Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.




Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;

§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

§ государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

§ доходов от использования имущества;

§ доходов от продажи имущества;

§ части прибыли унитарных предприятий.

Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

§ обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

§ функционирование федеральной судебной системы;

§ осуществление международной деятельности;

§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

§ государственная поддержка атомной энергетики;

§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

§ исследование и использование космического пространства;

§ формирование федеральной собственности;

§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

§ компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

§ федеральная инвестиционная программа;

§ официальный статистический учет.

  • Федеральный бюджет РФ - это ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств РФ. Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
  • федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственную пошлину.
  • Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: доходов от использования имущества; доходов от продажи имущества; части прибыли унитарных предприятий.
  • В доходах федерального бюджета также учитываются: прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов.
  • Основными расходными статьями федерального бюджета являются: обслуживание государственного долга (20% всех расходов), национальная оборона (19,0%), финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).
  • На 2009 год: Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей. Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
  • На 2010 год: Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей. Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

§

 

23. Региональные бюджеты: функциональное предназначение; структура доходов и расходов.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1. налог на имущество предприятий;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. региональные лицензионные сборы.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1. обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3. обеспечение реализации региональных целевых программ;

4. формирование государственной собственности субъектов РФ;

5. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

6. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

7. оказание финансовой помощи местным бюджетам;

8. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.

 

24. Местные бюджеты: функциональное предназначение; структура доходов и расходов.

Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов также как и доходы других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления

Расходы местных бюджетов связаны прежде всего с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; обеспечение противопожарной безопасности; охрана окружающей среды на территории муниципальных образований и др.

 

25. Фонды государства: определение и классификация.

Государство создает целевые фонды, где собираются в виде обязательных взносов и платежей от хозяйствующих субъектов финансовые средства. Эти средства находятся в распоряжении центральных или региональных органов власти. Порядок их образования и использования регламентируется законодательно.

Государственные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

К доходам фондов относятся:

Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; средства федерального и регионального бюджетов; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

Социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского образования, фонд общественной социально поддержки населения и др.

Экономические фонды: федеральные и территориальные дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд финансового регулирования и др.

 

26. Государственные внебюджетные фонды: определение и функциональное предназначение.

27. Источники формирования доходов и направления использования средств федеральных внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

· выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

· формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источниками формирования внебюджетных фондов являются

• обязательные платежи, установленные законодательством РФ,
решениями местных органов власти;

• добровольные взносы физических и юридических лиц;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой
фондами - юридическими лицами;

• другие доходы, предусмотренные соответствующими
законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью.

Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.

В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).

По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

 

28. Территориальные ВБФ: источники формирования доходов и направления использования средств.

Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые неналоговые доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о данном фонде.

Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие под руководством соответствующих органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного строительства.

Решение об образовании фонда принимают законодательные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В Положении о фонде определяется порядок формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым использованием средств.

Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального и производственного развития региона на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.

Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение

Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и т.д. Внебюджетные фонды чаше всего имеют целевое назначение.

Финансовые ресурсы региона, формирующиеся у субъектов хозяйствования, составляют:

- финансовые ресурсы предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности;

- финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Рассмотрим более подробно формирование и назначение двух последних составных частей региональных финансов.

Территориальные внебюджетные фонды экономического и социального развития формируются на территориях для реализации общерегиональных задач. Они являются одним из возможных путей концентрации средств предприятий, населения, других источников на финасирование общерегиональных мероприятий

29. Целевые бюджетные фонды: функциональное предназначение и источники формирования ЦБФ.

30. Целевые бюджетные фонды: перечень и анализ функционирования в РФ.

Целевые бюджетные фонды — это промежуточная ступень меж­ду бюджетной формой перераспределения средств и внебюджет­ной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее вне­бюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого ис­точника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступления­ми средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету оп­ределяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюд­жете более существенно с позиции изменения перераспредели­тельной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или кон­солидации в бюджет.

Анализ некоторых внебюджетных фондов выявил ряд недостат­ков, и прежде всего таких, как распыление государственных средств и ослабление государственного финансового контроля за их целе­вым использованием. Правда, случай нецелевого использования средств является нередким и для бюджетных средств. В свою оче­редь, включение внебюджетных фондов в бюджеты приводит к их использованию на другие нужды, не связанные с целевым характе­ром средств. Так, большие разногласия вызывает, например, целе­сообразность консолидации в бюджеты дорожных фондов. Причи­на тому — нецелевое использование их средств при самом плачев­ном состоянии российских дорог.

Представляется, что использование всех трех форм организа­ции государственных финансов: бюджетной, ограниченно бюд­жетной в виде целевых бюджетных фондов и внебюджетной — в динамично меняющихся условиях переходного периода весьма актуально, а несоблюдение финансового законодательства не должно быть фактором, определяющим форму функционирова­ния государственных финансов.

Состав целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете не постоянен. Так, в бюджет на 1999 г. включены сле­дующие целевые фонды: дорожный, экологический, борьбы с преступностью, развития таможенной системы, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных объектов, управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, а также Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам; Федеральной службы налоговой полиции РФ. Прослеживая динамику образования и упразднения целевых бюд­жетных фондов, можно заметить, что их создание связано с появ­лением целевых источников. Чаще всего это платежи за использо­вание какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму. Так, появление в бюджете 1999 г. двух новых фондов сопровождается введением налога на водопользователей и платы за пользование водными биологическими ресурсами, которые в Бюджетном ко­дексе РФ фигурируют как сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Операции по средствам этих фондов (за исключением средств дорожного фонда), включенных в состав федерального бюджета, проводятся только через органы Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для учета доходов и расходов целевых бюджетных фондов в Главном управлении Федерального казначейства открываются специаль­ные бюджетные счета, управление которыми осуществляют уполномоченные государственные органы.

Перечень:

- Дорожные

- Экологические

- Федеральный фонд изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов

- Государственный фонд борьбы с преступностью

- Фонд развития таможенной системы

 

31. Специальные бюджетные фонды: функциональное предназначение.

Специальные фонды создаются в интересах оказания помощи территориям РФ, поддержки малых предприятий, финансирования отдельных проектов и программ.
Одним из способов передачи средств их вышестоящего бюджета в нижестоящие является отчисление в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. В случае, когда в территориальных бюджетах оказывается недостаточно денежных ресурсов, используются другие механизмы регулирования территориальных бюджетов за счет отчислений от налогов методом дотаций, субвенций, субсидий. В условиях когда в территориальных бюджетах возникают кассовые разрывы, вызванные непланомерным (сезонным) характером поступления доходов, территориальные бюджеты могут пополняться за счет выделения из вышестоящих бюджетов ссуд и трансфертов. Одним из недостатков таких методов оказания финансовой помощи территориальным бюджетам является субъективизм органов власти в условиях межбюджетных отношений и наличие элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

К специальным бюджетным фондам относят:

- Стабилизационный фонд РФ;

- Федеральный фонд поддержки малых предприятий;

- Резервный фонд;

- Федеральный фонд регионального развития;

- Резервный фонд Президента РФ;

- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ;

- Федеральный фонд компенсаций.

 

32. Федеральный фонд поддержки малых предприятий: механизм формирования доходов и направление деятельности фонда.

Федеральный фонд поддержки малых предприятий (малого предпринимательства) может образовываться на основе законодательных актов, не имеет постоянной доходной базы в виде налоговых отчислений и аккумулирует в основном средства из федерального бюджета.
Фонд является юридическим лицом, но некоммерческой организацией и создан с целью финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса (предпринимательства).

Средства фонда формируются за счет:

- отчислений из федерального бюджета;

- поступлений от приватизации государственного и муниципального имущества;

- доходов от собственной деятельности;

- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- других поступлений.

Направлениями деятельности фонда являются:

- развитие конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого бизнеса;
- участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации программ развития, поддержки малого бизнеса и создания рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработок и производство новых видов продукции;

- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций.

Федеральный фонд поддержки малых предприятий является заказчиком федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым РФ на развитие и поддержку малого бизнеса.

Государственными и муниципальными, в том числе специализированными, фондами поддержки малого предпринимательства являются учрежденные федеральными, региональными и местными органами власти фонды, в уставном капитале которых участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований составляет не менее 50%. Доходы от деятельности этих фондов остаются в распоряжении фондов, которые не подлежат налогообложению согласно законодательству РФ.

Резервные фонды предусматриваются расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы за счет средств соответствующих бюджетов. Суммы размеров фондов не превышают 3% утвержденных расходов бюджета соответствующего уровня.

 

33. Резервные фонды: особенности функционирования.

Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.

Резервный фонд выполняет две функции. Во-первых, его средства могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в момент неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, в период высоких цен на сырьё фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие голландской болезни экономики.

Тезис об избыточных экспортных поступлениях может показаться парадоксальным. Рост экспортной выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать определённую стратегию — приспосабливаться к низкому либо высокому курсу. Кроме того, в условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что характерно для большинства стран-экспортёров ресурсов) увеличение экспортных поступлений приводит к росту инфляции.

Помимо чисто экономических задач резервный фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупным дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.

Средства резервных фондов размещают исключительно в иностранных активах (для фонда Аляски — в активах вне этого штата). Причины этого состоят в том, что фонд не может выполнять функцию независимого от состояния национальной экономики резерва, если он будет размещён внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в национальных активах, то он обесценится тоже. Кроме того, в этом случае средства фонда не смогут выполнять функцию стабилизации национальной валюты, более того, они будут раскручивать инфляцию.

Средства резервных фондов размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства развитых стран (класс ААА) и акции надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — ещё и в акции.

В России при создании Стабилизационного фонда сложилась ситуация, когда доходность фонда оказалась существенно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется следующим. Во-первых, о досрочном погашении внешнего долга удалось договориться не со всеми странами (например, Германия технически не могла этого сделать, так как на внешний долг РФ были выпущены облигации, имеющие множество владельцев). Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры. В последнем случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.

 

34. Резервный фонд и фонд национального благосостояния (ФНБ): особенности формирования доходов и направление использования средств.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Резервный фонд формируется за счет:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

- доходов от управления средствами Резервного фонда.

Средства Резервного фонда могут использоваться на досрочное погашение государственного внешнего долга. С 1 января 2010 г. средства Фонда не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а могут направляться на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

- нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

- доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния

Управление средствами осуществляется Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда Национального благосостояния может осуществляться следующими способами:

1) путем приобретения за счет средств фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной в ЦБ РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством РФ.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

 

35. Особенности управления средствами резервного фонда: правила инвестирования.

36. Государственный кредит: определение и специфика функционирования.

37. Отличия государственного кредита от банковского.

Кредитные ресурсы формируются главным образом путем консолидации временно свободных фондов денежных средств амортизационных отчислений, сбережений граждан, накоплений предприятий и организаций, некоторых бюджетных и внебюджетных средств, страховых начислений и др. Временно свободные денежные средства привлекают для своих целей не только хозяйствующие субъекты, но и государство. Таким образом, кредитные отношения принимают две формы:

государственный кредит;

банковский кредит.

Существуют принципиальные отличия между двумя этими формами кредитования.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

 

 

38. Функции государственного кредита.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

- распределительную;

- регулирующую;

- контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

39. Классификация государственных займов.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1) по субъектам заемных отношений займы делятся на раз­мещаемые центральными и местными органами управления;

2) в зависимости от места размещения государственные займы делятся на внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке государственные заемные инструменты бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. Они являются основ­ными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные — не могут свободно менять своих владельцев. Они не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Обычно выпускаются государ­ством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государствен­ные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств не государственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов;

4) в зависимости от срока привлечения средств государствен­ные займы делятся на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше).

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств они делятся на закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются чем-то конкретным, например, определенными доходами или имуществом. Такие облигации обычно выпускают­ся местными органами власти. Беззакладные не обеспечиваются ничем определенным. В качестве обеспечения служит все иму­щество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6) по характеру выплачиваемого дохода долговые обязатель­ства делятся на: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе лотереи. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Те же, кто хочет получить выигрыш, предпочи­тают покупать лотерейные билеты. Главным видом являются процентные облигации, доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в го



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: