к экзамену по физиологии растений




ВОПРОСЫ

 

1. Предмет и задачи физиологии растений. Фитофизиология как научная основа земледелия и биотехнологии.

2. История развития учения о физиологии растений. Роль отечественных ученых в изучении физиологических процессов растений и становлении ее разделов.

3. Клетка как целостная система. Взаимосвязь органоидов в клетке. Роль движения протоплазмы. Механизм движения протоплазмы.

4. Физиологические свойства протоплазмы: вязкость, эластичность, раздражимость и проницаемость.

5. Пассивное и активное поступление веществ в клетку. Теории. Роль переносчиков, роль мембранного потенциала.

6. Роль воды в жизни растений. Водообмен и его составляющие.

7. Поступление воды в клетку. Набухание как первичный процесс поступления воды в прорастающее семя. Осмотические явления в клетке. Взаимоотношения осмотического давления клетки и почвенного раствора.

8. Тургор, его значение и причины возникновения. Плазмолиз и деплазмолиз в жизни растений.

9. Нижний и верхний концевые двигатели воды. Плач, гуттация. Передвижение воды по растению. Ближний и дальний транспорт.

10. Транспирация, значение, механизм открытия и закрытия устьиц.

11. Единицы измерения транспирации. Кутикулярная транспирация. Регуляция транспирации.

12. Гомеостатическая вода. Деление растений на группы в зависимости от способности переносить обезвоживание и требовательности к воде. Приспособления растений засушливых мест обитания (ксерофитов) кперенесению дефицита влаги в почве.

13. Ксероморфизм растений. Закон (правило) В.Р. Заленского. Возникновение ксероморфизма в зависимости от других (кроме водообеспеченности) внешних факторов.

14. Засуха и ее влияние на физиологические процессы растений.

15. Критический период к засухе. Повышение засухоустойчивости растений. Диагностика полива по физиологическим признакам.

16. Жароустойчивость, механизмы адаптации к перегреву, определение жароустойчивости растений.

17. Корневой анаэробиоз. Причины нарушения метаболизма растений при переувлажнении или затоплении почвы. Повышение влагоустойчивости растений. Назвать растения контрастные по влагоустойчивости.

18. Физиологические функции корней. Корневая система как орган поглощения и синтеза веществ. Воздействие корней на почву. Усвоение труднодоступных соединений почвы.

19. История развития учения о минеральном питании растений. Минеральные удобрения и урожай. Применение удобрений в России и Западной Европе (в сравнительном плане).

20. Деление элементов питания на макро и микроэлементы. Биологическая и хозяйственная значимость элементов питания. Основные ионы, которые поглощают растения. Синергизм и антагонизм ионов.

21. Азотное питание растений. Источники азота для растений. Особенности нитратного и аммонийного (аммиачного) питания растений. Превращение нитратов в растениях.

22. Включение аммиака в метаболизм растений. Синтез первичных аминокислот (прямое аминирование и переаминирование). Незаменимые аминокислоты.

23. Синтез амидов и их роль в жизни растений. Первичный и вторичный синтез белка (по Д.Н. Прянишникову).

24. Основные формы азотных удобрений (действующее вещество, физиологическая кислотность или щелочность, особенности применения). Коэффициент усвоения. Рациональное применение.

25. Круговорот азота в природе и земледелии. Управление этими процессами (рН, температура, аэрация, ингибиторы нитрификации).

26. Физиологическая роль фосфора. Фосфорные удобрения. Коэффициент усвоения. Рациональное применение.

27. Физиологическая роль калия. Калийные удобрения. Коэффициент усвоения. Рациональное применение.

28. Сера, магний, кальций. Физиологическая роль. Способность к реутилизации. Обеспечение растений этими элементами питания.

29. Микроэлементы и их физиологическое значение в жизни растений.

30. Внешние (морфологические) признаки минеральных голоданий растений. Их устранение. Действие избытка азота на урожай и его качество.

31. Накопление нитратов в растениях. ПДК нитратов для некоторых растительных продуктов (картофель, капуста, томаты, листовые овощи и др.). Снижение накопления нитратов в растениях и продукции.

32. Физиологические основы применения удобрений. Способы подкормки.

33. Микроорганизмы и растения. Ризосферные и филлосферные микроорганизмы. Взаимоотношения. Роль микроорганизмов в минеральном питании растений.

34. Биологический азота в земледелии. Общие представления о биологической азотфиксации. Роль нитрогеназы и легоглобина. Масштабы азотфиксации. Симбиотические азотфиксаторы.

35. Ассоциативные и свободноживущие азотфиксаторы. Бактериальные препараты. Эффективность применения. Механизм действия диазотрофов.

36. История развития учения о фотосинтезе.

37. Пигменты растений, строение и функции. Спектры поглощения.

38. Хлорофилл, его строение, расположение в мембранах, свойства, спектры поглощения.

39. Световая фаза фотосинтеза. Циклическое и нециклическое фосфорилирования. Конечные продукты световой фазы.

40. Доказательства природы выделяющегося кислорода. Роль фоторазложения воды.

41. Темновые реакции фотосинтеза (биохимический этап). Использование АТФ и НАДФН в темновых реакциях.

42. Химизм фотосинтеза С-4 растений. Отличия фотосинтеза и биологии от С-3 растений.

43. Фотосинтез и биологические особенности суккулентов (САМ -растений).

44. Зависимость фотосинтеза от внешних факторов (свет, температура, СО2, световые спектры и др.).

45. Пигменты водорослей. Особенности окраски и использование лучей в зависимости от глубины обитания водорослей. Теория хроматической адаптации.

46. Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза. Превращение энергии в этих процессах. Значение в природе и земледелии.

47. Космическая роль зеленых растений. Потенциальная продуктивность растений. КПД фотосинтеза различных растений.

48. Фотосинтез и урожай. Теория фотосинтетической продуктивности.

49. Особенности фотосинтетического и окислительного фосфорилирований. Превращение энергии в процессах фотосинтеза и дыхания.

50. Роль дыхания в обмене веществ. Взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания.

51. Гликолиз. Химизм, значение, выход энергии АТФ.

52. Цикл Кребса, химизм, значение, выход энергии АТФ.

53. Дыхание - центральное звено обмена веществ и энергии. Использование продуктов дыхания в синтетических процессах.

54. Зависимость дыхания от внешних факторов. Регуляция дыхания растений.

55. Взаимосвязь физиологических процессов растений: водный режим и рост, минеральное питание и фотосинтез, дыхание и минеральное питание и другие.

56. Растения как физиологически целостный организм.

57. Фитогормоны (5 классов) и их роль в жизни растений (общий обзор).

58. Гормоны - стимуляторы роста и развития.

59. Гормоны - ингибиторы роста и развития.

60. Синтетические аналоги гормонов и их использование в земледелии и биотехнологиях.

61. Регуляция роста растений с использованием фиторегуляторов. Борьба с полеганием растений.

62. Рост растений. Фазы роста. Большая кривая роста.

63. Рост растений как интегральный показатель обмена веществ. Зависимость роста от внешних факторов.

64. Развитие растений. Гормональная теория цветения растений. Регуляция цветения растений.

65. Фазы, стадии и этапы органогенеза растений. Значение для практики. Управление развитием растений.

66. Движение растений (тропизмы и настии). Значение в жизни растений.

67. Периодические явления в жизни растений. Покой. Этапы покоя. Выведения из состояния покоя.

68. Морозоустойчивость растений. Природа морозоустойчивости, повреждения заморозками. Зимостойкость. Повышение устойчивости к низким температурам.

69. Физиология растений и охрана окружающей среды.

70. Физиология растений в городе и промышленных центрах. Повышение устойчивости растений к загрязнениям окружающей среды (кислотным осадкам, тяжелым металлам, запылению и задымлению).

 

 

1. Как объяснить «плач» березы при поранении ствола ранней весной и отсутствие этого явления летом?

 

2. Что опаснее для растений: дневной или ночной водный дефицит?

 

3. В чем наиболее частая причина гибели пересаживаемых сеянцев деревьев?

 

4. Две подвядшие ветви сирени поставлены в сосуд с водой. У одной из них сделали срез стебля под водой. Какая ветка быстрее восстановит тургор? Объяснить.

 

5. Два одинаковых листа в течение суток были в темноте. Затем они были освещены светом одинаковой интенсивности: один красным, второй желтым. Какой лист больше увеличил свою массу? Пояснить.

 

6. У каких растений ассимиляционное число будет выше:

1) при внесении минерального азота?

2) при внесении фосфора?

3) при внесении азота, фосфора и калия?

 

7. Почему кислотные осадки вызывают побурение листьев?

 

8. Объясните причины накопления спирта в плодах?

 

9. При каких условиях в семенах накапливается спирт?

 

 

10. Почему высшие растения не могут длительное время находиться в среде бедной кислородом, хотя и не погибают сразу после попадания в анаэробные условия?

 

11. Рыхление – важный агротехнический прием. Каков физиологический смысл этого агроприема?

 

12. Две живые клетки соприкасаются друг с другом. Куда будет передвигаться вода, если у первой клетки осмотическое давление клеточного сока условно равно 7,0 атм., а тургорное 4,0 атм.; у второй клетки соответственно 9,0 и 7,0 атм.?

 

13. Клетка с осмотическим давлением 5,0 атм. Погружена в раствор с осмотическим давлением 7,0 атм. Что произошло с клеткой?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: