Консультация для педагогов




«Использование палочек Кюизенера при обучении дошкольников математике»

 

Подготовила

Письменная Елена Владимировна

воспитатель

 

 

г. Краснодар, 2013 год

В соответствии с программами воспитания и обучения в детском саду особая роль в развитии логического мышления детей отводится нестандартным ди­дактическим средствам, таким как, например, палочки Кюизенера. Это пособие позволяет моделировать числа - их свойства, отношения, зависимости между я ними - с помощью цвета и длины.

Яркие, разноцветные палочки вызывают живой интерес детей, развивают их активность и самостоятельность. Работая с палочками Кюизенера, дети в детском саду знакомятся со своеобразной цветной алгеброй, готовясь - в образном плане - к изучению алгебры школьной.

При первом знакомстве с палочками их привлекают конкретные образы, качественные характеристики - цвет, размер, форма. Дети с интересом играют с палочками, раскрашивают цветными карандашами картинки, составленные из изображения палочек. Это могут быть до­мики, коврики, забавные человечки, различные узоры. Можно выкладывать палочки и на заранее заготовленные изображения (предварительно раскрашенные детьми, либо на не раскрашенные).

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развита тонкая моторика и координация движений, поэтому целесообразно предлагать детям лишь часть палочек из комплекта, особенно, если игра-занятие проводится за столом. Если вы будете работать с небольшой подгруппой детей из 3-4 человек, результаты будут лучше.

Начиная знакомить детей с палочками Кюизенера необходимо постепенно продвигаться от элементарного знакомства с материалом, когда дети играют с цветными палочками, как с обыкновенными ку­биками, к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого.

Чрезвычайно важно не ограничиваться только внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а давать ребенку возможность действовать самому. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребенок быстро научится переводить игру красок в числовые отношения.

Ориентируясь на уже полученные детьми навыки и умения можно использовать так называемые «домашние задания». Например, если на за­нятии дети знакомились с изображением гномика, составленного из палочек или геометрических фигур, то по окончании занятия они получали фигурку такого же гномика, вырезанную из плотной бумаги, для раскрашивания и игры дома.

Вот конкретные материалы наших игровых занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

1. Выложи палочки на столе, перемешай их. Покажи по очереди белую,
розовую, голубую, красную, желтую палочки. Какое число обозначает
красный цвет? белый... розовый... и т.д.?

2. Возьми в правую (левую) руку столько палочек, сколько сможешь
удержать, назови цвет каждой палочки.

3.Возьми из набора с закрытыми глазами любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета и какое число обозначает?

4.Найди и покажи самую длинную палочку. Какого она цвета? Какое число обозначает?

5.Найди и покажи самую короткую палочку. Какого она цвета? Какое число обозначает?

б.Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине?

7.Выбери палочки одной длины. Какого они цвета?

8.Какая из палочек длиннее: розовая или голубая, красная или голубая, красная или желтая? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга) и, подравняв концы с одной стороны, проверь свой ответ.

9.Выбери белую, розовую, голубую, красную, желтую палочки. Построй из них ступеньки. Посчитай, сколько получилось ступенек? Какая по счету розовая ступенька, голубая, красная, желтая?

10.Возьми по одной палочке каждого цвета, поставь их по порядку от самой низкой до самой высокой. Рядом составь еще один такой же ряд из палочек, но в другом порядке — от длинной палочки до короткой.

11.Вновь найди самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка, самая короткая из всех, — это единица, число «один».

12.Возьми две белые палочки, придвинь их близко друг к другу так, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи в наборе палочку, которая имеет точно такую же длину, как две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это, какое число? (Число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белых).

13.Возьми три белые палочки, придвинь их близко друг к другу так, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи в наборе палочку, которая имеет точно такую же длину, как три белые палочки, сложенные вместе. Голубая палочка — это, какое число? (Число «три», потому что она имеет такую же длину, что и три белых).

14.Возьми четыре белые палочки, продвинь их близко друг к другу так, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи в наборе палочку, которая имеет точно такую же длину, как четыре белые палочки, сложенные вместе. Красная палочка— это, какое число? (Число «четыре» потому что она имеет такую же длину! что и четыре белых).

15.Возьми пять белых палочек, придвинь их близко друг к другу так, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи в наборе палочку, которая имеет точно такую же длину, как пять белых палочек, сложенных вместе. Желтая палочка — это, какое число? (Число «пять», потому что она имеет такую же длину, что и пять белых).

16.Выбери оранжевые палочки. Построй из них квадрат.

17.Выбери синие палочки. Построй из них треугольник.

18.Возьми две оранжевые палочки и две голубые палочки, построй из них прямоугольник.

19.Сегодня в гости к нам пришли смешные человечки. Посмотрите на них внимательно. Какой формы у человечка шапочки? Давайте их раскрасим голубым цветом.

20.Какой формы у человечков туловище? Давайте раскрасим туловище красным цветом.

21.В руке человечки держат сумочку. Давайте ее раскрасим желтым цветом.

22.А теперь построим для наших друзей домики. Как узнать, палочки какого цвета нужны для того, чтобы построить стены (крышу, ступеньки, дверь, трубу и т. д.) для домика? Сколько таких палочек нужно?

23.Возьми все бордовые и все черные палочки, построй забор вокруг домика.

24.Человечки захотели поехать на поезде. Давай его построим. Возьми белую, розовую, голубую, красную и желтую палочки. Белая палочка — это электровоз, остальные палочки — вагончики. Расположи палочки по порядку — от самой маленькой до самой большой. Какого цвета последний вагончик?

Эффективное применение палочек X. Кюизенера воз­можно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками), а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстракт­ных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к мате­риализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т.д.

 

Используемая литература

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

www.danilova.ru

www.smartkids.ru

www.stoschet.ucos.ru

www.u-mama.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: