Классификация конфликтов




Очень часто люди спрашивают, можно ли прожить жизнь без конфликтов. И очень огорчаются, услышав, что это нереально. Однако одни часто ссорятся с окружающими и слывут конфликтными людьми, а дру- гие — нет. Зависит это от многих факторов, прежде всего личностных, но также и от того, что понимать под конфликтом.

Наиболее широкое определение конфликта — это нарушение общения между людьми. В то же время все конфликты делят на две группы: внутриличностные и межличностные.

Внутриличностный конфликт — это противобор- ство разных тенденций в самой личности, например, конфликт между «хочу» и «надо», или конфликт меж- ду двумя «хочу», или конфликт самоорганизации, са- мосовершенствования, конфликт самооценки и оцен- ки окружающих и т. д.

Внутренний конфликт все-гда так или иначе свя- зан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках, эмоциональном состоянии. Эти кон- фликты чаще всего появляются в подростковом возра- сте, а затем в течение жизни человека могут возни- кать в любых значимых ситуациях, при жизненных переменах. Например, лучший ученик школы оказы- вается одним из многих в институте, общительный, коммуникабельный человек не может найти общего языка с коллегами, лучшая студентка не может спра- виться с работой, с практикой и т. д.


 

Тем а 14. Межличностные отношения между различными участниками...

 

Далеко не все способны самостоятельно разре- шить свой конфликт. Большинству людей нужен вни- мательный и добрый друт, а некоторым — специалист. Итак, для внутриличностного конфликта характер-

но противоречие между наиболее существенными тенденциями личности. При этом обязательно страда- ет самооценка. Для благоприятного разрешения кон- фликта необходимо следующее.

1. Человеку нужно осознать (или помочь ему осо- знать), какие из его тенденций вступили в про- тиворечие.

\ 2. Для него должно быть убедительно, что имен-

• но эта тенденция нуждается в коррекции. При

«этом необходимо, чтобы он сам пришел к это- му выводу.

3. \Необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие.

4. Восстановить самооценку и утвердить ее на иной основе.

5. Самооценку следует сделать более рациональ- ной (рассудочной).

6. Следует при этом избегать межличностных конфликтбв.

7. Изменять уровень притязаний, развивать са- мопонимание, человека.

Межличностные конфликты — это конфликты между людьми, и возникают они во всех сферах, где люди вступают в контакт друг с другом. В школе это могут быть конфликты между учителем и учеником, учителем и учителем, учителем и родителем (лями), учениками, родителями и детьми (если требуется по- мощь и вмешательство учителя).

Педагогические конфликты делят на три группы. 1. Мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из- за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге меж- ду учителями и учениками возникает взаимная не- приязнь, противостояние, даже борьба. По существу,


 

 

Раздел 5. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение

 

мотивационные конфликты возникают потому, что в нашей школе учителя и школьники разобщены, про- тивопоставлены, имеют разные цели и разную на- правленность.

2. Конфликты, связанные с недостатками в орга- низации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят учени- ки в процессе обучения в школе.

1-й период — 1-й класс, адаптация к школе.

2-й период — 5-й класс, переход в среднюю школу, адаптация к новому образу жизни.

3-й период — 9-й класс: что делать дальше?

4-й период — окончание школы. Готов к дальней- шей жизни или нет-.

3. Конфликты взаимодействий. Эти конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих.

Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражает- ся борьба 2 — 3 лидеров и их группировок за свое пер- венство в классе. Могут конфликтовать группа маль- чиков и группа девочек, могут 3 — 4 человека конфлик- товать с классом и т. д.

Конфликты во взаимодействиях «учитель — уче- ник», помимо мотивационных, могут выступать как конфликты нраственно-этического характера, когда учителя или ученики поступают нетактично, некор- ректно.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-лично- го порядка.

Во взаимодействиях «учитель — администрация» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения.

Любой конфликт имеет определенную структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаи- модействий и объекта конфликта.


 

 

Тема 14. Межличностные отношения между различными участниками...

 

Внутренняя позиция — это цели, интересы и мо- тивы участников конфликта. Она непосредственно влияет на течение конфликта, но внешне не видна.

Внешняя позиция — речевое поведение, отража- ется во мнениях, точках зрения, пожеланиях. Часто за внешней позицией тяжело, а иногда невозможно, уви- деть внутреннюю.

Объект конфликта (то есть то, из-за чего он воз- никает) определить бывает также непросто. Напри- мер, ученик нарушает дисциплину на уроке ради са- моутверждения. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для учащегося — стремление к самоутверждению. Следовательно, решение кон- фликта должно начинаться с объединения объектор (в данном случае учителю необходимо выяснить объект ученика и дать ему возможность в чем-то са- моутвердиться).

Сфера конфликта может быть деловой и личност- ной. Деловая сфера — это обсуждение действий, по- ступков, самого конфликта. Личностная — это обсуж- дение личных качеств конфликтующих. Например, у ученика проблемы с предметом, а он еще нарушил дисциплину. Чаще всего в школе в данной ситуации можно услышать: «Грубиян! Получаешь одни двойки! Лентяй! А еще болтаешь весь урок!» На самом деле сферу конфликта надо разделить: на уроке констати- ровать факт, обсудить поступок, а после урока предло- жить: «Давай вместе подумаем, почему у тебя пробле- мы? Тебе неинтересно? Ты что-то не понял? Тебе нужна помощь? »

Динамика конфликта складывается из трех стадий: нарастание, реализация, затухание.

На 1-й стадии развитие конфликта можно блоки- ровать, например, заняться практической деятельно- стью, спортом.

На 2-й стадии подавить конфликт уже не удается: страсти бушуют, участники возбуждены, демонстри- руют «силовые приемы». Это надо пережить.

Но вот конфликтная ситуация реализовалась, кон- фликтующие исчерпали свои силы и энергию, насту- пает 3-я стадия. Возникает чувство виноватости, сожа-


 

 

Раздел 5. Учебно-педагогическое сотрудничество и общение

 

ления, раскаяния. Только теперь можно и нужно про- водить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: