Тема 3. Уровни и формы научного познания




ПЛАН

1. Метод и методология

2. Предмет, теория, метод

3. Метод как единство объективного и субъективного

 

Метод в самом широком смысле слова - «путь к чему-либо», способ социальной деятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познавательной. Понятие методология имеет два основных значения: 1) система определенных правил, принципов и операций, применяемых втой или иной сфере деятельности; 2) учение о этой системе, общая теория метода.

Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь (метод) должны быть истинными. Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования объекта.

Проблема метода ставилась и обсуждалась в философии с давних пор. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Р. Декарт методом называл точные и простые правила, соблюдение которых способствует приращению знания, соблюдение которых способствует приращению знания. Большой вклад в разработку проблемы метода внес Г. Гегель, угадавший «в диалектике понятий диалектику вещей» и разработавший диалектический метод на идеалистической основе.

Целый ряд плодотворных методологических идей был сформулирован представителями отечественной философии (в частности, Герценом, Чернышевским, Соловьевым, Флоренским, Бердяевым).

Таким образом, метод сводится к совокупности определенных правил, примов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, тренований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в даннной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет економить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Однако недопустимо впадать в крайности:

* недооцениваиь или отвергать роль метода и методологических проблем;

* - преувеличивать, абсолютизировать значение метода, превращать его в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия.

* В современных методологических концепціях обачно стараються избегать указанных крайностей, хотя они и встречаются. В них указывается на недопустимость профанирования роли методологии или абсолютизации каких-либо методов как якобы единственно верных, подчеркивается необходимость освоения многообразных методологических подходов.

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его предпосылкой. Эффективность, сила каждого метода обусловлена содержательностью, глубиной, фундаментальностью теории, которая «сжимается в метод». В свою очередь, «метод расширяется в систему», т.е.используется для дальнейшего углубления и развертывания знания, его материализации в практике.

Теория, отражая действительность, преобразовывается, трансформируется в метод посредством разработки, формулирования вытекающих из нее принципов, правил, приемов и т.п., которые возвращаются в теорию (а через нее – в практику), ибо субъект может применять их в качестве регулятивов в ходе познания и изменения окружающего мира по его собственным законам.

Поскольку в научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (совокупность знаний), но и ведущий к нему путь, т.е.метод, постигающий и удерживающий специфику именно данного предмета, то поэтому нельзя разводить предмет и метод, видеть в последнем только внешнее, независимое средство по отношению к предмету и лишь налагающее на него чисто внешним образом.

Метод любого уровня общности имеет не только теоретический, но и практический характер: он возникает из реального жизненного процесса и снова уходит в него. Метод не может быть дан весь, целиком до начала всякого исследования, но в значительной степени должен формироваться каждый раз заново в соответствии со спецификой предмета.

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Научное исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету. Оно осуществляется как движение в определенном материале, изучение его особенностей, форм развития, связей, отношений и т.п. Итак, истинность метода всегда обусловлена содержанием предмета (объекта) исследования.

Метод не есть совокупность умозрительных, субъективных приемов, правил и процедур, вырабатываемых независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития. Поэтому необходимо искать происхождение метода не в головах людей, не в сознании, а в практике, в материальной действительности. Но в последней – как бы тщательно мы ни искали – мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные законы природы и общества.

Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего. В этом смысле любой метод прежде всего объективен, содержателен, фактичен. Вместе с тем он одновременно субъективен, но не как чистый произвол, а как продолжение и завершение объективности, из которой он вырастает.

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный индивид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен.

 

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным критериям. Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной (в т.ч.научной) и методы практической, материальной деятельности. В настоящее время стало очевидным, что система методов, методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом следует иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

Что касается методов науки, то в настоящее время достаточно успішно работает многоуровневая методология научного знания. В соответствии с ним методы когут бать разделены на следующие основне группы.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ(диалектика, метафизика, феноменологія, герменевтика и др.). В соответствии с ними – 2 основных похода: умозрительно-философский (натурфилософия, философия истории) и позитивізм (наука – сама себе философия).

ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПОДХОДЫИ МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ. В их структуре чаще всего выделяют три уровня:

* Методы эмпирического исследования (наблюдение, експеримент, сравнение, описание, измерение).

* Методы теоретического познания (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному)

* Общелогические методы и приемы исследования (анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы).

ЧАСТНОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ(методы механики, физики, химии, биологии социально-гуманитарных наук).

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ: каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

МЕТОДЫМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: совокупность рячда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: