Итоговый балл формируется суммированием балла за экзамен и балла, набранного перед экзаменом.




Требования к студентам.

· Поведение в процессе обучения

Вам в процессе учебы необходимо будет брать на себя ответственность за:

· посещаемость занятий;

· активное и продуктивное участие на практических занятиях;

· изучение основной и дополнительной литературы;

· выполнение СРС

· своевременную сдачу всех видов работ;

Требуется освоение материала, предусмотренного программой курса «Современные международные отношения». Требуется регулярно и без опозданий посещать все занятия, исключением может быть только болезнь и другие уважительные причины, подтвержденные документально. Преподаватель не берет на себя ответственность за пропущенные студентом занятия и не проработанные вовремя материалы. Пропуски занятий без уважительной причины могут привести к снижению оценки по курсу.

 

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины:

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции (ОК, ПК):

· готовностью собирать и интерпретировать современные данные для суждений по научным проблемам (ОК-4);

· способностью к письменной и устной коммуникациям на кыргызском (русском) и иностранных языках (ОК-6);

· знанием основ подготовки и редактирования текстов профессионального содержания (ОК-10);

· владением навыками научных исследований политических процессов и отношений (ПК-1);

· владением навыками участия в исследовательском процессе цивилизационных особенностей афро-азиатских регионов (ПК-2);

· способностью и умением использовать полученные знания и навык. владеть понятийным аппаратом (ПК-4);

· владеть языковой подготовкой для исследования политической истории Кыргызстана и зарубежных стран (ПК-5);

· уметь создавать базы данных для сравнительной политологии (ПК-7);

· уметь обрабатывать массивы статистических и демографических данных (ПК-8);

· понимать и анализировать проекты и модели современной кыргызстанской и мировой политики (ПК-9);

· учиться политическому анализу и прогнозированию через составление отчетов, справок и пояснительных записок (ПК-10);

· способностью к участию в анализе традиционных и современных систем народов Азии и Африки по формированию политической культуры и менталитета (ПК-12);

· способностью к участию в применении на практике теоретических основ управления проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-13);

· способностью рационально организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии, деловой культуры и этикета (ПК-15);

В результате освоения компетенции студент должен:

1. Знать:

- социокультурные, религиозные, этнические и исторические аспекты политики, специфику проявления фактора этнической и конфессиональной принадлежности представителей различных социальных групп в их взаимодействии (ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-4);

- закономерности исторического и политического процесса, место человека в политической организации общества (ОК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-8);

- общепринятые этические и правовые нормы в обществе (ОК-16, ПК-12, ПК-13, ПК-16).

2. Уметь:

- планировать и организовывать свою профессиональную деятельность (ОК-10,, ПК-8, ПК-9, ПК-15);

- аргументировать и логически верно выстраивать свои устные и письменные навыки речи (ОК-4, ОК-6, ПК-10, ПК-12);

- уважительно относиться к историческому наследию, к традициям общества, быть толерантным человеком (ОК-4, ОК-6, ОК-10);

- воспринимать и анализировать политическую информацию, правильно ставить цели (ОК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9);

- видеть политику не только в общественном, но и в культурном измерении (ОК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-4).

3. Владеть:

- культурой общения, мышления (ОК-4, ОК-6, ПК-4, ПК-5);

- широкими взглядами на проблему власти, не сводимыми только к ее политической и государственной составляющей (ОК-4, ОК-6, ПК-7, ПК-8);

- представлениями о современной политике как явлении, несущем в себе следы прошлых исторических эпох (ОК-4, ОК-6, ПК-10, ПК-9);

- навыками научных исследований политико-антропологических процессов и явлений (ПК-1, ОК-6, ОК-4).

Формы контроля:

Текущий контроль освоения модуля «Политическая антропология» осуществляется преподавателем, ведущим лекционные и семинарские занятия в виде:

- письменного опроса по теории;

- контрольных работ;

- письменных домашних заданий;

- индивидуальных заданий;

- подготовки докладов и выступлений.

Промежуточный и итоговый контроль – экзамен в по тестам.

Результаты текущего и итогового контроля формируют рейтинговую оценку работы студента.

Формирование итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента БГУ

Форма контроля Максимальное количество баллов
Посещаемость 2,0
Контрольные и домашние работы модуля 2,0
Индивидуальный проект (творческий рейтинг) 1,0
Работа на занятиях 1,0
Экзамен (зачет) 4,0
Итого 10,0

 

Формирование рейтинга до экзамена осуществляется следующим образом:

1.Оценка выполненных домашних работ

2.Оценка выполненной самостоятельной работы (индивидуальное задание (творческий рейтинг)

3.Оценка работы на занятиях

 

Система оценивания: Зачет оценивается по 100 бальной системе. Суммируется и выводится средняя арифметическая оценка промежуточного, а также итогового контроля. К итоговому балу прибавляется баллы, заработанные на практических занятиях. Каждая оценка «отлично» плюс 2 балла к итоговой оценке. Каждая оценка «неудовлетворительно» и пропуск по неуважительной причине минус 2 балла от итоговой оценки. При успешной защите эссе, реферата, индивидуального или группового проектов также добавляется 2 балла к итоговой оценке зачета.

 

56-100 (зачтено)

Менее 56 (не зачтено)

 

Итоговый балл формируется суммированием балла за экзамен и балла, набранного перед экзаменом.

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет политической антропологии

Тема 2. История политической антропологии

Тема 3. Социологические основы неравенства и власти

Тема 4. Культурные основы неравенства и власти

Тема 5. Власть и лидерство

Тема 6. Лидерство в первобытном обществе

Тема 7. Происхождение государства и права

Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях

Тема 9. Политическая антропология и современность

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы) Содержание Формируемые компетенции Результаты освоения (знать, уметь, владеть) Образователь- ные технологии
1. Предмет политической антропологии Антропология – универсальная наука о человеке. Политическая антропология как часть антропологической науки, занимающаяся изучением становления и развития механизмов социального контроля и власти. Предмет, объект и методы политической антропологии. Взаимосвязь с другими социальными и гуманитарными науками. Культурная и социальная антропология. Формализм, субстантивизм, марксизм. Принципиальные отличия политических отношений в индустриальных и неиндустриальных обществах: вещные и личностные отношения, богатство и престиж, товар и дар. Работы М. Мооса о дарообмене. Редистрибуция ОК-4, ОК-6 ПК-1, ПК-2 Знать: предмет, объект и задачи политической антропологии как науки, ее основной категориальный аппарат Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой
2. История политической антропологии Истоки политической антропологии. Колониальная экспансия и развитие этнографических исследований. Г. Спенсер. «Древнее общество» Л.-Г. Моргана. «Происхождение семьи…» Ф. Энгельса. Становление политантропологической науки. «Африканские политические системы». Основные школы и течения. Функционализм. Структурализм. «Политическая антропология» Ж. Баландье. Американский неоэволюционизм. Л. Уайт. Типология стадий политической интеграции. «Энергетическая» теория власти Р. Адамса. Дискуссия о происхождении государства. Разработка проблем политической антропологии в отечественной науке. Догматический советский марксизм в освещении Э. Геллнера. Неомарксистские интерпретации. Дискуссии об азиатском способе производства в отечественной историографии. Работы о культуре средних веков А.Я. Гуревича. «Потестарно-политическая этнография» Л.Е. Куббеля. Постсоветская антропология. ОК-4, ОК-6 ПК-4, ПК-5, ПК-7 Знать:этапы становления политантропологической науки, основные школы и течения. Уметь: выделять типологии стадий политической интеграции; вести дискуссии. Владеть: навыками изучения этнографических исследований Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой
3. Социобиологи- ческие основы неравенства и власти Политическое поведение у высших животных. Этология. Социобиология. К. Лоренц. Э. Вилсон. Естественные основы неравенства и власти: индивидуальные способности, возрастное неравенство, половая стратификация. Механизм территориальности. Этническое и расовое неравенство. Агрессивное и альтруистское поведение. Доминирование. Структурная иерархия. ОК-4, ОК-6, ПК-9, ПК-10, ПК-12 Знать:естественные основы неравенства в обществе. Уметь: различать типы поведения. Владеть:навыками анализа структурной иерархии Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание
4. Культурные основы неравенства и власти Причины социального неравенства: собственность, доступ к ресурсам, статус, престиж, авторитет. Социальная стратификация и ее формы (П. Сорокин). Представления о социальной справедливости. Понятие социальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальное и коллективное проникновение ПК-1, ПК-15 Знать:основные причины социального неравенства. Уметь:ориентироваться в понятии социальной мобильности Владеть: представлением о социальной справедливости Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание
5. Власть и лидерство Власть как способность ограничения поведенческих альтернатив. Власть и лидерство. Власть и авторитет. Власть и управление. Ресурсы власти. Структура власти. Виды власти. Типология легитимного господства М. Вебера (традиционное, бюрократическое, харизматическое лидерство). Природа человеческого лидерства. Теория черт. Ситуационная теория. Теория последователей. Типы лидерства. Функции лидеров. Элиты и их роль в человеческой истории. Работы Г. Моска, В. Парето. Современные теории элит. Типология элит. ОК-4, ОК-6 ПК-15 Знать:понятие власти и властных отношений Уметь:понимать природу политического лидерства Владеть: анализом современных и традиционных теорий политических элит Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений
6. Лидерство в первобытном обществе Формы лидерства в догосударственном обществе. Лидерство в сообществах приматов. Эгалитарные группы охотников и собирателей. Функции предводителя. Авторитет. Нестабильность. Половозрастное неравенство. Переход к земледелию и животноводству. Община. Родство. Системы родства. Линидж. Клан. Племя. Генеалогическая иерархия. Бигмен. Престижная экономика. Институты возрастных классов. Тайные общества. Касты. Кланы. Домены. Генеалогическое неравенство. Вождество – первая иерархическая форма социальной организации. Признаки вождества и его отличие от государства Кыргызский каганат. Предпосылки и основы государственности. Религиозная сакральность власти. ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5 Знать:условия появления лидерства в догосударственном обществе. Уметь:проводить аналогии родства. Владеть:навыками составления генеалогической иерархии Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений, консультации преподавателей
7. Происхождение государства и права Эволюция представлений о государстве: от Платона до Э. Сервиса. Теории возникновения государства. Теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Завоевательная теория (Л. Гумплович, Ф. Оппенгаймер). Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс). Взгляды на политогенез в XX в. Теория «городской революции» Г. Чайдла. «Гидротехническая» теория К. Виттфогеля. Интегративная и конфликтная версии политогенеза (Э. Сервис, М. Фрид). Проект «раннего государства» (Х. Классен). Причины генезиса государственности. Экологический фактор. Система хозяйства. Ирригация. Рост народонаселения. Идеология. Обмен и торговля. Война и завоевания. Внешние влияния. «Первичные» и «вторичные» государства. Пути политогенеза. Запад и Восток. Роль элиты в формировании государства: управленцы, военачальники, жрецы. Сущность и признаки государства. Интегративный и конфликтный подходы. Закон и насилие. Признаки государства. Типы и формы государственности: основные концепции и школы. Бюрократия. Возникновение права. Легитимность власти. Идеологическое обоснование власти: взаимный обмен услугами. ОК-6, ОК-9, ПК-1, ПК-15 Знать:теории происхождения государства, причины генезиса государственности. Уметь:обозначить роль элиты в формировании государства, человеческий фактор в войнах и завоеваниях. Владеть:понятийно-категориальным аппаратом идеологического обоснования власти   Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений
8. Власть в доиндустриаль- ных цивилизациях Пути социальной эволюции. Восток: деспотическое государство, касты, циклизм. Дискуссия об «азиатском способе производства». Цивилизации Востока. Китай. Индия. Месопотамия. Египет. Исламский мир. Цивилизации доколумбовой Америки. Античная Европа: греческая демократия и римское право. Эпоха средневековья. Европейский феодализм. Вызревание рационального «правового» государства. Африка: сакральный царь. Проблема «африканского способа производства». Кочевники Евразии. Номадизм. Восточные и западные черты кыргызстанской политической традиции ОК-4, ОК-6, ПК-8, ПК-9 Знать:принципиальные отличия Западных и Восточных цивилизаций. Уметь:дифференцировать проблемы общественного способа производства. Владеть:техникой исследования политической традиции Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, письменное домашнее задание
9. Политическая антропология и современность Трансформация политической культуры колониальных обществ. Прямое и косвенное управление. Проблемы модернизации. Ценности западной цивилизации и традиционные общества. Клановые, этнические и конфессиональные основы современной политической системы постколониальных обществ. Значение политической антропологии для понимания культурных и политических процессов в неевропейских цивилизациях. Азиатское континентальное мышление. Тигры и драконы посткризисной экономики. Реформирование постсоциалистических обществ. Особенности российской цивилизации. Имперская традиция в отечественной истории. Демократические процессы и административная власть. Антропологический подход к исследованию политических процессов в странах СНГ. «Президентская республика». «Восточный» парламентаризм Кыргызстана. Конфессиональный фактор ПК-1, ПК-15, ОК-10 Знать:политические ценности цивилизации. Уметь:ориентироваться в демократических процессах и административной власти. Владеть:пониманием антропологического подхода к исследованию политических процессов в странах СНГ Лекции, семинары, самостоятельная работа с литературой, подготовка докладов и выступлений, консультации преподавателей

 

Обеспечение содержания дисциплины:

Тема 1. Предмет политической антропологии

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое антропология?

2. Что является предметом политической антропологии?

3. Чем отличаются методы антропологии от методов социологии, политологии и истории?

4. Что такое функционализм?

5. Охарактеризовать методы политической антропологии: структурный, сравнительно-исторический, типологический, формальные кросскультурные.

Тема 2. История политической антропологии

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите основные школы политической антропологии.

2. Перечислите основные теории политогенеза.

3. Что такое британский функционализм?

4. Что такое французский структурализм?

5. Что такое американский неоэволюционизм?

6. Охарактеризовать политическую антропологию в России и в Центральной Азии.

Тема 3. Социологические основы неравенства и власти

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое агрессивность?

2. Возможно ли равенство между женщиной и мужчиной?

3. В чем причины возрастного неравенства?

4. Что такое территориальное поведение?

5. Охарактеризовать понятия «свой» и «чужой».

Тема 4. Культурные основы неравенства и власти

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличия между неравенством, стратификацией и иерархией?

2. Возможно ли равенство в человеческом обществе?

3. Что такое касты?

Тема 5. Власть и лидерство

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «власть» и «господство»?

2. Назовите основные черты традиционной системы господства.

3. Перечислите три классических типа господства по М. Веберу.

4. Охарактеризовать власть и энергию.

Тема 6. Лидерство в первобытном обществе

Вопросы для самопроверки:

1. С помощью каких каналов можно достичь власти?

2. Какую роль играет символика власти?

3. Характерна ли для первобытных обществ единая линия эволюции?

4. На чем базируется авторитет бигмена?

5. Что такое вождество и каковы его отличительные черты?

Тема 7. Происхождение государства и права

Вопросы для самопроверки:

1. Какие существуют определения понятия «государство»?

2. Является ли государство универсальной ступенью социальной эволюции?

3. Какова сущность государства?

4. Какие признаки государства?

5. Что такое первичные и вторичные государства?

6. Охарактеризовать пути становления государства.

Тема 8. Власть в доиндустриальных цивилизациях

Вопросы для самопроверки:

1. Чем доиндустриальные общества отличаются от индустриальных?

2. Что такое престижная экономика?

3. Что такое экономическая антропология?

4. Охарактеризовать понятия: власть – собственность – идеология.

Тема 9. Политическая антропология и современность

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое модернизация?

2. В чем особенности национализма в посттрадиционных обществах?

3. Характерно ли разделение властей для посттрадиционных обществ?

4. В чем роль клановой структуры в посттрадиционных обществах?

5. III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения дисциплины «Политическая антропология» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения

- лекции

- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные вопросы политико- антропологических основ, рассмотренных в лекциях и учебной литературе

- письменные домашние работы

- самостоятельная работа студентов, в которую включается освоение основных методов политико-антропологического анализа

- консультации преподавателей

- подготовка докладов и выступлений, рефератов

2. Методы обучения с применением интерактивных и гуманитарных форм образовательных технологий:

- анализ политических ситуаций

- ролевые игры

- сравнительный анализ сценариев развития



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: