V. Графические навыки, техника письма,




культура оформления письменных работ (в течение года)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
Техника письма. Письмо в тетради с сеткой в одну линию. Выполнение элементов букв и росчерков в 1/3 строки, полстроки, полторы строки. Закрепление написания пунктуационных знаков. Письмо букв в порядке усложнения их формы (и, ш, ц, щ… И, Ш, Ц, Щ…) или в соответствии с особенностями начала письма той или иной буквы (с, о, а, д… С, О, Е и др.). Безотрывное соединение составных букв и элементов букв. Наращивание темпа письма. Самоконтроль за соблюдением гигиенических и технических требований при выполнении комплекса движений во время письма. Условия правильного, аккуратного оформления письменной работы: расположение заголовка на строке, вертикальность левого края письменной работы, соблюдение поля по правому краю страницы; расположение на странице стихотворных столбцов, реплик диалога; заполнение таблицы; выполнение условных обозначений (подчеркивание условными линиями, обозначение частей слова, связи слов в предложении и др.). Письмо на доске. Ученик (ученица) контролирует выполнение гигиенических и технических правил письма; пишетв тетради с сеткой в одну линию; выполняетросчерки, соблюдая нужную высоту и ширину, одинаковый наклон элементов; соблюдаетнужную высоту, ширину, одинаковыйнаклон больших и малых букв, пунктуационных знаков (?,!) в тетради с сеткой в одну линию; выполняет при письме безотрывные соединения малых букв (н, р, ф), а также до 4 букв (лини, древ, мини, мили, ориз, трив и под.); контролирует движения пальцев и предплечья при безотрывном письме; ускоряетписьмо в меру своих возможностей, не изменяя при этом формы букв и их соединений; оформляетправильно и аккуратно письменную работу; соблюдает правила письма на доске: занимает правильное положение у доски (с учетом особенностей письма правой или левой рукой), сохраняет пропорциональность букв и др.

Класс

(2,5 часа в неделю, всего 87,5 часов, из них 4 часа резервного времени)

 

I. Речевая содержательная линия (12 часов и в течение года)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Аудирование (2 часа и в течение года) Слушание как вид речевой деятельности. Восприятие с одного прослушивания рядов языковых единиц – звуков, слогов, сочетаний слов, предложений. Соотнесение ряда прослушанных слов, сочетаний слов, предложений с рисунком и выбор тех, которые соответствуют рисунку. Слушание текста (повествования, описания, рассуждения), относящегося к художественному, разговорно-бытовому, научно-художественному стилям. Понимание фактического содержания, последовательности изложения, основной мысли, эмоциональной окраски текста. Опора при слушании на данный план высказывания (5-6 пунктов). Понимание учебных или игровых инструкций, воспринятых на слух. Восприятие точного, меткого, образного слова. Выражение собственных мыслей по поводу услышанного. Ученик (ученица) объясняет,какую роль играет внимательное слушание, понимание прослушанного; находит после одного прослушивания в ряду языковых единиц те, которые отвечают указанным признакам; соотносит услышанные слова, словосочетания и предложения с сюжетными, предметными рисунками или реальными предметами, находит соответствие / несоответствие; создаёт словесный рисунок по содержанию прослушанного; слушает внимательно и заинтересованно; определяет тип и стиль текста; понимает после одного прослушивания содержание текста (текст-повествование, описание или рассуждение; время звучания текста в нормальном темпе – 3-4 мин); выбирает правильные ответы на вопросы по тексту из трех предложенных вариантов; различает5-6 частей в содержании прослушанного; выполняетустные инструкции учителя, которые касаются учебных или игровых заданий; называет слова, выражения из прослушанного текста, которые считает точными, выразительными, комментирует употребление таких слов; принимает участие в беседе, высказывает суждение по поводу услышанного; сопоставляет услышанное с собственным жизненным опытом.
2. Говорение (в течение года) Регулирование дыхания, силы голоса, темпа речи. Диалогическая речь (в течение года) Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, переспрашивать и повторно объяснять без раздражения, доказывать без категоричности, уважать другое мнение и др.). Речевой этикет (формулы вежливого выражения своего мнения, переспрашивания, уточнения). Воспроизведение диалогов из прослушанных или самостоятельно прочитанных произведений (в лицах, без слов автора). Составление диалогов по рисунку, описанной ситуации – с опорой на вспомогательные материалы, а также самостоятельно. Обобщенное содержание диалогов: вопрос – уточняющий вопрос – уточнение вопроса – ответ; предложение – уточняющий вопрос – ответ – отказ – доводы в пользу сказанного – ответ. Представление составленных диалогов и оценивание их. Ученик (ученица) регулируетсилу голоса, темп речи с учетом условий общения; объясняет особенности поведения слушающего, который заинтересован/ не заинтересован словами говорящего; слушает собеседника внимательно, заинтересованно; уточняет вопрос и разъяснение без раздражения, выражает свое мнение доброжелательно. Ученики (ученицы) воспроизводят в лицах, разыгрывают по ролям диалоги из прослушанных и из самостоятельно прочитанных произведений (более длинных и сложных, чем в 3 классе); составляют диалоги (5-6 реплик на каждого участника диалога; одним из участников диалога может быть учитель) самостоятельно и с опорой на вспомогательные материалы; приводятубедительные доказательства в споре; обсуждают прослушанный текст, рисунок, учебную ситуацию в классе, поочередно составляя вопросы (о фактическом содержании, причинно-следственных связях, эмоциональной окраске, своем отношении к предмету обсуждения), а также ответы на них; оценивают содержание и форму диалога (отмечают в нем достоинства, тактично дают советы по его совершенствованию).
Монологическая речь (в течение года) Основные требования к устному высказыванию (соответствие теме, наличие своей точки зрения, последовательность в развитии мысли, использование средств связи в тексте). Умение говорить, учитывая интересы, возможности слушателя, собеседника (тема, примеры, описания, доказательства и др.). Речевой этикет (речевые формулы, свидетельствующие об отсутствии категоричности в выражении своей точки зрения). Пересказ (детальный, выборочный) текста-повествования с элементами описания и рассуждения – с опорой на вспомогательные материалы (данный, коллективно или самостоятельно составленный план; опорные слова и сочетания слов), а также без опоры на дополнительные материалы. Пересказ самостоятельно прочитанного текста, эпизода из просмотренного фильма, рассказа, услышанного от близких, знакомых. Творческий пересказ: внесение дополнений в материал для пересказа (описание обстановки, внешности персонажа, рассуждения о поступках персонажей, пример из своего жизненного опыта и др.). Повторение образца краткого пересказа связного высказывания, продемонстрированного учителем. Выражение своего отношения к предмету речи, обоснование его. Самостоятельное построение высказывания (повествования, описания, рассуждения) по рисунку, с опорой на дополнительные материалы (зачин или концовку, опорные сочетания слов, данный, коллективно или самостоятельно составленный план). Составление рассказа, сказки, загадки с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно на заданную или свободную тему. Выражение своего отношения к предмету высказывания. Оценивание, совершенствование составленных связных высказываний. Ученик (ученица) объясняет, каким должно быть связное высказывание, составленное с учетом определенной ситуации общения; сообразует дыхание со смысловым членением речи; регулирует силу голоса, темп речи с учетом условий общения; пересказывает (подробно, выборочно) прослушанный, самостоятельно прочитанный текст (повествование с элементами описания и рассуждения) с опорой на вспомогательные материалы; соблюдает основные требования к устному высказыванию (объем начального текста – 75-100 слов); пересказывает эпизод из просмотренного фильма, телепередачи; дополняетпересказ, включая в него описание внешности персонажа, рассуждения на основе своего жизненного опыта и др.; повторяеткраткий пересказ связного высказывания (эпизода фильма) по образцу, предложенному учителем (до 5 предложений); выражаетсвое отношение к предмету речи; строитустное высказывание (повествование, описание, рассуждение) на данную тему с опорой на вспомогательные материалы (время звучания составленного текста – 3 мин.); обсуждает содержание и форму устного высказывания; оценивает содержание и форму устных высказываний, отмечая в них достоинства и недостатки (в редких случаях с помощью учителя).  
3. Чтение(в течение года) Чтение вслух с соблюдением произносительных и интонационных норм, с учетом ситуации общения. Интонационно правильное чтение предложений, различных по цели высказывания, по выражению сильных чувств (восклицательные); предложений с однородными членами, в которых есть обобщающие слова. Интонационно правильное чтение, толкование содержания простых и сложных предложений, осложненных обращением, прямой речью и др. Чтение молча материалов (более длинных и сложных, чем в третьем классе), содержащих инструкции к учебным, игровым заданиям, описание процесса изготовления какого-то предмета и др. Ориентирование в содержании прочитанного вслух и молча. Развитие техники чтения: быстрое восприятие слов, групп слов и предложений. Чтение, толкование информационных материалов учебника, заданий и текстов из упражнений. Ориентировка в учебнике (условные знаки, оглавление, расположение материала на странице, шрифты и др.). Нахождение в учебнике или другой книге по оглавлению нужных страниц, правила, отдельного произведения и др. Просматривание оглавления учебника, одного из его разделов или параграфов, справочных материалов и др. с целью отбора необходимой информации. Ученик (ученица) правильно читает неизвестный текст вслух со скоростью 80-95 слов в минуту; читает выразительно и интонационно правильно предложения всех типов, которые изучались на уроках; читает вслух свое письменное сочинение, самостоятельно подобранный материал для сообщения в классе, стараясь быть понятным и интересным для слушателей; читаетмолча текст со скоростью 100-130 и больше слов в минуту; понимает его содержание, определяет тему, основную мысль, и даёт правильные ответы на поставленные вопросы; находит среди нескольких слов или предложений те, которые соответствуют указанному содержанию; находитпри просматривании учебника (быстрый поиск без чтения всего подряд) необходимую страницу, нужный пункт в оглавлении и на его страницах, знак сноски и соответствующее толкование, материалы различного назначения, набранные разными шрифтами.  
4. Письменная речь (10 часов и в течение года) Письмо по памяти. Самостоятельное составление 6-8 связанных между собой предложений (3-4 вопроса на заданную тему и ответы на них) с использованием элементов описания и рассуждения. Изложение (детальное или выборочное) повествовательного текста с элементами описания и/или рассуждения (объем начального текста – 85-95 слов). Творческое изложение: дополнение начального текста (описание обстановки, внешности персонажа, рассуждения о поступках персонажей). Письменный пересказ услышанного учащимися на уроках или во вне-урочное время. Совершенствование, редактирование текста: выделение отсутствующих абзацев; перестановка частей текста; изъятие предложений, не соответствующих теме; дополнение текста при отсутствии вступления (зачина), заключения; замена неудачно использованных слов. Выражение и обоснование своего мнения о предмете высказывания. Самостоятельное письменное высказывание на свободную тему (0,4-0,6 страницы). Письмо. Записка. Поздравление. Приглашение. Объявление. Составление загадки, сказки. Обсуждение письменных работ, выявление в них положительных сторон, советы по их доработке. Ученик (ученица) записываетпо памяти стихотворение из 6-8 строк (две строфы) или прозаический текст до 5 предложений; самостоятельно составляет 6-8 связанных между собой предложений или 3-4 вопроса на заданную тему, по ситуации на уроке, содержанию учебного материала; пишет разные виды изложения (близко к тексту, сжатое, выборочное, творческое) по коллективно или самостоятельно составленному плану, с опорой на вспомогательные материалы, выражает свое мнение о событиях, персонажах (объем начального текста – 85-95 слов); дополняет текст описанием нового эпизода, образа или картины на основе воображения; пишет о том, что его заинтересовало (факт, событие, прочитанное произведение, эпизод фильма и др.); восстанавливает деформированный текст; выражаетиаргументирует свое мнение о предмете речи; составляетизаписывает загадку, сказку (по образцу, с опорой на вспомогательные материалы и самостоятельно); составляет записку, содержащую просьбу, сообщение о каком-либо факте и его объяснение; письмо, поздравление, приглашение, объявление; принимает участие в обсужденииписьменных работ одноклассников (в паре, небольшой группе), опираясь на памятку, подготовленную учителем или коллективно, отмечает положительные стороны работы, дает советы по ее доработке; совершенствует самостоятельно созданный текст.

 

ІІ. Языковая содержательная линия (71,5 часа)

Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся
1. Повторение в начале учебного года(4 часа) Требования к устной и письменной речи. Различные виды речевой деятельности. Языковые явления, которые рассматривались в предыдущих классах. Техника письма, культура оформления письменной работы. Виды проверяемых и непроверяемых орфограмм в корне слова и приставках. Правила правописания (орфографические, пунктуационные), проработанные в предыдущие годы обучения. Звуки и буквы. Алфавит. Состав слова. 2. Текст(7 часов) Типы и стили текстов. Особенности содержания и структуры текста-повествования, описания, рассуждения. Абзац. Ключевые слова. Тема и основная мысль текста. Заглавие. Связь предложений в тексте. Построение текстов разных типов – повествования, описания, рассуждения. Сравнение, составление художественных и научно-популярных текстов. Ученик (ученица) объясняет требования к различным видам речевой деятельности и выполняет их; владеетна достаточном уровне умениями воспринимать и продуцировать устные и письменныевысказывания; находит в предложенном материале и характеризует языковые явления по программе предыдущего класса; записывает на доске и в тетрадях материал, располагая его в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ; определяет орфограммы в словах; пишет без ошибок слова с изученными орфограммами; пользуется орфографическим словарём; применяет правила правописания (орфографические и пунктуационные) по программе предыдущих классов; выполняетзвукобуквенный анализ слова; определяетсостав слова. Ученик (ученица) различает типы текста; художественный и научно-художественный стили текста. составляет тексты разных типов самостоятельно и с опорой на вспомогательные материалы: ключевые слова, образец, план, ключевые сочетания слов и т.п.; определяеттему и основную мысль текста, подбирает заглавие в коллективной работе и самостоятельно; объединяет предложения в текст, используя известные средства связи; принимает участие в написании коллективного письма; умеет написать личное письмо.
3. Предложение. Правописание (7 часов) Типы предложений по цели высказывания и интонации. Обращения, состоящие из одного или двух-трех слов, стоящие в начале, середине и конце предложения. Знаки препинания при обращении. Главные члены предложения (в простом и сложном предложении); второстепенные члены предложения (без деления на виды). Связь слов в предложении, выделение словосочетаний, постановка вопросов от главного к зависимому слову. Схематическое изображение связей между словами в предложении. Распространение предложений. Построение предложений по образцу, по схеме, самостоятельно. Восстановление деформированных предложений. Однородные члены предложения с бессоюзной связью или неповторяющимися союзами и, или, а, но. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения разных типов: без союзов, с союзами и союзными словами: чтобы, потому что, который, если, когда и др.; знаки препинания в сложном предложении (практически, без употребления терминов). Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи, которая находится до и после слов автора. Ученик (ученица) определяетна слух и при письме видпредложения по интонации и цели высказывания; читает интонационно правильно простые предложения с однородными членами, обращениями, прямой речью, сложные предложения; строит предложения с однородными членами, обращениями, прямой речью (с опорой на вспомогательные материалы); определяетв предложении главные (подлежащее, сказуемое – его основу) и второстепенные члены,ставит к ним вопросы; выделяетсловосочетания в группе подлежащего и в группе сказуемого; устанавливаетграмматические связи между членами предложения, изображает связь слов схематически; распространяет предложения по вопросам; составляетпредложения по данным схемам; восстанавливает деформированные предложения; находитв предложении однородные члены; ставит запятую между однородными членами; объединяет однородные члены предложения при помощи союзов и, или, а, но; строит предложения с однородными членами, обращениями, прямой речью; объединяет два простых предложения в одно сложное; строит сложные предложения по образцу и самостоятельно; ставит знаки препинания в предложениях с обращением, прямой речью, однородными членами, в сложных предложениях (при списывании и в самостоятельно составленных).
4. Слово Значение слова(2 часа) Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Случаи омонимии (без термина). Наиболее употребительные устойчивые сочетания слов (практически). Использование толкового словаря для выяснения и уточнения значения слова. Ученик (ученица) объясняет случаи употребления слова в разных значениях, в прямом и переносном значении; составляетпредложения с многозначным словом в разных значениях, со словом, употребляемым в прямом и переносном значении, с наиболее употребительными устойчивыми сочетаниями слов; выбираетиз ряда слов, устойчивых сочетаний слов то, которое больше подходит для использования в той или иной ситуации общения; исправляет текст, заменяя в некоторых предложениях неудачно подобранные слова (самостоятельно или с использованием данных рядов слов); находит слово в словаре (по 3-й, 4-й букве); объясняет значения многозначного слова.
Части речи. Правописание (48часов) Имя существительное(13 часов) Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Повторение изученного об имени существительном в 3 классе. Лексическое многообразие слов, которые относятся к именам существительным. Имена существительные-синонимы, антонимы; многозначность имен существительных; употребление имен существительных в прямом и переносном значении. Собственные и нарицательные имена существительные. Род и число имен существительных. Различия в форме рода и числа отдельных имен существительных в русском и украинском языках. Особенности написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий звук. Изменение имен существительных по падежам (склонение). Три склонения имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1,2,3 склонений. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных во множественном числе. Составление словосочетаний, предложений с именами существительными. Разбор имени существительного как части речи.     Имя прилагательное(10 часов) Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 3 классе. Развитие представлений о лексическом многообразии имен прилагательных, их роли в речи (прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы; употребление имен прилагательных в прямом и переносном значении). Наблюдения над употреблением имен прилагательных в речи. Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже. Изменение имен прилагательных по падежам в единственном и множественном числе; по родам − в единственном числе. Родовые и падежные окончания имен прилагательных. Произношение и написание падежных окончаний имен прилагательных (практически). Произношение и написание суффиксов, приставок в именах прилагательных. Составление словосочетаний, предложений с именами прилагательными. Грамматический разбор имени прилагательного. Ученик (ученица) определяетна слух и в написанном тексте имена существительные, доказывая правильность выполнения задания; подбираеткимени существительному синонимы и антонимы; объясняетзначения многозначного имени существительного; дополняет предложения уместными именами существительными; различает имена собственные и нарицательные по значению; определяет род и число имени существительного; изменяет имена существительные по числам и падежам; ставит имя существительное в начальную форму; определяет тип склонения имени существительного; знаетспособ проверки написания безударных окончаний имен существительных; правильно пишет падежные окончания имен существительных всех трёх склонений и существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на шипящий звук (при списывании и под диктовку); правильно произноситпадежные окончания имен существительных и проговаривает их так, как они пишутся (камнем, столов и др.) строит сочетания слов, предложения, используя имена существительные в разных падежных формах; имена существительные, которые в украинском и русском языках относятся к разным родам (степь, собака, боль); а также те, формы числа которых отличаются в двух языках; выполняетразбор имени существительного как части речи. Ученик (ученица) относит к именам прилагательным слова, которые обозначают разные признаки предметов; подбираетк именам прилагательным синонимы и антонимы; объясняетзначения многозначного имени прилагательного; дополняет предложения уместными именами прилагательными; изменяетимена прилагательные по числам и в единственном числе по родам; определяет род и число имени прилагательного по роду связанного с ним имени существительного; изменяетимена прилагательные в единственном и множественном числе по падежам; правильнопроизносит и пишет падежные окончания имен прилагательных (- ого, - его); правильно произносити пишетимена прилагательные на –ский, -цкий, -зкий, с приставками без-, раз- и проверяет написанное; строитсловосочетания и предложения с именами прилагательными в разных падежных формах; выполняетграмматический разбор имени прилагательного.
Имя числительное(4 часа) Общее представление об имени числительном как части речи: значение, вопросы, изменение. Числительные количественные и порядковые. Изменение количественных и порядковых числительных по падежам. Сочетания существительных с количественными числительными второго десятка, составными числительными, употребленными в разных падежных формах (практически). Составление словосочетаний, предложений с числительными сорок, девяносто, сто в разных падежных формах. Грамматический разбор имени числительного. Местоимение(4 часа) Общее понятие о местоимении как части речи. Наблюдения за ролью местоимений в речи. Личные местоимения, их изменение и правописание. Указательные местоимения этот (эта, это, эти), тот (та, то, те). Изменение местоимений по падежам и числам, в единственном числе – по родам. Роль местоимений в речи. Составление словосочетаний, предложений с местоимениями. Грамматический разбор местоимения.     Глагол(14 часов) Глагол как часть речи. Роль глагола в речи. Повторение изученного о глаголе в предыдущих классах. Расширение представлений о лексическом многообразии глаголов, их роли в речи (глаголы-синонимы, глаголы-антонимы; употребление глаголов в прямом и переносном значении; многозначные глаголы). Наблюдения над употреблением глаголов в тексте. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием по неопределённой форме. Изменение глаголов прошедшего времени. Глаголы, оканчивающиеся на -ся (-сь). Произношение и написание -ться и -тся в глаголах. Составление словосочетаний и предложений с глаголами. Разбор глагола как части речи.     Наречие (3часа) Повторение изученного о наречии в 3 классе. Разнообразие лексического значения наречий. Наречия места, времени, образа действия. Наречия, близкие и противоположные по значению. Наблюдения над ролью наречий в тексте. Выбор из данных наречий того, которое соответствует коммуникативной задаче. Правописание отдельных, наиболее употребительных наречий. Составление словосочетаний, предложений с наречиями. Проверка написания наречий по словарю. Ученик (ученица) определяетсреди данных слов имена числительные, подбирает к ним вопросы сколько? который (какой)? которая (какая)? которое (какое)? которые (какие)?; правильно читает и списывает сочетания существительных с числительными второго десятка, составными числительными в разных падежных формах; строит словосочетания и предложения с именами числительными, употребляя нужную падежную форму (по образцу, с опорой на вспомогательные материалы); выполняетграмматический разбор имени числительного. Ученик (ученица) узнаетв ряду слов местоимения, подбирает вопросы к местоимениям; правильно читает и пишет личные и указательные местоимения в разных падежных формах; правильно употребляетв устной и письменной речи местоимения третьего лица с предлогами; строит сочетания слов с местоимениями в разных падежных формах (по образцу); заменяет в предложении часто употребляемые имена существительные местоимениями; составляет пары связанных между собой предложений, используя местоимения для связи предложений; выполняетграмматический разбор местоимения. Ученик (ученица) подбираетк глаголам синонимы и антонимы; объясняетзначение многозначного глагола; дополняет предложение глаголом, который соответствует коммуникативной ситуации; узнаетна слух и в письменных текстах неопределенную форму глагола; ставитглаголы в неопределенную форму; используетнеопределенную форму глагола при построении текстов; определяет время глаголов в предложениях и текстах; изменяет глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени; определяетглаголы І и ІІ спряжений, использует опорные материалы для определения лица глаголов настоящего и будущего времени, их окончаний в разных личных формах; изменяетглаголы прошедшего времени по числам и в единственном числе по родам; правильно произносит глаголы бралá, взялá, пóнял – понялá;. образуетразличные формы глаголов на - ся (в прошедшем, настоящем и будущем времени); правильно пишет глаголы на -ться, -тся; ставитвопросы к глаголам в форме настоящего, будущего, прошедшего времени; строитсловосочетания и предложения с глаголами в различных формах; выполняетграмматический разбор глагола. Ученик (ученица) ставитвопросы к наречиям места, времени, образа действия; правильно произноситисписывает наиболее употребительные наречия; подбираетк наречиям синонимы и антонимы; объясняетзначения многозначного наречия; дополняет предложение наречием, которое соответствует коммуникативной ситуации; строитсочетания слов, предложения с наречиями (с опорой на дополнительные материалы); находитнужное наречие в словаре, уточняя его написание.
5. Правописание (в течение года, в связи с изучением языковых тем программы) Правописание слов с орфограммами. Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами. Правила, регулирующие написание таких орфограмм. Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами: пробел (интервал между словами), перенос слов, большая буква. Правила, регулирующие их написание. Способы проверки изученных во 2-4 классах орфограмм в разных частях слова (по проверочному слову, по правилу, по орфографическому словарю). Правописание имен существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящий. Произношение и написание падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений. Произношение и написание суффиксов, префиксов в именах прилагательных (практически). Правописание личных окончаний глаголов. Произношение и написание - тся и - ться в глаголах. Написание частицы не с глаголами; предлога с именами существительными и местоимениями. Правописание отдельных, наиболее употребительных наречий. Знаки препинания в простом и сложном предложениях; при обращении, при однородных членах предложения, при прямой речи. Работа с орфографическим и другими учебными словарями. Ученик (ученица) правильно пишетпри списывании, под диктовку (75-80 слов), в самостоятельно построенных текстахимена существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце слова; падежные окончания имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений; имена прилагательные с различными префиксами и суффиксами; глаголы в различных формах, глаголы на - ться, - тся; глаголы с частицей не; наиболее употребительные наречия; ставит знаки препинания в предложениях с обращением, однородными членами предложения, в сложных предложениях с союзами и союзными словами: а, но, что, чтобы, потому, что (так как), где, когда, если, который (которая, которое, которые), какой (какая, какое, какие), у которого (у которой, у которого, у которых) и т.п.; находит необходимое слово в словаре.
Слова для запоминания произношения и написания: автомобúль, агронóм,аккурáтно, бесéда, библиотéка, билéт, благодарю, вагóн, вéжливость, вúдеть, внизý, вóзле, вокзáл, вопрóс, восемнáдцать, восхóд, газéта, герóй, горéть, горизóнт, двáдцать, двенáдцать, девятнáдцать, дирéктор, ещё, желáть, желéзный, закáт, замечáтельный, инженéр, иногдá, кáжется, календáрь, кармáн, кастрюля, килогрáмм, киломéтр, клéить, коллектúв, компьютер, конéчно, кóсмос, космонáвт, костюм, легкó, мéдленно, метáлл, молотóк, мягкий, назáд, налéво, наоборóт, напрáво, неужéли, ничегó, обúдеться, обязáтельно, огрóмный, одúннадцать, однáжды, óколо, осóбенно, отдохнýть, пассажúр, паýк, перрóн, пешехóд, побéда, подáрок, подрýга, помогáть, портрéт, послезáвтра, прáздник, путешéствие, пятнáдцать, рáзве, разговóр, ракéта, расскáз, самолёт, сверкáть, свéрху, свобóда, семнáдцать, скóлько, слéва, снизу, спрáва, сóрок, срáзу стóлько, стрекозá, теáтр, телевúзор, телегрáмма, тóнна, топóр тринáдцать, фамúлия, футбóл, хозяин, хоккéй, четырнадцать, шестнáдцать, шёл, шоссé, шофёр, экскýрсия, электрúчество, электровóз, энциклопедия (112 слов). Итоговое повторениев конце каждого семестра и в конце учебного года (3 часа).  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: