Третий учебный вопрос. Методологические основы менеджмента. Природа и состав функций менеджмента.




Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического менеджмента.

Принципы менеджмента. Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека.

Основные принципы менеджмента: принцип научности;принцип системности и комплексности; принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений;принцип демократического централизма;принцип баланса власти;принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов; принцип последовательности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивации.

К основным задачам управления организацией можно отнести:

управление персоналом; управление качеством продукции; управление инновациями (нововведениями в организации); стратегическое управление; управление финансовыми ресурсами; управление материальными ресурсами и запасами; управление информационными ресурсами; управление времен-ными ресурсами (сетевое планирование); управление производительностью труда; антикризисное управление предприятием; управление маркетингом; управление по целям; управление по результатам.

Необходимые ресурсы для управления организациями:

· материальные ресурсы (земля, здания, помещения, оборудование, оргтехника, транспорт, коммуникации);

· финансовые ресурсы (счета в банках, наличность, ценные бумаги, кредиты и т. д.);

· людские ресурсы (персонал);

· информационные ресурсы;

· временные ресурсы.

Общие функции менеджмента: целеполагание;планирование;органи-зация;координация;мотивация;контроль.

Рассмотрим состав основных функций менеджмента.

1. Целеполагание. Целеполагание как вид деятельности связан с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения (планирование). Как основная функция менеджмента она ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение – постановка, определение и формирование целей управления в соответствии потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании обеспеченности целей ресурсами и их реализуемости согласно имеющемуся потенциалу организации.

2. Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование включает:

· выбор целей, стратегии и тактики, линии поведения членов организации;

· нахождение необходимых средств, разработку конкретных программ и процедур для их выполнения;

· ранжирование объектов планирования по их важности, согласованность плана с параметрами внутренней и внешней среды;

· экономическую обоснованность выбранных показателей;

По своей сути функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

· где мы находимся в настоящее время? (Оценка сильных и слабых сторон организации в таких областях, как финансы, маркетинг, производство, интеллектуальная собственность, трудовые и материальные ресурсы);

· куда мы хотим двигаться дальше и чего мы можем реально добиться на базе имеющегося потенциала? (Оценка возможностей и угроз в окружающей организацию среде: конкуренция, запросы клиентов, действующее законодательство, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные ценности для выработки целей и стратегии организации);

· как мы собираемся это делать? (Выработка конкретного решения, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации).

Существует три основных типа планирования:

· стратегическое (высший уровень) на срок от пяти лет до 10 лет и более;

· тактическое (средний уровень) на срок от одного года до пяти лет;

· оперативное планирование низший уровень - (на срок до одного года).

После определения целей и стратегии развития приступают к планированию ресурсов, необходимых для выполнения задачи.

3. Регулирование. Регулирование – вид деятельности по поддержанию режима функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. Данная функция направлена на предотвращение или исправление возможных сбоев в процессе проведения работ. Регулирование адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.

4. Организация. Организация заключается:

· в создании некой организационной структуры посредством соединения в технологическую цепь всех видов предусматриваемой деятельности и ресурсов, необходимых для выполнения установленных планов, т.е. достижения целей предприятия и каждого его подразделения;

· группировке этих видов деятельности и закреплении образовавшихся групп за определенными управляющими;

· делегировании прав и ответственности для выполнения соответствующей деятельности;

· обеспечении координации полномочий и информационных связей по горизонтали и вертикали общей организационной структуры.

Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия своих сотрудников. Закономерно, что такая структура длительное время не может оставаться неизменной, потому что в рыночных условиях меняется как внутренняя среда организации, так и внешнее ее окружение.

5. Координация. Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

6. Мотивация. Мотивация – стимулирование руководителем эффективного труда работника (внутреннее побуждение к действиям – в древности это был хлыст и угроза наказания, редко награда; в настоящее время – возможность больше заработать, моральное стимулирование, убеждение). Для действенной мотивации менеджер изучает поведение работников, определяет и использует совокупность жизненных потребностей, которые постоянно меняются. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу, сообразуясь с планом и в соответствии с делегированными им обязанностями.

7. Контроль. Контроль – это совокупность наблюдаемых действий, направленных на сопоставление запланированных и получаемых данных с целью своевременного выявления и исправления возможных отклонений от первоначальных заданий. Без контроля деятельности на предприятии начинается хаос. Любые непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от намеченного курса. Посредством контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации для предотвращения потенциальной или реальной кризисной ситуации.

Управленческий контроль осуществляется на двух уровнях: операционном и внешнем (стратегический контроль).

Операционный контроль осуществляется на уровне операций, где менеджеры инспектируют использование:

· физических ресурсов. Контроль физических ресурсов включает: закупки (критерии – качество, цена и время поставки), инвентаризацию (соответствие объемов наличия по позициям), контроль за оборудованием, контроль за качеством продукции.

· человеческих ресурсов. Контроль человеческих ресурсов включает правильный отбор, обучение, оценку и оплату труда персонала предприятия.

· финансовых ресурсов. Контроль финансовых ресурсов направлен на эффективное использование капитала доступного компании.

· информационных ресурсов. С помощью контроля информационных ресурсов стремятся обеспечить доступность своевременной, достаточной и точной информации для поддержания всех видов организационно-хозяйственной деятельности.

Внешним (стратегическим) контролем обычно заняты менеджеры, ответственные за стратегию корпорации или бизнеса. Высшие менеджеры собирают информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках, технологии, изменения в законодательстве и др. т.е. стремятся наблюдать за явлениями, которые могут воздействовать на планы компании, чтобы своевременно отреагировать на них.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: