МОНТАЖНО-ТОНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД. ПОДГОТОВКА К ПЕРЕЗАПИСИ.




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение ….................................................................................................................3

 

1) Литературная заявка..............................................................................................4

 

2) Звуковое решение...................................................................................................5

 

3) Подготовительный период....................................................................................7

 

4) Съемочный период.................................................................................................8

 

5) Монтажно-тонировочный период. Подготовка к перезаписи............................9

 

Заключение...............................................................................................................10

 

Список используемых источников..........................................................................11

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эта пояснительная записка направлена на раскрытие процесса подготовки звукового материала к перезаписи на примере игрового фильма под названием «Спальный район».

Фильм повествует об офисном работнике строительной фирмы Васе, у которого жизнь не ладиться: дома не закончен ремонт, жена «несвоевременно» хочет ребенка, отцовская машина сломалась, на работе полный завал, из-за которого у него бессонница и нервное истощение. Но неожиданное появление недавно умершего отца в виде видения (или реальности?) круто меняет представления Васи о жизни и заставляет его переосмыслить свое существование и ценности.

Работа над картиной заняла время с конца Октября (съемки) до конца Марта (пост-продакшн). В этой записке подробно будет расписан процесс подготовки звукового материала к перезаписи (то есть в основном будет освещен процесс сведения фонограммы), а так же будет представлено подробное звуковое решение фильма.

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАЯВКА

 

 

Фильм посвящен проблеме самоопределения, а так же проблеме духовного взросления и кризиса семейных ценностей. Фильм выполнен в форме мистической психологически-философской драмы в стилистике, близкой к стилистике таких режиссеров, как братья Коэны, Андрей Звягинцев, Ингмар Бергман, так же чувствуется влияние скандинавских режиссеров: длинные кадры, крупные планы, отсутствие резкой ручной съемки, выразительное построение композиции кадра, холодный цвет, геометрически выверенная точность кадров, неожиданные и резкие ракурсы.

В общей сложности драматургия построена на диалогах, но в середине фильма присутствуют несколько поворотных событий: во-первых - «оживание» машины и поспешное ретирование Васи со двора; во-вторых — появление отца. Действие происходит в современной квартире в спальном районе, во дворе и на шоссе. Время действия — осень, ночь; протяженность — несколько часов.

 

ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ

 

 

При прочтении сценария и обсуждении звукового решения с режиссером, я пришел к заключению, что основная нагрузка ляжет на внутрикадровые и внекадровые шумовые фактуры, которые должны подкреплять внутреннюю драматургию персонажей и выражать их эмоционально-духовное состояние, а так же создавать нужную атмосферу замкнутости пространства, вакуума и «давления внешнего мира на главного героя».

 

В ходе работы над фильмом родилась идея использовать в фильме такой мотив, нагнетание низкочастотного гула, который выражает не то гром, не то прилив крови к ушам. Это нарастание является символом наваливающейся лавины на героя, чем для него в его состоянии перманентной бессоницы являлся весь окружающий мир. Этот звук подкрепляет драматургию фильма, двигает действие вперед и усиливает эмоциональную составляющую. Звук появляется в фильме 3 раза в поворотные драматургические моменты, когда происходит резкое усиление психологического конфликта. Он как бы обозначает переломные точки в конфликте, сопровождает их и усиливает, акцентирует.

Музыку к фильму я сочинял и делал полностью сам. «Услышал» я ее только тогда, когда уже было осуществлено речевое озвучание картины и были положены фоны. Мы с режиссером еще на этапе разработки звукового решения перед съемками прикидывали, на что должна быть похожа музыка, и решили, что это будет музыка в стиле «эмбиент» с отсылками к работам таких композиторов, как Brian Eno, Aphex Twin, Radiohead, Steve Reich. Музыка появляется в фильме 3 раза. Первый раз — экспозиция. Музыка погружает нас в сонную атмосферу спального района, успокаивает и убаюкивает. Она состоит из синтезаторного пада, атмосферно звучащего фортепиано и звона музыкальной шкатулки. Что примечательно и, наверное, является изюминкой музыкального решения, так это шумовая фактура заведения механизма шкатулки. Я попытался сделать так, что этот завод механизма «выливался» в звучание самой мелодии на шкатулке. Это придавало музыке теплоты, отсылает слушателя к музыкальным шарманкам или шкатулкам, которые у многих ассоциируются с их детством, с колыбельными. Второй раз музыка появляется в момент первого звучания сигнализации машины во дворе, после напряженного диалога супругов. Тогда музыка сначала погружает сон, а потом, с появлением сигнализации, уходит в диссонанс. Тут уже нет фактуры шкатулок, так как атмосфера после диалога напряженная и мрачная.

Третий, заключительный раз музыка появляется в развязке фильма, когда Вася «провожает отца» уже насовсем, и принимает напутственные советы от него. Здесь музыка «раскрывается» в полной мере: пады становятся уже не такими камерными, как в начале, а широкими, открытыми, эмоционально более насыщенные. Музыка несет в себе одухотворяющее и философское начало, а так же передает чувство душевного облегчения, просветления, успокоения и любви сына к отцу, к жене, к будущему ребенку. Но не все так просто, как поначалу кажется. В середине музыкального отрывка в изображении, до этого передающего кадры спального района, появляются кадры стройки: лязгяющие цепи строительных кранов, противное жужжание сварочного аппарата, пронзительные в ночи удары молотка по металлу — все это вдруг пускает прежде родившееся чувство умиротворения в чувство неопределенности, даже тревоги. На деле мы с режиссером этой маленькой вставкой со стройкой хотели показать, что на самом деле ничего для главного героя до конца не стало ясно. Что спальные районы, подобные тому, в котором он живет, продолжат расти и множится, что таких, как он, миллионы, и число их растет. Финал философский и открытый. Открытый потому, что он задает вопрос зрителям — являетесь ли вы такими же «жителями спальных районов», как главный герой фильма?

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

 

Во время подготовительного периода я первым делом устроил встречу с режиссером Станиславом Малковым, в течение которой мы подробно обсудили основной замысел фильма, специфику рассматриваемой темы и особенности главных героев фильма, а так же звуковое решение и музыку.

Локацию для съемок я знал, поэтому отслушивать ее не ездил, тем более что планировался черновой звук. Тем не менее, я попросил прислать фото оттуда, и по ним уже понял, что там будут интересные фактуры как раз дворов спальных районов, а так же что неподалеку там шоссе, которое не помешает нам записывать речь, потому что съемки планировались в ночное время.

Во время этого периода я так же отсмотрел несколько фильмов, названные режиссером как отправные пункты для создания звукового решения. Именно на них я опирался на всех остальных этапах, но опирался только в контексте соблюдения формы и жанра. Остальную специфику необходимо было соблюсти и создать самому, о ней я говорил в предыдущем разделе этой пояснительной записки.

 

 

СЪЕМОЧНЫЙ ПЕРИОД

На съемках я использовал минимальный набор оборудования, так как предполагалось два находящихся близко говорящих актеров за кадр, а так же предполагалось переозвучание. Этот перечень состоял из портативного рекордера и микрофона-пушки Audio Technica AT 8015 с удочкой и ветрозащитой.

Основной проблемой на натурных съемках во дворе были постоянно приезжающие во двор машины (с 21 до полуночи). Но они лишь незначительно загрязнили фоновую структуру речевых и шумовых фонограмм, на речи практически не отразившись. На шоссе же главной проблемой стал проливной ливень, который не только заглушал речь героев, но и создавал физические проблемы: необходимо было всегда звать помощника, чтобы он защищал технику от воды.

Исключительно важно было записать атмосферу всех локаций, поэтому после окончания каждой сцены я всегда просил минуту тишины (на деле, конечно, старался записать не минуту, а две). И так как на подготовительном периоде было решено, что атмосфера будет играть одну из главных ролей в создании звукового образа, то я максимально тщательно относился к ее записи. Это не значит, что я старался сделать ее максимально однородной и без выделяющихся шумов — нет, я старался оставлять только те шумы, которые бы, на мой взгляд, работали на создание атмосферы одиночества, напряжения, неестественности — будь то жужжание проводки, ход воды в трубах или глухое гудение холодильника.

Так же во время съемок я делал шумовые дубли некоторых особо сложных сцен, когда я не был уверен, что смогу расслышать в фонограмме все шумы из-за речи дождя. Это мне очень помогло в шумовом озвучании.

 

 

МОНТАЖНО-ТОНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД. ПОДГОТОВКА К ПЕРЕЗАПИСИ.

 

Во время этого этапа я осуществил полное речевое переозвучание в студийных условиях, используя микрофон Rode NT2000, модифицированный с использованием лампового усиления, а так же шумовое переозвучание с использованием пушки Audio Technica AT 8015 для записи шагов и конденсаторного студийного микрофона Rode NT2-A для остальных шумов.

Речевое озвучание длилось 2 недели с небольшими доделками из-за плотного графика актеров. С шумовым озвучанием я справился за 2,5 смены, осуществлял в звукоизолированной квартире, которую я подобрал исходя из звука пола и степени звукоизоляции, а так же в тихом дворе.

Сведение происходило на протяжение трех с половиной месяцев (Январь-Февраль-Март-часть Апреля), в которые вошло так же написание музыки. Во время этого периода первым делом я проработал все фоны, это заняло у меня неделю. После того, как фоны были готовы и пропорции устроили режиссера, я проработал речевую фонограмму с учетом приблизительных пространственных характеристик (это заняло еще 2 недели), а затем очень тщательно проработал все шумовые фактуры, связанные с очень динамичными эпизодами, а так же мелкие нюансы, которые необходимо было добавить к атмосферам, но которые оставались в разделе шумовых фактур, так как привлекали к себе внимания слушателя и расставляли нужные акценты в фонах (будь то звук мусороуборочной машины за окном, лаяние собак, сигнал паркующейся машины и так далее). После того, как все синхронные и отчасти несинхронные фактуры были положены на изображение, я занялся музыкой. Это заняло 3-4 недели и потребовало от 3 до 5 личных встреч с режиссером, во время которых мы детально вносили коррективы в музыку.

В итоге, когда музыка была готова, пришлось немного подкорректировать частотные балансы шумовых фактур и балансы уровней всех разделов фонограммы (речь, шумы, атмосферы). В итоге спустя 2 месяца работы у меня был премикс, готовый к осуществлению перезаписи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог моей пояснительной записке, хочу еще раз подчеркнуть значимость в звуковом решении фильма атмосфер, звукового дизайна (шумы и закадровое звуковое решение, упомянутое выше) и, безусловно, музыки. Звук получился приблизительно таким, каким я его задумывал, и режиссер остался доволен результатом. Фильм получился образным и осмысленным, звук дополняет и обогащает эти образы, а где-то и создает дополнительную внутреннюю драматургию героев, насыщает повествование дополнительными эмоционально-психологическими оттенками. Процесс подготовки звуковых фонограмм для перезаписи происходил довольно живо, легко и без каких-то серьезных осложнений. Единственные осложнения было творческие, но они быстро решались. Я надеюсь, что фильм найдет отклик у людей и послужит всем моим сверстникам, вступающим во взрослую жизнь, хорошим уроком.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: