Введение
Основная цель в подготовке ветеринарного врача по дисциплине «История ветеринарии» состоит в том, чтобы сформировать у студентов научное мировоззрение о развитии ветеринарии как науки.
Цель дисциплин – формирование знаний по изучению исторических этапов развития ветеринарной профессии с древнейших времен.
Задачами дисциплины является:
- изучение ветеринарии в Древнем мире и народной ветеринарии в Древней Руси;
- изучение ветеринарии в России в 18 веке;
- ознакомление с достижениями в борьбе с заразными болезнями животных в 19 веке;
- изучение организационной структуры ветеринарной службы в стране в 20 веке;
- ознакомление с достижениями ветеринарной науки и научными школами;
- ознакомление с ветеринарным образованием и общественной деятельностью в области ветеринарии;
Дисциплина «История ветеринарии» базируется на принципах материалистической методологии, на знаниях философии. Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимые для изучения дисциплины «История ветеринарии»:
1. Знание основных учений в области философии
2. Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
3. Знание этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов.
4. Иметь целостное представление о процессах развития ветеринарной науки.
5. Владеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, знаниями проблем сельскохозяйственных наук в рамках своей профессиональной деятельности, ветеринарной информационной и вычислительной техникой.
7. Владеть культурой мышления, знать его общие законы.
8. Уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности.
9. Уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии.
10. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний.
11. Способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ.
12. Способность поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, уметь использовать для их решения методы изученных им наук.
Написание реферата является одной из форм обучения, которая предусмотрена ФГОС и рабочим учебным планом по направлению подготовки ветеринарного врача. Целью написания реферата является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой и практическими материалами и развития у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.
Структура отчета по результатам выполнения реферата
При выборе темы необходимо четко обозначить цели работы, тогда от средств осуществления будет зависеть результат кропотливого труда. Понимание и анализ выбранной темы требует его полного раскрытия, а не поверхностного описания.
Введение отражает всю реферативную работу студента, которую он выполняет с целью углубленного изучения узкоспециализированных вопросов по разделам истории ветеринарии. При этом систематизируются полученные знания, проводится анализ собранной информации и формируется профессиональное врачебное мышление.
В зависимости от темы основная часть реферата может состоять из общей и специальной части.
В общей части необходимо отметить развитие ветеринарии поэтапно. Специальная часть должна раскрывать конкретное направление темы.
Заключение и выводы должны подводить итог работы и содержать ответы на все поставленные (в соответствии с темой) вопросы.
Содержание некоторых разделов и тем
РАЗДЕЛ 1.Народная ветеринария в Древней Руси
Тема 1.1. Эпизоотическая ситуация на Руси в 9-14 веках. В древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. Чаще всего различные инфекционные болезни среди людей и животных наблюдались в годы неурожаев, голода и войны. Наиболее широко были распространены сибирская язва, бешенство, перипневмония и чума крупного рогатого скота. В русских летописях освещалось, где первоначально возникли эпидемии и были ли они завезены из других стран.
Тема 1.2. Зарождение гигиены и санитарии в Древней Руси. В 11-14 веках в княжествах Руси раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и домашних животных. Забота об уходе, кормлении, а также охрана здоровья животных была одной из первоочередных жизненно важных
Тема 1.3. Элементы военной ветеринарии. Во время войн между княжествами возникали эпидемии и эпизоотии среди животных. Частые нашествия иноземцев способствовали заносу опасных эпидемий и эпизоотий. Лечением животных занимались коновалы и сами воины.
РАЗДЕЛ 2.Народная ветеринария в Русском централизованном государстве 15-17 веков.
Тема 2.1. Мероприятия по борьбе с эпизоотиями. Огромный экономический ущерб причиняли частые эпизоотии сибирской язвы, чумы крупного рогатого скота, оспы овец и др. Поэтому, начиная с 15 века стали устраивать пограничные заставы и кордоны, в которых проводили специальный медицинский осмотр людей и ветеринарный осмотр скота. Начиная с первой половины 17 века царское правительство стало применять меры профилактики и борьбы с наиболее5 опасными инфекциями (сибирской язвой и др.).
РАЗДЕЛ 3.Ветеритнария в России в 18 веке.
Тема 3.1. Ветеринарно-санитарные мероприятия в 18 веке. Вопросы зоогигиены и ветеринарно-санитарного дела в России в 18 веке были опубликованы в правительственных указах и наставлениях, а также в трудах Российской Академии наук. В связи с ростом городского населения и общей численности русской армии и флота еще в начале 18 века придавалось особое внимание санитарному контролю продуктов питания. Убой животных на мясо проводился только на бойнях под надзором специальных смотрителей, а осмотр мяса на рынках – медицинскими лекарями.
РАЗДЕЛ 4. Ветеринария в России в 1801-1860 гг.
Тема 4.1. Ветеринарное образование в России. Созданы «скотоврачебные училища. В план медицинских университетов введено преподавание основ ветеринарии. Изданы первые отечественные руководства и учебники по животноводству. Организована школа простых ветеринаров, где готовили помощников ветеринаров.
Тема 4.2. Мероприятия по борьбе с эпизоотиями. В России в период с 1801 по 1860 часто наблюдались эпизоотии различных инфекционных болезней: сибирской язвы, ящура, бешенства, чумы и повального воспаления легких крупного рогатого скота и др. Некоторые из них имели широкое распространение и среди людей. Организован Медицинский департамент Министерства внутренних дел. Издан «Свод законов Российской империи», включающей раздел по ветеринарии. Утвержден «Устав о карантине и положении карантинной службы», «Устав ветеринарной полиции».
РАЗДЕЛ 5. Ветеринария в России с 1861 по 1917 годы
Тема 5.1. Структура ветеринарной службы в России. Ветеринария отделена от Медицинского департамента. Организовано Ветеринарное управление. Организована Земская ветеринарная служба.
РАЗДЕЛ 6. Ветеринария в России с 1917 по 1920 годы.
Тема 6.1. Структура единой государственной ветеринарной службы в стране. Принято решение о создании единой государственной ветеринарии. Рекомендовано учредить коллегию ветеринарного отдела, главный ветеринарный совет при Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) и ветподотделы при губернских и областных Советах. Принято решение о разработке Ветеринарного устава РСФСР и единых ветеринарно-санитарных правил.
РАЗДЕЛ 7. Ветеринария в России с 1926 по 1941 гг.
Тема 7.1. Организационное укрепление ветеринарной службы страны. Принят ряд правительственных постановлений и других организационных мер в целях укрепления и улучшения ветеринарного дела в стране. Проводилось укрепление ветеринарных участков транспортом, оборудованием, помещениями, спецодеждой, кадрами. В 1929 г. был издан первый после революции сборник «Вете6ринарное законодательство».
РАЗДЕЛ 8.Ветеринария в период с 1941 по 1960 гг.
Тема 8.1. Структура ветеринарной службы и развитие научно-исследовательских учреждений. В стране качественно изменилось сельское хозяйство. Увеличилось поголовье племенных животных, возросло производство продуктов и сырья животного происхождения. Определены задачи и функции всех ветеринарных служб. Учрежден первый Ветеринарный устав СССР. В 27 точках страны созданы научно-исследовательские учреждения, которые создавали и внедряли новые вакцины, диагностические препараты и т.д.
Темы рефератов
1. История ветеринарии как науки.
2. Развитие народной ветеринарии.
3. Роль ветеринарии в период патриархата.
4. Влияние пастушества на развитие ветеринарии.
5. Основы научной ветеринарии.
6. Связь ветеринарии и здоровья человека.
7. Роль ветеринарного контроля и экспертизы продуктов.
8. Вклад ветеринарной науки на охрану окружающей среды.
9 Развитие ветеринарии в Древней Руси.
10. Древние летописи о развитии ветеринарии.
11.Вклад Авиценны в развитие ветеринарии.
12.Эпизоотии в Древней Руси.
13.Развитие гигиены и санитарии в Древней Руси.
14.Военная ветеринария в Древней Руси.
15.Развитие ветеринарии в XV в.
16.Роль коновалов в развитии ветеринарии.
17.Борьба с эпизоотиями в XV в.
18.Ветеринарно-санитарный надзор за гуртовым скотом.
19.Роль Петра I в развитии ветеринарии.
20.Обучение ветеринарной науке в XVIII в.
21.Организация ветеринарных училищ.
22.Профилактика и борьба против чумы крупного рогатого скота.
23.Развитие ветеринарии в XVIII в.
24.Развитие животноводства в период 1801-1860 гг.
25.Организация университетов и ветеринарных кафедр в России.
26.Разработка проекта Ветеринарного устава.
27.Организация Ветеринарной службы в России.
28.Земская ветеринария.
29.Эпизоотии в начале XX в. в России.
30.Охрана границ от заноса эпизоотий.
31.Распространение чумы в России в начале XX в.
32.Развитие ветеринарии с 1917 г.
33.Разработка Ветеринарного устава РСФСР.
34.Развитие ветеринарии в период 1921-1932 гг.
35.Борьба с эпизоотиями в период с 1933 по 1945 гг.
36.Ветеринарная служба в период Великой отечественной войны.
37.Структура ветеринарной службы в период восстановления народного хозяйства страны.
38.Организация ветеринарно-санитарного надзора на водном транспорте.
39.Международные научные программы противодействия биотерроризму.
40.Международное сотрудничество в области ветеринарии.
Учебно-методическое обеспечение
основная литература:
1. Никитин И.Н. История ветеринарии: учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Ветеринария"/ И.Н. Никитин; Междунар. ассоциация "Агрообразование". ─ 3-е изд., перераб. и доп. ─ М.:КолосС,2006. ─ 255 с. ─ Библиогр.: с. 249-250.
2. Колганова О.А. Этика ветеринарного врача с основами биоэтики:учеб. пособие/ О.А. Колганова; Новосиб. гос. аграр. ун-т; Ин-т вет. мед. ─ Новосибирск: НГАУ,2008. ─ 75 с. ─ Библиогр.: с. 71-74.
дополнительная литература:
1. Шишков В.П. Введение в ветеринарию. – М.: Агропромиздат, 1986.
2. Воронин Е.С., Коробов А.В., Чекан В.А. Развитие ветеринарного образо-
вания в России. – М., 2000.
3. Спиноза Б. Этика. М. 1994.
4. Гусейнов А.А. Краткая история этики. М., 1997.
5. Чеботарев Э.П. Основные проблемы профессиональной этики. М.,1996.
6. Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, 1988.
7. Гусейнов А.А., Р.Г. Апресян «Этика» М. 1999
8. Белякова Г.Я. «Профессиональная этика» М, 1975
9. Кропоткин П.А. «Этика» М. 1991
10. Кропотов В.М. история ветеринарии в СССР. – М.: Сельхозгиз, 1954.
11. Никитин И.Н., Калугин В.А. История ветеринарии – М.:Агропромиздат,1988
12. Никитин И.Н. История ветеринарии – Казань, 2002.
13. Минеева Т.И. Развитие ветеринарии в Древнем Риме.- М.: Агропромиздат, 1999
14. Минеева Т.И. История ветеринарии России/ Т.И.Минеева, В.А.Чепан.- М.: Агропромиздат, 1999
15. Колганова О.А. История развития ветеринарии в России. Курс лекций.Новосибирск, 2010, с.95.
16. Минеева Т.И. История ветеринарии: учеб. пособие/ Т.И. Минеева. ─ СПб.: Лань, 2005. ─ 383 с.
17. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины:учеб. пособие для студ. вузов по спец. "Ветеринария"/ Под ред. И.С. Панько. ─ СПб.:Лань,2004. ─ 285 с. ─ Библиогр.: с. 282-283.