих "срединное" положение в основных статусных иерархиях (престиж, собственность, власть). В развитых странах его численность достигает 60-80% населения и он контролирует 3/4 общественного богатства. Выделяют несколько слоев среднего класса. Это "высший" слой, включающий владельцев среднего капитала, высшие интеллектуальные профессии -- высшие государственные чиновники, представители науки, информатики, искусства, здравоохранения, преподаватели вузов, адми­нистративные, торговые и инженерно-технические работ­ники предприятий; "средний" слой, составляющий традиционный сред­ний класс, объединяющий мелких предпринимателей, коммерсантов, фермеров, ремесленников и других представителей малого бизнеса, "низший" слой — средние кадры, в частности учителя школ и схожие профессии, средний состав обеспечения здравоох­ранения и социальных служб, техники, мастера, торговые агенты, а также рабочие высокой и средней квалификации.

Низший класс — малоквалифицированные группы с низким уровнем образования и дохода, люмпенизированные слои населения.

Многочисленный средний класс является основной социальной силой гражданского общества. Он выполняет ряд важных функций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность и развитие всего общества. Прежде всего, средний класс произ­водством и распространением знаний, информации, куль­туры, является основой рынка. Его представители, обладая высокой квалификацией, профессионализмом, творческими качествами, стимулируют научно-техни­ческий, экономический, духовный прогресс. Многочисленный и активный средний класс сглаживает резкость социального расслоения, смягчает противоречия со стороны "вер­хов" и "низов", препятствует столкновениям их политических представителей и следовательно, служит социальной опорой подлинного центризма в политике. Отвергая узкоклассовые приоритеты, средний класс скорее ориентируется на интересы общества в целом. Этот класс в силу своей компетентности заинтересован в демократических формах власти, защите гражданского общества от произвола государства. Он поддерживает идеи либерализма, является главным проводником политической и экономической модернизации, её социальной базой.

Современнаязападная цивили­зация — это прежде всего цивилизация среднего класса. Западное общество стало современным, модернизированным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс. Фундаментальный характер данного положения подтверждается не только историей западноевропейских государств, США и Японии, но также развитием новых индустриальных стран, таких какБразилия, Мексика, Тайвань, Корея, Сингапур, Гонконг и др. Все они модернизировались и интегрировались в мировую рыночную экономику лишь после того, как там образовался социально и политически активный средний класс. И, наоборот, там, где по разным причинам эта сила не могла оформиться, существует нестабильность, рутинность экономических порядков, а процесс модернизации затруднен или сопровождается провалами и откатами.

Политические силы гражданского общества представлены различными институтами и организациями гражданского общества взаимодействующих между собой и с государством во имя определенных политических целей. К ним относятся: политические партии, группы интересов, в том числе группы давления, общественные движения, органы местного самоуправления, независимые средства массовой информации, церковь.

Политические отношения становятся структурными компонентами гражданского общества в той мере, в какой граждане имеют возможность открыто влиять на власть, выражать и отстаивать сои интересы с помощью различных негосударственных организаций.

Правовое государство находится не внутри, а во вне гражданской сферы.

Известно, что любое государство, в том числе и правовое, обла­дает рядом существенных признаков, несовместимых с гражданской сферой. Речь идет о таких свойствах госу­дарства, как принуждение, его исключительное право на использование насилия, издание общеобязательных зако­нов, взимание налогов и т.п. Если государственные структуры основаны на зави­симости "приказ —исполнение", то гражданское общество "сцепляют" добровольные кооперативные связи, субъекты которых юридически независимы друг от друга и взаимо­действуют как свободные и равные партнеры. Характер­ной чертой гражданского общества является преобладание горизонтальных невластных отношений, тогда как устой­чивую структуру государства, в том числе и правового составляют вертикальные, иерархические отношения.

Иной вопрос, что местные представительные органы государственной власти могут одновременно входить и в структуру гражданского общества, но лишь в той мере, в какой они функционируют на принципах общественного самоуправ­ления. Или, например, профсоюзы и многие другие общественные организации, в посттоталитарных обществах, отмирая как государственные структуры, трансформируются в инсти­туты гражданского общества. Напротив, политические партии по мере перераста­ния из партии идей в партии интересов, проведения регулярных демократических выборов, складывания сильных партийных фракций в представительных органах власти постепенно превращаются в ключевые элементы государственной системы принятия решений и управления.

Духовные основы зрелого гражданского общества предполагают высокий уровень гражданского сознания и культуры, развитые этические нормы, регулирующие общественные и межличностные отношения. Только такое общество способно поддерживать цивилизованный рыночный порядок, верховенство естественного права, соблюдение демократических процедур, быть реальным гарантом стабильности правового демократического государства.

Для массового гражданского сознания характерны индивидуальная свобода и автономия — высшая ценность и благо, совпадающие с самим существом жизни. Граждане в свободном обществе стремятся к экономической самостоятельности, независимости от государственного "социального попечи­тельства", берут на себя ответственность за свою жизнь. Они понимают, что политика тотального государственного вспомоществования ("благожелательная деспотия") воспи­тывает иждивенческие настроения, подавляет деловую активность, приводит к бюрократизации общества и рано или поздно — к утрате индивидуальных свобод. Поэтому основу общегражданской ментальности составляет вера индивида в свои силы и возможности, чувство собствен­ного достоинства, склонность к состязательности, кон­куренции.

В качестве базовых ценностей гражданской культуры можно назвать приверженность идеалам свободы, демократии и справедливости, терпимость к существующим между людьми различиям, открытость, способность к восприятию чужого социального опыта, принятие неизбежности конфликтов и готовность идти на компромиссы, чтобы достигнуть согласия, стремление к легитимным формам политического поведения, критичное и взыскательное отношение к правящим структурам, устойчивый иммунитет к разного рода утопическим идеологиям, проповедующим тотальную рационализацию общества, убежденность в превосходстве эволюционно-реформистского пути развития.

В демократическом гражданском обществе заметно снижается необходимость в дисциплине физического при­нуждения, наказания, страха — основных силовых регуляторах поведения индивидов в этатизированных обществах. Когда люди наделены собственностью, когда права и сво­боды каждого защищены против власти большинства, то уже не страх, а личные (групповые) интересы и убеждения становятся основополагающими мотивами поведения граждан. На место принудительного подчинения внешним целям приходит внутренняя, саморегуляция гражданского общества.

Логика развития рыночных отношений постепенно сформировала такие всеобщие нравственные правила, как, например, опора человека на самого себя, уважение к собственности, индивидуальная ответственность, выполнение обещаний, бережливость, без соблюдения которых сегодня невозможны долговременный личный успех и процветание. Необходимость следовать этим правилам заставляет человека служить удовлетворению потребностей людей, с которыми он не только незнаком, но и не подозревает об их существовании. И наоборот, не известные ему люди помогают удовлетворению его собственных потребностей. Иными словами, люди приносят друг другу взаимную пользу, выходящую за пределы их непосредственного восприятия и конкретного знания. Этот эффект достигается не вследствие их личных благих намерений, а спонтанным образом.

Коллективные и индивидуальные начала в моральной практике гражданского общества пребывают в противоречивом взаимодействии. Конфликт между двумя системами правил нередко является основным источником жизненных коллизий и кризисов. Способность жить одновременно в двух системах ценностей, уметь их разграничивать и в то же время объединять, руководствуясь в выборе нравственных приоритетов общечеловеческими представлениям о добре и зле, допустимом и запретном —один из решающих факторов гражданской культуры. Поэтому “простые” свойства — порядочность, честность, человечность — универсальная и фундаментальная основа гражданского общества и правового государства.

Итак, духовные основы гражданского общества представляют собой сложную, многоуровневую систему воззрений, норм, традиций, ядро которых составляет принцип опоры человека на самого себя, ценности свободы и автономии личности. Вместе с тем высшим выражением гражданского самосознания является демократическая культура гражданственности. Обладание индивидуальной свободой, собственностью делает людей ответственными за сохранение и умножение не только их личного, но и общественного достояния — культуры, науки, образования, достигнутого в обществе качества жизни, гарантий прав и свобод человека. Если государство защищает права своих граждан, то и граждане в ответ проявляют заботу о государстве, принимают на себя обязательства и выпол­ют обязанности. Демократия только тогда процветает, когда о ней заботятся граждане, готовые разделить с государством бремя ответственности за её сохранение и укрепление.

 

Соотношение гражданского общества и государства.

Общество в отличие от государства существовало всегда. Гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации появилось и сформировалось примерно с конца XVII по конец XIX века. Это случилось в наиболее развитых странах в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе. Законодательно признание правового равенства людей и правящих и управляемых на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком и основой гражданского общества. Верховенство права над государством обеспечивается разделением властей и особым высоким положением законодательной власти, занимающейся поиском и фиксацией права, ее прямой зависимостью через выборы от народа, а также полноправной ролью суда, доступного и справедливого для всех.

Гражданское общество изменило значимость конституции страны. Да, этот основной закон, который определяет устройство государства, но это и основной закон, где зафиксированы право и свободы гражданина. В результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства о разграничении сфер их деятельности: для государства – публичная власть сфера общих интересов, для общества – сфера индивидуальных свобод, частных интересов.

Диалектика развития конституции состоит в том, что в ней все более четко закрепляется идея ограничения обществом власти государства. Она становится основным законом, своеобразным договором между обществом и государством о распределении между ними власти.

Гражданское общество стимулирует государство расширяет контроль представительных и судебных органов за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных.

Развитое гражданское общество постепенно снижает функцию государства как “ночного сторожа”. В его деятельности все большее место занимают такие общественные функции как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением. Повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности, развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений. Расширяется сфера действия публичного права, активно развивается социальное законодательство.

Нормальное цивилизационное государство современности - правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправлений, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Гражданское общество становится более сильным, чем государство и стремится его подчинить, максимально развить в нем функцию управления делами всего общества. Это делается через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу.

Право этого периода все более становится возведенной в закон волей не только буржуазии, но воли и интересов всех классов и социальных групп, всего общества. Оно устанавливает не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.

Власть отделяется от собственности, управление общественными делами переходит в руки ученых-специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются на основе всемирного рынка, возрастает реальная роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет ООН и других международных организаций; повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.

Однако, перспективы развития гражданского общества могут быть различными. Несомненно, часть из них оптимистична. Однако, история цивилизации знает и откаты назад.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.

 

Правовое государство.

Поскольку сегодня правоведение оперирует различными подходами к пониманию и права и государства, соответственно, существуют различные подходы и к пониманию правового государства.

Так, с позиции социологического понятия госу дарства и позитивистского понятия права, правовое государство невозможно, поскольку право это – закон, вне закона и без закона оно не существует, следовательно, если государство связано законом, то это государство законности. Такое государство само создает эти законы для всех граждан и государственных служащих, определяя их возможности и обязанности, оно в любой момент имеет право изменять содержание законов или отменить их вообще. Данный подход определяет государство как наиболее сильную организацию власти, которая не может быть связана дозаконотворческими естественными правами человека, поскольку право, исходя из этой теории по природе своей не может стоять над государством. Цель такого государства законности – соблюдение законов.

С позиции легистского понимания государства и позитивистского понимания права, наоборот, всякое государство правовое, поскольку сущность государства определена в содержании законов о нем. Несомненно то, что всякое государство имеет законы, где определены компетенция его государственных органов, правовой статус гражданина и т.д., а коль это так, то значит оно и есть правовое государство, а термин “правовое государство” -- речевое излишество как, например, масленое масло.

В период ревизии основополагающих понятий и категорий права, когда стали различать право и закон, по-новому взглянули на соотношение права и государства, должно получить новое звучание и понятие “правовое государство.

Понятие “правовое государство” вполне логично вытекает из правового или юридического понимания государства и непозитивистского понимания права. Основной постулат этого понимания государства состоит в том, что государственная власть всегда связана с правом, т.е. ограничена правами человека. Правовое государство это такое государство, где государственная власть максимально ограничена правом, т.е. свободой гражданина и, соответственно, это минимальное государство. Оно опирается на инициативных, творческих, самостоятельных граждан – собственников, которые организуют свою жизнедеятельность, развивает и защищает их автономность, устанавливает общие для всех правила “игры”. Здесь признаются и гарантируются естественные права человека реализуется принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается принцип верховенства права. Государство и гражданин – партнеры в государственно-правовых отношениях, они наделены взаимными правами и обязанностями. Концепцией такого государства является “От человека к государству”, а не наоборот “От государства к человеку”, к чему мы привыкли за время господства марксистско-ленинской трактовки права и государства.

С точки зрения правового или юридического понятия государства различают правовое и полицейское государство. И в том и другом случае это демократические государства, где признаются права и свободы человека. Но, если в правовом государстве права человека максимально ограничивают государственную власть, если здесь воплощается либеральная концепция минимального государства, государства “ночного сторожа”, а принцип реализации прав и свобод человека в правовом государстве – “свобода от” всякого вмешательства, то в полицейском государстве само государство максимальное, оно представлено мощным административным аппаратом. Закон дозволяет административной власти практически все, что не нарушает минимальные права человека. Права человека ограничивают власть минимально. Права и свободы в полицейском государстве реализуются по принципу “свобода на”, т.е. это не либеральное, а социальное государство, обеспечивающее прежде всего равные социальные права. Именно здесь процветает мелочная опека над частной жизнью человека, ограничивается свободное усмотрение и самостоятельность человека, подавляется собственник, развивается социальное иждивенчество, гражданин – больше объект власти, ее попечительства.

Правовое государство – это либеральное, минимальное государство, где высоко развиты и право, и государственность, и правовая культура человека.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: