К СТРУКТУРЕ РЕФЕРАТА И ЕГО СОДЕРЖАНИЮ




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФЕРАТА

КАК ВТОРИЧНОГО ТЕКСТА

Процесс создания письменного текста постоянно сопровождает учебную деятельность студентов. К формам письменного высказывания в вузе относятся:

1) конспектирование: а) лекций преподавателей; б) печатного текста (научных статей, глав из учебников, учебных пособий, монографий и т. п.);

2) тезирование (эта форма письменного высказывания востребована как в учебной деятельности при составлении тезисов статьи, главы из учебника, так и в научно-исследовательской деятельности при составлении тезисов своего выступления на студенческой научно-технической конференции);

4) реферирование;

5) написание курсовых и дипломных работ.

Одной из наиболее распространенных форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы, является реферирование (написание реферата).

Реферат является вторичным текстом. Вторичный текст – это текст, который создается на базе другого текста и сохраняет его основное содержание. Помимо реферата, к вторичным текстам относятся конспект, тезисы, аннотация, рецензия и ряд других.

Цель реферата состоит в изложении и осмыслении содержания первичного текста или группы текстов. Реферат ак­туален для книжных стилей речи и используется, как правило, в учебной и науч­ной деятельности.

Существует несколько классификаций рефератов. Согласно наиболее известной все рефераты делятся на информативные и аналитические. Информативный реферат реализует основную цель реферирования; при изложении содержания первично­го текста должна быть названа его тема и сформулирована проблема, оха­рактеризован материал и структура ра­боты, главное же внимание уделяется авторской позиции, изложение кото­рой занимает в реферате основное место и за­вершается формулировкой выводов первичного текста. Информативный реферат требует осознания общей логической структуры первичного текста (текстов) и различения компонентов содержания по их текстовой значимости. Аналитический реферат к основной цели добавляет учёт взаимосвязи содержания первичного текста с проблемой, волнующей автора реферата. В этом случае первичные тексты могут не воспроизводиться по содержанию полно и целостно, а вовлекаться во вторичный текст избирательно, в связи с постановкой авторской проблемы. Такой реферат обязательно содержит оценку авторской позиции в первичных текстах и приближается к собственному рассуждению автора, отличаясь от него явно выраженным вниманием к первичному текстовому материалу. Этот материал вводится с указанием на авторство, пересказывается, цитируется. Параллельно ведется аналитический комментарий данного материала в нужном реферирующему аспекте. Аналитический реферат характерен для собственно научного подстиля — реферативных разделов дипломных сочинений, монографий, диссертаций.

Реферат как форма обучения студентов носит, как правило, аналитико-информативный характер и представляет собой краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, их сопоставительный анализ и последующие выводы. При проведении обзора может проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируется уже сделанное предыдущими исследователями.

ТРЕБОВАНИЯ

К СТРУКТУРЕ РЕФЕРАТА И ЕГО СОДЕРЖАНИЮ

Композиционная структура реферата – это последовательность расположения ее основных частей, к которым относят основной текстработы и части справочно-сопроводительного материала. Традиционно в структуру реферата входят следующие элементы (в порядке их расположения):

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основная часть,

- заключение,

- список литературы

- приложения.

Кратко охарактеризуем каждый из указанных элементов.

Реферат начинается с титульного листа, который заполняется по единой форме, принятой в конкретном учебном учреждении (см. приложение 1). После титульного листа на отдельной странице следует оглавление, в котором зафиксированы заголовки всех структурных частей реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте работы (см. приложение 2). Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в иной формулировке нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правой части оглавления.

Одним из важных структурных элементов реферата является введение, основная функция которого - подготовить читателя к восприятию основной части. Во введении обосновывается актуальность исследования, констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования, обоснование практической значимости работы. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата. В конце вводной части желательно дать перечень структурных элементов реферата. Объем введения не должен превышать 10-12% от общего объема реферата (обычно это 1,5 – 2 страницы).

Основная часть – это структурный элемент реферата, в котором последовательно раскрывается выбранная тема, решаются цели и задачи работы. Основная часть может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение и сопоставление главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. Содержание первоисточников излагается своими словами, а при необходимости дословного цитирования текста даются ссылки на источник заимствования (после приведенной цитаты в квадратных скобках указывается номер литературы по списку и страница). По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Заключение содержит основные выводы в сжатой форме, в нем отмечается, достигнуты ли цели и задачи, сформулированные во введении. В заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе, наметить дальнейшие перспективы развития темы. Объем заключения не должен превышать 4-5% от общего объема реферата (обычно это одна страница текста).

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Список литературы помещается в конце реферата и пронумеровывается. Книги в списке должны располагаться по алфавиту Сведения о книге даются в следующем порядке: автор (фамилия, инициалы); название, подзаголовок; выходные данные (место издания, издательство и год издания). Если речь идет о статье, напечатанной в сборнике или журнале, то после автора и названия публикации указываются: название сборника, журнала; место издания и год издания (если сборник); год, номер журнала, страница. В списке литературы называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 10 разных источников.

Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть графики, таблицы, схемы, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов и т.д. В тексте реферата необходимо делать ссылки на приложения

Пример оформления приложения:

Приложение 1. Термины социальной работы, трудные в произношении и написании

Приложение 2. ………………………………………………………………

Приложение 3. ………………………………………………………………

Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Необходимо помнить, что основное назначение реферата – быть средством передачи информации. В связи с этим одной из самых важных проблем реферирования является адекватность передачи информации от автора первоисточника к читателю реферата. Схематично этот процесс изображается следующим образом: СА–ТП–СР–ТР–СЧ, где СА – субъект-автор текста первоисточника, ТП – текст первоисточника, СР – субъект-референт, ТР – текст реферата, СЧ – субъект-читатель реферата (потребитель). В результате текст реферата должен отражать всю наиболее существенную информацию первоисточника, чтобы комплекс представлений (умозаключений и эмоций), сложившийся у читателя реферата (СЧ), был адекватен комплексу представлений, вызвать которые рассчитывал автор (СА) [299, с. 118]. Кроме того, студент, уяснив позицию автора, должен уметь изложить причины своего согласия (несогласия) с ним.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: