Лекция №2. История возникновения религий. Ветхозаветный и современный иудаизм.




1.Ветхозаветный иудаизм

1.Причины появления современного иудаизма.

2.Основные направления современного иудаизма.

3.Основные положения иудаизма.

4.Обрядовые особенности иудаизма.

Иудаизм – это ранняя монотеистическая религия, возникшая в Палестине. В рамках этой религии выделяют ветхозаветный и современный иудаизм. Ветхозаветный (ранний) иудаизм – это религия, которая сформировалась и продолжала свое существование до распятия Иисуса Христа. Ветхозаветный иудаизм связан со временем становления израильского народа. Об этом подробно говориться в Священном Писании Ветхого Завета. Согласно религиозной картине мира, человеческая история начинается с момента сотворения Богом первых людей – Адама и Евы. С этого времени и возникает первая религия, т.к. Адам и Ева находились в самом тесном, непосредственном Богообщении. С течением времени потомки Адама и Евы стали забывать Истинного Бога и уклонялись в языческие культы, тотемизм, анимизм, фетишизм. Такие языческие учения были развиты в Сирии, Египте, Месопатамии. Постепенно во всем мире не осталось ни одного истинно верующего человека, т.к. все уклонились в идолопоклонство. Однако остался один праведник, с которого, собственно говоря, и начинается становление иудаизма и возрождение веры в единого Бога. Это был Авраам (а не Моисей, как многие думают). В этой связи важнейшей основой иудаизма является факт избрания Богом Авраама (что было около 2085 г. до Р.Х.), от которого в последствии произойдет великий народ.

Таким образом, именно с Авраама и начинается история еврейского народа, т.к. Бог Ветхого Завета открывает себя людям через него. Почему именно с Авраама берет начало иудейская религия? Из Ветхого завета известно, что Авраам сохранял истинную веру в Бога, поклонялся Ему и чтил Его. Он был очень богат, имел жену Сару, много скота, серебра и золота, много слуг, но не имел детей и скорбел об этом. Однажды, когда Аврааму было 75 лет, Господь сказал ему: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дому отца твоего и иди в землю, которую я укажу тебе; и я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; я благословлю благословляющих тя, и злословящих тя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Авраам безропотно повиновался, т.к. очень любил и почитал Бога. Когда Аврааму было 99 лет, а Сарре 89 лет у них родился сын Исаак. У Исаака появился Иаков, которого называли Израиль. Его 12 сыновей и их потомки явились основателями 12 колен Израиля.

Дальнейшую историю Завета, заключенного Богом с Авраамом, можно условно разделить на семь периодов или эпох, которые отражают стадии религиозно-общественного становления богоизбранного народа древнего Израиля.

1. Эпоха патриархов, от Авраама до Моисея, которая заканчивается египетским пленом. В это время происходит становление израильского народа и параллельно укрепление новой религии. Следует отметить, что израильский народ был призван Богом для того, чтобы впоследствии евреи смогли распространять истинную веру о Едином Боге среди других народов. И как гласит Библия - Израиль не богоизбранный народ, а богосозданный. «Этот народ Я образовал для себя» (Ис. 43, 21). И Израиль изначально призван для слышания, для отклика на слово Божие с тем, чтобы затем нести его другим людям, с тем, чтобы человечество постепенно очистилось от язычества. Другими словами, израильский народ - это надежда Бога на возвращение утраченного контакта с человечеством. В этой связи Бог заключает завет с израильским народом в лице вождя и проповедника Моисея, который освобождает израильский народ из египетского плена. Этот день в иудаизме особо почитаем.

2. Эпоха Моисея и Иисуса Навина. В это время религиозная жизнь народа упорядочивается. Ключевым моментом этой эпохи является получение на горе Синай Моисеем 10 Заповедей, которые были даны Богом. Заповеди являются морально-религиозной основой жизни многих народов, актуальны они и сегодня.

1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя иных Богов, кроме Меня.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе (напрасно).

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего своего, не желай дома ближнего своего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, никакого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

В Десяти заповедях существует определенная последовательность. Так, в первых четырех говориться об обязанностях человека по отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, а последняя призывает к чистоте мыслей и желаний. Заповеди сформулированы кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. В связи с этим они представляют человеку максимум свободы, отчетливо определяя лишь те границы, которые нельзя переступать, не поколебав основ общественной жизни.

Заповеди представляют собой внешнее проявление единого нравственного закона, вложенного в каждого человека. Его проявлением является голос совести, который знает каждый человек, независимо от его религиозной принадлежности. Если бы грех не помрачил душу человека, то он мог бы безошибочно сверять свои поступки с голосом совести, однако всеобщее помрачение и ослепление грехом не позволяет этого сделать, поэтому человек часто делает неправильный выбор и нуждается во внешнем руководстве в виде Заповедей.

Сойдя с горы, Моисей открыл все заповеди евреям. Так появилось Священное Писание или Закон Божий. Пятикнижие Моисея (в евр. традиции Тора) является основным священным текстом иудаистов. Кроме того, Бог дал Моисею и другие церковные и гражданские законы. Он повелел построить скинию, т.е. переносной храм Божий.

Моисей ведет израильский народ в землю обетованную, которую Бог обещал дать еврейскому народу. Однако сам он туда не попадает, умирая незадолго до ее обретения. У израильского народа появляется новый вождь Иисус Навин, который ведет евреев за собой.

3. Эпоха судей. Начинается послеобретения земли обетованной - Палестины. В целом это времяхарактеризуется частым отступничеством евреев от Заповедей, перениманием у местного языческого населения их обычаев и нравов. За это часто еврейский народ оказывается плененным. Захватчики при этом выполняют роль наказания Божия. т.к. в плену еврейский народ вспоминал о Боге и вновь обращался к Нему. За это Бог давал евреям избавителей в виде судей.

4.Эпоха ранней монархии. В это время появляются первые цари – это Саул, Давид, Соломон и Ровоам. В это же время строится прекрасный Иерусалимский Храм.

5. Эпоха разделенных царств. В это времяИзраиль делится на два, часто враждующих государства: Самарию и Иудею. В Самарии иудеи постепенно смешиваются с язычниками и отходят от истинной веры, а в Иудее это происходит в меньшей степени. Духовная жизнь народа в обоих царствах неуклонно приходит в упадок и развращение, характеризующаяся как нравственным падением, так и религиозным: обращением к иным богам, презрение заповедей и т.д. В это время Бог часто посылает пророков, которые, как правило, оказываются побиваемыми и неуслышанными.

6. Эпоха вавилонского плена. Это время самого и длительного плена, посланного как наказание за грех отступничества евреев от Завета. В это время захватчики разрушают Иерусалимский храм. Вавилонский плен продолжался 70 лет, после чего многие пленники вернулись в Палестину.

7. Эпоха возвращения из Вавилона и восстановления завета с Богом. Вновь отстраивается Храм в Иерусалиме, восстанавливается религиозная жизнь в народе. После этого урока Израилю удается в целом освободиться от соблазна уклонения в язычество, и народ в большей степени пытается соблюдать заповеди, чем когда-либо прежде.

Следует назвать ряд специфических черт, определяющих и отличающих ветхозаветный иудаизм как самобытную религию, которые ясно просматриваются, начиная с эпохи Моисея и до начала I в. по Р.Х.

1. Вера в единого личного всевышнего Бога-Творца (Втор. 6,4). Впервые именно у евреев появилось понятие о личном Боге. Что это значит? Евреи воспринимали Бога как живую, постоянно действующую личность, Которая находится с людьми в самом близком общении.

2. Существование избранного Им и посвященного Ему святого народа, заключившего с Богом завет (Быт. 17,7, Исх. 23,22-23).

3.Ритуал жертвоприношений как единственно возможное средство для очищения от греха (Лев. 16,10, Чис. 28,22).

4.Священство как особое родовое сословие, посвященное на сугубое служение Богу и имеющее особую на это благодать. (Втор. 10, 8).

5.Храм и храмовое богослужение. Единственный храм вмещал в себя Ковчег Завета, и слава Господня наполняла его(3 Цар. 8, 11), он был центром религиозной жизни древнего Израиля, только в нем могли приноситься установленные законом жертвоприношения.

6.Непрерывная цепь пророков, через которую Господь постоянно возвещал избранному народу Свою волю (4 Цар. 21, 10).

7. Фигура царя, имеющая кроме политического и священное значение. Царь являлся помазанником Божиим (1 Цар. 12, 5), он принимал помазание от пророка (3 Цар. 19, 16), сакрально представлял народ пред Богом.

Однако в целом история израильского народа трагична. Почему?

В соответствии со Своим Заветом, Бог предъявляет народу Израиля высокие нравственные требования, желая, чтобы избранный Им народ нес слово Божие язычникам Для этого Иегова через пророков осуществляет постоянное общественное и нравственное руководство Израиля. Это так называемая теократия (непосредственное управление Богом). Однако, израильский народ не оправдал надежды Бога: изготовление идолов, спиритизм, магия, астрология, увлечение язычеством – вот то, к чему сразу же уклоняются евреи при малейшем попущении. В этой связи Бог причиняет боль израильскому народу, попуская и пленение язычниками и разрушение храмов. Буквально вся его история пронизана кровью и болью. Однако эта боль, которую причиняет Бог в Ветхом Завете – это боль, которую причиняет врач тому, кого он хочет излечить. Тот врач, который остановит операцию, тогда, когда увидит кровь – тот погубит больного. Цель всех надрезов, которые Бог совершал в Ветхозаветной истории – явление Евангелия. Очень подробно об этом говориться во многих книгах Ветхого Завета.

Суть учения Ветхого Завета состоит в том, что, в конце концов, Бог через избранный Им народ благословит все человечество. Мессия (Христос) из колена Давидова (царя Израилева) искупит грехи человеческие и станет духовным вождем своего народа. Пророчества о Мессии и времени его пришествия в В.З. представлены очень ясно.

Пророк Исаия писал, что «Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит - с нами Бог». Он предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи наши. Через веру во Христа люди спасутся от вечной погибели: «через познание Его, Он, Праведник, оправдает многих, и грехи их на себе понесет». Пророк Даниил предсказал, что Христос родится через семьдесят седмин, т.е. через 490 лет. Он предсказал, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и всего города и прекращение ветхозаветных жертв.

В 64 г. до Р.Х. римляне овладели Иудеей. Иудейский царь Ирод (идумеянин по происхождению), подозрительный и жестокий, чтобы добиться расположения евреев обновил Иерусалимский храм. Во всем еврейском обществе нарастало ожидание пришествия в мир Мессии, т.к. времена, указанные в В.З., приближались. Но многие евреи ждали избавителя от римского владычества, земного царя, который покорит евреям весь мир. В 1 веке Иудея переживала сильнейший кризис, связанный с давлением на население трех уровней власти: римского императора, его наместников, царя Ирода Антипы и иудейских первосвященников. Именно в этот период особенно широко были распространены мессианские надежды. Такова была ситуация до рождения Христа.

Поскольку воплотившийся Бог Мессия Иисус Христос говорил, что Его Царство не от мира сего, и Он пришел освободить людей от рабства греху и смерти, от рабства в которое попали люди после грехопадения, то первосвященники и книжники (и по зависти также) не пошли за ним, а возбудили еврейский народ убить Его. Только ученики Его – апостолы, жены-мироносицы, служившие Ему и небольшая часть ученых иудеев (Никодим) восприняли Его как Сына Божьего и пошли за ним. Момент пришествия в мир Спасителя был ключевой для иудейской веры. Не приняв Бога, несмотря на ясные предсказания о Нём и убив Его, иудаизм лишился Божественной благодати и свернул на ложный путь. С этого момента начинается второй период в становлении иудаизма - после распятия Христа, который послужил основой для формирования современного удаизма.

Итак, часть еврейского народа пошла за Христом и явилась основанием новой христианской Церкви, Церкви Нового Завета, а большая часть начала жестоко гнать Церковь Божию и подверглась за Богоубийство наказанию. Град Иерусалим был разрушен до основания (так что камня на камне не осталось в нем), храм разрушен, В.З. жертвоприношения прекращены как неугодные Богу, евреи потеряли землю обетованную, многие из них были убиты, остальные рассеяны по всей земле. Евреи скитались около 2000 лет, не имея своей государственности, являясь в каждом государстве часто унижаемыми и презираемыми людьми. Только через почти 2000 лет государство Израиль было создано вновь (1948 г.?). В государство съехалось только за первые 10 лет около 1 миллиона репатриантов из почти 60 разных стран, объединяющим началом во многом является иудаизм.

С разрушением храма и окончанием жертвоприношений левиты (священники) сменились новыми учителями - раввинами, которые разработали подробную традицию устной передачи Моисеева Закона. Раввины организовали центр в Ямнии. В новых, изменившихся условиях им пришлось настолько серьезно изменить и реформировать ветхозаветную религию, что образовавшийся благодаря их трудам поздний иудаизм или новоиудейство настолько разительно отличалось от богооткровенной веры, что фактически стало новой, совершенно иной религией.

Основополагающим нововведением, определяющим вероучительную и обрядовую составляющую позднего иудаизма, является Талмуд, который начал регламентировать мельчайшие подробности жизни. Особое значение стало предаваться внешним признакам подчинения Закону: соблюдению Субботы, правилам приготовления пищи, постам, воздержанию, соблюдению праздников, о чем подробно мы скажем чуть позже.

В иудаизме выделяют несколько конфессий, к которым относят:

ортодоксальный иудаизм, который ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового. Ортодоксы выступают за строгое соблюдение всего комплекса норм и предписаний мицвот и придерживаются религиозного закона - галаху, не признавая никаких исключений из него.

хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах. В целом хасиды гораздо более требовательно относятся к соблюдению традиционных еврейских норм в одежде, быту, молитве, чем другие ортодоксы.

караимство, которое возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства − отказ признавать святость Талмуда;

реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах. Общей для всех реформистов мира является трактовка иудаизма прежде всего как «этического монотеизма». Главное в нём − обрядовые реформы. Талмуд и иные галахические кодексы воспринимаются как «фольклор», архаические «литературные памятники», следование которым - личное дело человека.

В целом, отличительными чертами иудаизма являются отсутствие четкой догматической системы вероучения и жесткой организации, которая бы объединяла все направления иудаизма.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения: о священных книгах; сверхъестественных существах; Машиахе (Мессии); загробной жизни; душе; запретах; богослужениях; праздниках; Каббале.

Священные книги

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита − “Закон”). Она состоит из пяти книг-произведений. Первая: Берешит (в переводе −“В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).

Во вторую группу входит только одна книга-том: Танах, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Во вторую часть −Невиим (“Пророки”) − входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) − входит двенадцать книг.

В третью группу входит собрание священных книг, которое называется словом Талмуд (“Изучение”). В оригинале это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части: на Мишну, на палестинскую Гемару и на вавилонскую Гемару



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: