Вопросы к экзамену ППД
1. Роль и задачи психолого-педагогической диагностики нарушенного развития.
2. Теоретико - методологические основы психолого-педагогической диагностики в историческом аспекте.
3. Теоретико-методологические подходы к пониманию «норма» и «отклонение».
4. Принципы психолого-педагогической диагностики
5. Структура психолого-педагогического обследования
6. Этапы психологической диагностики, их цели и задачи
7. Современные технические средства диагностики различных форм дизонтогенеза (методы нейровизуализации речевых и нервно-психических расстройств).
8. Реализация скрининг-обследования (экспресс-обследование, первичное обследование).
9. Дифференциальная диагностика, ее цели и задачи. Понятие о сходных состояниях и дифференциально-диагностических критериях.
10. Феноменологическое обследование, его цели и задачи. Реализация этапа.
11. Метод наблюдения, его роль в изучении аномального ребенка, параметры наблюдения.
12. Метод эксперимента. Патопсихологический эксперимент: констатирующий и обучающий эксперимент.
13. Методы исследования в психолого-педагогической диагностике: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос.
14. Экспериментально-психологические методики.
15. Методики исследования детей раннего возраста.
16. Методики исследования детей дошкольного возраста.
17. Методики исследования детей младшего школьного возраста.
18. Методики исследования подростков.
19. Психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР.
20. Психолого-педагогическое обследование детей с умственной отсталостью.
21. Психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи.
22. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением ОДА.
23. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
24. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением зрения.
25. Психолого-педагогическое обследование детей с нарушением слуха.
26. Методики изучения коммуникативного развития.
27. Анализ методик изучения детей с разным типом дизонтогенеза.
28. Методы исследования семейной микросреды.
29. Тестовые методы. Особенности проведения, надежность и валидность.
30. Организация и проведение психологического исследования в процессе реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО.
31. Процедура психологического исследования.
32. Педагогическое обследование, его цели и задачи.
33. Логопедическое обследование, его структура.
34. Деятельность ПМПК. Комплектование специальных учреждений.
35. Цели, задачи, принципы психологического консультирования в процессе реализации ФГОС.
36. Структура процесса психологического консультирования.
37. Деятельность ПМПк в условиях инклюзивного образования в процессе реализации проектов ФГОС для детей с ОВЗ.
38. Психолого-педагогическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ в процессе реализации проекта ФГОС для детей с нарушением речи.
39. Особенности комплектования КОУ при организации инклюзивного образования.
40. Основы психолого-педагогического консультирования в концепциях проектов ФГОС для детей с ОВЗ.
Задания для контрольной работы
1.Клинико-психологическая характеристика детей с психическим недоразвитием и задержанным развитием.
2. Специфика психолого-педагогического исследования детей с умственной отсталостью на разных возрастных этапах.
3. Специфика психолого-педагогического исследования детей с ЗПР на разных возрастных этапах.
4.Дифференциальные показатели отграничения ЗПР от умственной отсталости.
5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха и зрения.
6.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с комплексными нарушениями.
7. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями ОДА.
8.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с РАС.
9.Специфика психолого-педагогического исследования детей с нарушениями слуха на разных возрастных этапах.
10.Специфика психолого-педагогического исследования детей с нарушениями зрения на разных возрастных этапах.
11.Специфика психолого-педагогического исследования детей с нарушениями ОДА на разных возрастных этапах.
12.Специфика психолого-педагогического исследования детей с комплексными нарушениями на разных возрастных этапах.
13. Специфика психолого-педагогического исследования детей с РАС.
14. Дифференциальная диагностика её цели, задачи.
15. Особенности проведение диагностического обследования с детьми раннего и дошкольного возраста в условиях интегрированного (инклюзивного) ДОУ, ППМС-центра и тд. в соотвествии с требованиями ФГОС ОО и ФГОС ДО.
16. Психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи.
- Методики исследования детей раннего возраста.
- Методики исследования детей дошкольного возраста.
- Методики исследования детей младшего школьного возраста.
- Методики исследования подростков.
- Процедура психологического исследования.
- Педагогическое обследование, его цели и задачи.
- Логопедическое обследование, его структура.
- Деятельность ПМПК. Комплектование специальных учреждений.
- Цели, задачи, принципы психологического консультирования в процессе реализации ФГОС.
- Структура процесса психологического консультирования.
- Деятельность ПМПк в условиях инклюзивного образования в процессе реализации ФГОС ДО и ФГОС ОО.
- Психолого-педагогическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ в процессе комплектования СКОУ.
- Теоретико - методологические основы психолого-педагогической диагностики в историческом аспекте.
- Современные технические средства диагностики различных форм дизонтогенеза (методы нейровизуализации речевых и нервно-психических расстройств). Реализация скрининг-обследования (экспресс-обследование, первичное обследование).
- Дифференциальная диагностика, ее цели и задачи. Понятие о сходных состояниях и дифференциально-диагностических критериях.
- Феноменологическое обследование, его цели и задачи. Реализация этапа.
- Метод наблюдения, его роль в изучении аномального ребенка, параметры наблюдения.
- Метод эксперимента. Патопсихологический эксперимент: констатирующий и обучающий эксперимент.
- Методы исследования в психолого-педагогической диагностике: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос.
- Экспериментально-психологические методики.
- Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
- Методики изучения коммуникативного развития.
- Методы исследования семейной микросреды.
- Тестовые методы. Особенности проведения, надежность и валидность.
- Вклад классиков мировой психологии в формирование методологии получения психодиагностических данных (Л.С. Выготский, А. Газелл, А. Вине, Ганс Юрген Айзенк (немец. психолог), Давид Векслер (Америк. психолог румынского происхождения), Рэймонд Бернард Кэттел (брит. – Америк. Психол), Гудинаф Флоренс Лаура (американка), Александр Романович Лурия, Джон Равен, Йозефа Шванцара и др.).
- Модели консультативной деятельности логопеда, дефектолога, психолога.