Использование «уровня» и «отвеса».




РИСУНОК

 

Методические указания

к выполнению тестовых заданий

по изучению дисциплины «Рисунок»

для студентов-бакалавров 1-го курса 1 семестра очного и заочного обучения специальности 261400.62 по направлению подготовки

«Технология художественной обработки материалов»

 

 

Составитель:

доцент А. Н. Писарева

 

Санкт-Петербург

 

УТВЕРЖДЕНО

 

на заседании кафедры

12.10.2011 г.

(протокол № 3)

 

Рецензент

А. В. Григорьев

 

 

Оригинал подготовлен автором

 

Подписано в печать Формат

Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1.3. Заказ

Тираж 200 экз.

Отпечатано в типографии СПГУТД

191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания к заданиям по курсу рисунка предназначены для студентов специальности 261400.62 и охватывают программу курса по рисунку для 1-ого курса 1 семестра, особое место занимают контрольные задания и связанные с ними предварительные упражнения и домашние задания. Все описания заданий, проводимых в лаборатории по рисунку, предусматривают самостоятельную работу дома, изучение специальной литературы и посещение музеев и выставок.

Знания, полученные студентами в ходе выполнения заданий по рисунку, подкрепляются во время прохождения художественной практики.

Выполнение самостоятельных работ дома поможет студентам улучшить владение графическими навыками, техникой рисунка, наладить координационную связь «глаз - рука», что благоприятно скажется на учебных постановках.

Весь курс построен на движении «от простого к сложному». Последовательно охватывается освоение окружающей действительности от простейших геометрических тел до рисования сложных натюрмортов.

Задания рассматриваются в соответствии с освещаемой темой и учебным планом. В тематическом плане длительные задания дополняются короткими зарисовками и набросками с использованием различных материалов и технических приемов как с натуры, так и по представлению.

Целью курса рисунка ставятся задачи:

■ Изучение закономерностей формообразования объектов, зрительной связи их конструктивной основы и внешней поверхности, наблюдаемой с определенной точки зрения.

■ Развитие зрительного опыта и навыков целостного восприятия формы этих объектов в отношении к окружающему пространству («постановка глаза»).

■ Развитие элементарных технических навыков при работе с различными рисовальными материалами («постановка руки»).

■ Формирование умения сознательного использования плоскостной и объемной зрительных установок, компоновки рисунка в плоскости листа бумаги заданного формата.

■ Изучения правил прямой линейной перспективы и особенностей ее практического применения в учебном рисовании с натуры.

■ Развития навыков целостной организации тональных отношений в рисунке.

■ Развития чувства целостности объемно-пространственных отношений («чувство формы и пространства»), специфического пространственного мышления, умения «мыслить формой» (принцип формовычитания и формосложения), что в конечном итоге позволяет развивать у учащихся «образное видение».

В основу обучения рисунка положен метод объемного изображения с натуры, позволяющий комплексно решать названные задачи, так как объемность (или трехмерность) изображаемых объектов - это именно качество, которое объединяет все их видимые свойства.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, необходимо уяснить некоторые понятия.

Лист – это плоскость, имеющая свои размеры и форму, т. е. обладающая форматом. Формат предопределяет размещение изображения или его двухмерную композицию. Постановка диктует размещение изображения либо в вертикально расположенном формате, либо в горизонтальном.

Студент, исходя из заданной постановки, должен сам выбрать, какое положение формата листа в данном случае предпочтительнее. Далее выполняется короткая зарисовка очертания постановки, т. е. набрасывается «абрис» постановки.

Этот момент очень важен в последовательности ведения работы, так как здесь идет речь о композиции изображаемых предметов.

Композиция - это больше, чем изображение предметов. Нужно обращать внимание на весь рисунок- в целом и уметь связывать вместе разрозненные предметы так, чтобы не было ощущения зажатости, чтобы предметам, изображаемым на формате листа, не было «тесно» или, наоборот, чтобы не было ощущения, что предметы «плавают» по плоскости листа. Это в свою очередь связано с масштабом изображения. Если выбранный размер предметов мал, то будет создаваться впечатление слишком большого пространства вокруг предметов, и зрительно они будут «плавать» в листе; если выбранный размер будет чрезмерно велик, то создастся ощущение тесноты изображаемого в формате листа.

Кроме того, необходимо расположить предметы таким образом, чтобы не было ощущения сдвига влево и вправо, вверх и вниз композиции по отношению к формату листа. Это значит, что необходимо найти динамический центр композиции, чтобы создать равновесность частей рисунка.

«Кирпичики», из которых состоит рисунок, - это формы, в том числе формы предметов и формы фона.

Хорошая композиция создается ощущением целостности и выражается во взаимоотношении элементов рисунка по отдельности.

Конструкция предмета - это особенность его строения, его «скелет». Например, конструкцию куба можно почувствовать, наблюдая проволочный каркас его формы. Все объекты можно разложить всего на 4 геометрических тела: шар, куб, цилиндр и конус. Рисовать следует так, как будто наш объем стал прозрачным: и то, что мы видим, и то, что не видим. Изображаем не только внешнюю форму, но и внутреннюю структуру. Так мы получаем объемность и глубину. Так можно построить изображение стула в пространстве с помощью «прозрачного» куба и т. д.

Рисование предмета начинают с определения его размеров в высоту и ширину и определения пропорций.

Пропорции - это соотношение внутри форм. Это отношения величин частей объекта друг к другу и всех частей к целому.

Для определения точных пропорций используются определенные способы.

Визирование - измерение натуры. Ценным инструментом в данном случае является карандаш. Требуется зажать карандаш между большим, указательным и средним пальцами ниже середины. Держать его вертикально для вертикального измерения и горизонтально для горизонтального измерения. Закрыв один глаз, надо посмотреть на натуру мимо карандаша. Таким образом можно измерять видимые пропорции, а не реальные. Острие карандаша должно проецироваться на начало измеряемого участка, рука вытянута, локоть желательно тоже, измерение производить большим пальцем.

Определение средней точки .

Поделить мысленно форму, которую вы рисуете, пополам. Та часть, которая находится выше средней точки, должна оказаться в верхней половине рисунка, а та, которая находится ниже средней точки, - в нижней. Если правильно находить и использовать, среднюю точку, половины вашего рисунка будут пропорциональны друг другу.

 

Использование «уровня» и «отвеса».

Если пользоваться карандашом в качестве плотницкого уровня и отвеса, можно определить ориентацию объекта относительно вертикали и горизонтали и перенести все это на бумагу.

 

Сравнительное измерение .

Этот способ заключается в том, что карандашом измеряется величина одной части объекта, которая затем сравнивается с величиной другой части. Это измерение - основа определения верных пропорций.

В процессе рисования обычно используется несколько способов, уточняя расположение предметов в рисунке и определяя пропорции.

Перспектива - способ передачи пространства на плоскости картины.

Линейная перспектива - это система законов изображения трехмерного пространства, которая в первую очередь применяется для прямых параллельных линий.

Все, что изображено на вашем рисунке, должно соотноситься с уровнем глаз (горизонтом). Если уровень глаз' высоко - вы смотрите сверху вниз. Уровень глаз посередине - вы смотрите на предметы прямо. Уровень глаз низко - вы смотрите снизу вверх.

Точка схода - это то место, где параллельные линии сходятся. Все параллельные горизонтальные линии, как нам кажется, сходятся в одной точке где-то на уровне глаз. Эти точки схода дают возможность точно определить угол наклона каждой горизонтальной линии.

Иногда уровень глаз и точки схода оказываются в рамках листа бумаги, иногда выходят за его пределы. Иногда есть только уровень глаз, а точки схода нет. Когда на бумаге есть и линия горизонта, и точки схода, задача художника_значительно упрощается. Если же уровень глаз расположен очень высоко или очень низко, он окажется выше или ниже бумаги, да и точки схода чаще всего оказываются по сторонам бумаги, за ее пределами.

На примере железнодорожной станции (рис. 1) видно, что параллельные линии зрительно сходятся на уровне глаз, как бы он ни был расположен - высоко, низко или посередине.

 

Рис. 1.Перспектива с одной точкой схода (центральная, уличная)

 

Если точка схода одна, шпалы и обращенная к нам сторона здания кажутся настолько параллельными, что их можно изображать прямыми горизонтальными линиями. Видно, что размеры шпал постепенно уменьшаются. Они делаются уже и короче и сближаются. Уменьшается расстояние между дверями и окнами станции.

Вертикальные линии прямы и параллельны, потому что по всей длине они находятся от нас на одном и том же расстоянии.

Рис. 2. Перспектива с двумя точками схода (угловая)

Если в рисунке есть две точки схода, то по крайней мере одна из них, а то и обе окажутся за пределами рисунка. Здесь требуется работа воображения: нам нужно представить точку схода за пределами листа бумаги. В данном случае может помочь метод визирования. Для визирования углов нужно просто вытянуть карандаш в горизонтальном положении прямо перед собой и сравнивать все углы натуры с этой горизонталью. Изображая угол, можно ориентироваться по горизонтальным краям листа (рис. 2).

Точки схода, не находящиеся на уровне глаз.

Если, например, мы смотрим на предмет снизу вверх, его параллельные стороны удаляются от нас и зрительно сходятся в точке, расположенной выше этого предмета. То же происходит, если мы смотрим на предметы сверху вниз - дополнительная точка схода находится под ними. Достаточно вытянуть перед собой поставленный перед собой карандаш, чтобы увидеть как все вертикальные линии зрительно сходятся в одной точке внизу.

Рис. 3.Изображение окружности в пространстве

Эллипс - это круг, который мы видим в перспективе. Рисуя бутылку, стакан, вазу и т. д., художник сталкивается с изображением эллипсов.

Рисование эллипса зависит от того, на каком расстоянии от уровня глаз он находится. Значит, сначала надо определить, где находится уровень глаз.

Затем необходимо запомнить: чем ближе эллипс к уровню глаз, тем он менее округлый. Если смотреть на горлышко бутылки сверху вниз, ее донышко тоже будет казаться эллипсом. Рисовать эллипсы следует так, как будто предметы прозрачны, даже если не видно дна предметов. Очертания эллипса всегда округлы, они не должны иметь углов, эллипс всегда симметричен (рис. 3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: