Глава 3. Систематизация нормативно-правовых актов




Система действующих нормативно-правовых актов, сло­жившаяся в Республике Беларусь, достаточно сложна. Не менее сложной она является и в других современных государствах. Акты создаются многочисленными органами, они имеют разное название, различную юридическую силу. Кроме того, норматив­ные предписания подвержены постоянному изменению. Норма­тивно-правовые акты в этой связи изменяются, дополняются, от­меняются и т.д. Все это в совокупности усложняет проблему доступности, пользования необходимой нормативно-правовой информацией. Но юридической наукой выработано средство, ко­торое помогает решить эту проблему, облегчает задачу поиска и использования нужных нормативно-правовых актов, дает воз­можность оперативно находить соответствующие нормы и квали­фицированно решать юридические дела. Таким средством явля­ются систематизация нормативно-правовых актов.

Под систематизацией нормативно-правовых актов пони­мается целенаправленная деятельность государственных орга­нов, негосударственных организаций, отдельных лиц по упо­рядочению, усовершенствованию нормативно-правового мате­риала, приведение его в определенную согласованную систему.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется, множественность, раздробленность нормативных актов, они упорядочиваются и располагаются по определенным признакам и т.д. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законо­дательства. Все это и обеспечивает удобство и доступность поль­зования нормативным материалом.

Следует отметить, что систематизация как средство упоря­дочения нормативно-правовых предписаний существует с древ­них времен. Законы Ману, Законы Хаммурапи, Законы XII таб­лиц, Русская Правда, привилеи князя Казимира (1447 г.), Александра (1492 г.) в Великом княжестве Литовском и другие памятники права прежних исторических эпох представляют со­бой систематическое изложение правовых обычаев, санкциони­рованных государством. Особенно широкое распространение по­лучила систематизация в новое время. В современный период без этого вида деятельности не может обойтись ни одна правовая система мира.

В науке и юридической практике различают такие основ­ные виды систематизации нормативно-правовых актов, как ин­корпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация — это такое объединение действующих нормативно-правовых актов, при котором они полностью или частично помещаются в различных сборниках, собраниях законо­дательства без изменения их нормативного содержания.

При инкорпорации нормативное содержание актов не ме­няется, хотя форма изложения их сути нередко претерпевает из­менения.

Вся работа по систематизации осуществляется здесь в плоскости внешней обработки правового материала. В первона­чальный текст вносятся официальные изменения (если они были), опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, содержавшие противоречия и др. Обработан­ный таким образом материал классифицируется и объединяется по определенным признакам: по хронологическому, по отрасле­вому, иной раз используется алфавитный признак. При хроноло­гической инкорпорации акты помещаются последовательно, в зависимости от даты их принятия. При отраслевой — акты груп­пируются в зависимости от их содержания, т.е. по предметному признаку (по соответствующей сфере регулирования — имущес­твенные, трудовые, семейные отношения и т.п.). Могут быть и сочетания этих признаков. При этом инкорпорацией могут охва­тываться все законодательство в определенной сфере или его часть. Юридическая сила нормативно-правовых актов, подвер­гшихся инкорпоративной обработке, сохраняется с момента их принятия. Поскольку работу по инкорпорации могут осущес­твлять государственные органы, негосударственные организации, отдельные лица, то в зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация предполагает издание унифицированных сборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. По своей природе офици­альная инкорпорация представляет собой способ опубликования и переопубликования действующих нормативно-правовых актов. Следовательно, инкорпоративные сборники такого рода являют­ся официальными источниками нормативно-правовых установ­лений и на них можно официально ссылаться. Полномочия инкорпоратора при этой форме систематизации обусловлены, прежде всего, пределами правотворческих возможностей соответ­ствующего органа, юридической силой инкорпорируемых актов. Решение всех вопросов, затронутых в инкорпоративных доку­ментах, должно входить в компетенцию органа, а его акты обла­дать равной или большей юридической силой по сравнению с теми, которые помещены в сборнике. В качестве примера хро­нологической официальной инкорпорации можно назвать Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь, Собрание декретов, указов Президента и постановлений Прави­тельства Республики Беларусь.

Выделяется и так называемая официозная инкорпорация. Она, осуществляется не теми органами, которые издали акты, а по их поручению иным компетентным органом, который и явля­ется ответственным за проведение систематизации. Обычно та­кую деятельность осуществляет Министерство юстиции.

Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми учреждениями, организациями, специалистами по их собствен­ной инициативе. Это могут быть сборники нормативно-правовых актов, составленные группой ученых, специалистов-практиков и др. по определенным отраслям права (например, сборник зако­нов о труде).

Такого рода сборники издаются без специальных полномо­чий официальных правотворческих органов, поэтому на них нельзя официально ссылаться. Однако они имеют очень важное информационное значение, способствуют доступности норматив­ного материала, расширяют возможность его использования.

Кодификация (от лат. codex — собрание законов и facio — делаю) — это такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативно-правового материала, но и изменение его содержания в процессе создания кодифици­рованных актов. Это наиболее сложный вид систематизации. При кодификации происходит существенная переработка нормы права, регулирующие однородную группу (сферу) общественных отношений. Наиболее известными являются Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Кодекс законов о труде, Гражданско-процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др.

Устав — кодифицированный акт, объединяющий нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в оп­ределенной сфере управления. Это, например, уставы о дисцип­лине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел).

Положение — это кодифицированный нормативный акт, регламентирующий полномочия определенных органов, их структуру, функции, т.е. определяющий статус и порядок дея­тельности каких-либо субъектов права (положения о министер­ствах, государственных комитетах нормативно-правового материала: отменяются устаревшие юри­дические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, выявившиеся противоречия между актами. Данный вид систематизации является одновременно и правот­ворчеством. В процессе работы осуществляется "расчистка" зако­нодательства от устаревших правоположений и одновременно происходит обновление нормативных установлений, учитываю­щих потребности жизни. При этом происходит упорядочение нормативного материала в зависимости от его содержания. В ре­зультате кодификации обычно создается нормативно-правовой акт, обладающий сводным характером. Он объединяет норматив­ный материал, отличающийся внутренним единством, регулиру­ющий на основе единых принципов однородные общественные отношения и имеющий, как правило, достаточно сложную стру­ктуру.

В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Все они характерны и для правовой системы Беларуси.

Кодекс — это систематизированный комплексный законо­дательный акт, объединяющий в определенном порядке обнов­ленные).

Поскольку кодификация всегда связана с переработкой действующих нормативно-правовых актов, устранением устарев­ших правоположений и созданием новых она может осущес­твляться только официальными органами, наделенными соответ­ствующей правотворческой функцией, т.е. может быть только официальной.

В зависимости от объема кодификационных работ кодифи­кация может быть общей, отраслевой и специальной. При общей кодификации обработке подвергаются все законодательство, при отраслевой — систематизируется законодательство одной отрас­ли права, а при специальной упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающих ряд правовых институтов какой-либо отрасли права.

Кроме названных двух видов систематизации нормативно-правовых актов известен и такой ее вид, как консолидация. В процессе консолидации происходит объединение в одном но­вом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации состоит в том, что сводный акт принимается компетентным правотворчес­ким органом, поэтому она носит только официальный характер. В этом проявляется ее сходство с кодификацией. Нормативный материал при осуществлении консолидации располагается в оп­ределенном логическом порядке, обрабатывается редакционно, но не меняется по существу. И это сближает ее с инкорпорацией. Последнее обстоятельство дало основание некоторым авторам рассматривать консолидацию как разновидность инкорпорации. Однако представляется, что более точно подходят к характерис­тикам консолидации те ученые, которые выделяют ее в качестве самостоятельного вида систематизации. Ибо она все же обладает признаками, отличающими ее от инкорпорации.

Рассматривая основные виды систематизации нормативно-правовых актов, следует обратить внимание еще на одну разно­видность упорядочения, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Речь идет о работе по учету законодательства, осуществляемой на всех предприятиях в госу­дарственных и негосударственных организациях и учреждениях. В своей повседневной деятельности они не могут обойтись без использования нормативно-правовых актов. Но для этого не­обходимо располагать текстами актов, своевременно получать информацию о их изменениях и дополнениях и иметь систему оперативного поиска соответствующего правового материала.

Работа по учету и систематизации нормативно-правовых актов возлагается обычно на юридические службы и осуществля­ется при помощи различных способов. Известен наиболее прос­той журнальный учет поступающих актов. Но он приемлем лишь в случаях ограниченного количества актов, когда они использу­ются в рамках небольшого структурного подразделения или одним работником. Более совершенный способ учета осущес­твляется при помощи картотеки. Картотека составляется по раз­личным классификационным признакам (хронология, виды ак­тов, сфера регулирования, по алфавиту и др.). Вырабатывается система их поиска. Но наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет и систематизация актов. При помо­щи компьютерной техники создается банк данных о норматив­ных актах. Они могут быть классифицированы по многим приз­накам с помещением текстов, с системой быстрого поиска и т.д.

В настоящее время в масштабе республики осуществляется значительная работа по созданию банка данных о правовой ин­формации.

 

 

Заключение

Теоретические исторические наработки по вопросу «нормативно-правового акта» позволяют создать любому современному государству прозрачную и доступную систему законодательства, характерную для демократического общества. Реализация данного положения в первую очередь зависит от общественно-политического строя и социальной направленности государства. То практическое воплощение теории со всеми вытекающими исключениями на территории Республики Беларусь в большей мере связывается с деятельностью исполнительной власти, ее всеобъемлющего влияния на весь государственный механизм.

Для правоприменения знание теории особенностей «нормативно-правового акта» позволяет не только решать сложные практические вопросы, но и прогнозировать ход развития законодательства с учетом местных социально-политических условий.

Развитие законодательства- одно из важнейших направлений реформы правовой системы. От его состояния зависит наличие связей между всеми элементами правовой системы, а также между ней и иными социальными системами (экономической, политической и др.).Анализ состояния законодательства помогает более предметно выявить как позитивные черты,так и недостатки всех элементов правовой системы, очертить пути их дальнейшего реформирования.

Одним из важнейших принципов развития национального законодательства является строгое соответствие законопроектов положения Конституции страны. В условиях реформирования социально-политического строя Беларуси необходима переориентация всего массива законодательства в соответствии с Конституцией, формирования ряда принципиально новых правовых институтов. Законотворчество, однако,должно не только следовать конституционным нормам, но и обеспечивать реализацию ее положений. Конечной целью реформы законопроектной деятельности является превращение ее в эффективный инструмент гражданского общества с социально ориентированной рыночной экономикой.

Совершенствование законодательства в Республике Беларусь призвано содействовать и его стабилизации. Стабильность законодательства зависит от качества принимаемых юридических документов, их жизнеспособности, полноты и совершенства решений регламентируемых ими вопросов.

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. II - М.: Юрид. лит. 1982.

2. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА М, 1998.

3. Общая теория государства и права: Курс лекций /А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского. - Мн.: Тесей, 1998.

4. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998.

5. Конституционное право. Пособие для студентов. Мн., «Право и экономика», 1998. Под ред. В.Г.Гавриленко.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.

7. Конституционное право: Учебник /Под ред. проф. В.В.Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998.

8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. Пособие для вузов /Под ред. В.Г.Стрекозова. М.: ИПП «Отечество», 1993.

9. Общая теория права: Учеб. Для юрид. вузов /Под общ. ред. А.С.Пиголкина.

10. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972.

11. Теория права и государства: Учеб. Для вузов /Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996.

12. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1967.

13. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 1996.

14. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществлние права. Л., 1987.

15. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь Минск. Право. 1999. С231.

16. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их консти­туционно-правового статуса. Омск. 1996.

17. Стенографический отчет II Съезда народных депутатов России. Сборник речей. М. Издательство ДипРос. 1992.

18. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года.

19. Закон Республики Беларусь от 10 января 2000года № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: