Методика проведения выездной налоговой проверки ИФНС РФ .




Контрольная работа

По дисциплине «Организация и методика проведения налоговых проверок»

Вариант 6

Часть1-Эссе

Методика проведения выездной налоговой проверки ИФНС РФ.

Как контролирующий орган налоговая инспекция имеет в своём арсенале камеральную и выездную налоговую проверку. Камеральная проверка представляет проверку налоговым органом налоговых деклараций, которые налогоплательщик представляет по месту учёта. Налогоплательщик в установленные сроки сдаёт декларации, налоговый инспектор в тиши кабинета их проверяет. В течение трёх месяцев. Это штатная работа, на такую проверку никаких решений и постановлений не требуется.

Выездная проверка, как видно из названия, проводится на выезде из налоговой инспекции. По общему правилу она проводится на территории налогоплательщика (ст. 89 НК РФ). Но если у налогоплательщика недостаточно площадей и он не имеет возможности предоставить необходимое помещение, проверку можно проводить по месту нахождения налоговой инспекции, но в сроки и по правилам выездной проверки.

Поэтому для проведения выездной проверки необходимо решение того налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик. Если организация имеет филиал или обособленное подразделение, то решение принимает тот налоговый орган, где филиал или подразделение зарегистрировано.

Что проверяется? Ну конечно налоги – правильность исчисления и своевременность уплаты федеральных, региональных и местных налогов.

Для начала необходимо надлежаще оформить решение о проведении выездной проверки. Надлежаще означает наличие обязательных реквизитов, а именно:

1.Наименование налогового органа.
2. № и дата вынесения решения.
3.Наименование налогоплательщика.
4.ИНН налогоплательщика.
5.Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. за который проводится проверка.
6.Вопросы проверки – виды налогов, по которым проводится проверка.
7.ФИО, должности проверяющих лиц.
8.Подпись руководителя или его заместителя.

Однако по проверкам существуют ограничения:

¾ По одним и тем же налогам за один и тот же период проводить две и более проверки нельзя. Исключение составляют случаи ликвидации или реорганизации, а также контроль вышестоящих налоговых органов за деятельностью нижестоящих. Как обычно, исключение подтверждает правило.

¾ В течение одного календарного года проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок запрещено.
Проверять при выездной налоговой проверке можно только три календарных года деятельности налогоплательщика, которые непосредственно предшествуют году проведения проверки. Три года и не больше.

¾ Такие же правила проведения выездной налоговой проверки установлены в отношении филиала или представительства проверяемой организации.

¾ Предметом выездной проверки не может быть контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Всё, других ограничений нет.

С момента вручения налогоплательщику решения о выездной налоговой проверке начинается отсчёт двух месяцев – это установленный срок, в который должен уложиться проверяющий. Этот срок включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

Датой окончания проверки является дата составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.

В ряде случаев проверку приходится приостанавливать. Если осуществление проверки было приостановлено, длительность проведения проверки увеличивается на число дней приостановки. Срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Для приостановки проверки необходимо иметь решение руководителя ИФНС или его заместителя. Причины приостановки:

¾ Необходимость истребования документов или иной информации о проверяемом субъекте у его контрагентов и других лиц;

¾ Необходимость проведения экспертизы;

¾ Необходимость получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

¾ Необходимость перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.

В тот период, когда выездная налоговая проверка приостановлена, инспекторы не вправе требовать от организации никаких документов и не вправе проводить какие-либо действия на территории и в помещениях проверяемого субъекта.

Дополнительные документы, которые истребует ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, следует представить в срок, указанный в требовании.

Сколько раз можно приостанавливать выездную налоговую проверку? Сколько нужно, столько и можно, неоднократно, но при этом общий срок приостановления проверки не должен превышать шести месяцев.

Что является основанием для продления срока проверки? Это:

¾ большое количество документов, которые надо проверить;

¾ большая продолжительность проверяемого периода;

¾ большое количество проверяемых налогов;

¾ несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;

¾ наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.

Таким образом, с учётом разрешённого времени проверки и времени её приостановлений, максимальный срок выездной налоговой проверки организации может составить 12 месяцев.

Метод налоговой проверки – это совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось или нет налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.

Проводится выездная налоговая проверка в несколько этапов: планирование, предпроверочная работа, проведение документальной проверки, оформление результатов. Результативность документальной проверки определяют подготовительные мероприятия в виде планирования и предпроверочной работы.

Что предполагает планирование? Это определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены проверки в предстоящем квартале. Это определение сроков их проведения. Это определение, какие виды налогов и за периоды должны быть проверены. Наконец, это определение кадровых ресурсов, необходимых для осуществления проверки.

Существует два метода выездной налоговой проверки: сплошной и выборочный. Преимущественно налоговики применяют сплошной метод проверки, так как решения по результатам выборочных проверок при определённых условиях могут быть признаны недействительными.

При сплошном методе налоговый орган проверяет, устанавливает, истребует, исследует всю документацию за все налоговые периоды, охваченные проверкой. Это первичные документы, журналы-ордера, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др. В частности:

¾ Проверяется, ведется ли налогоплательщиком учет;

¾ наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством; факт представления отчетности в налоговые органы.

¾ Устанавливается, правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности; факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов; соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

¾ Истребуются дополнительные документы и необходимые пояснения; документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика.

¾ Исследуется правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов; правильность и полнота учета документов; правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.; полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет; своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.

Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, которые получены от сторонних организаций и контрагентов проверяемого субъекта.

Записи по первичным документам сличаются с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и с данными в отчетности.

На основании анализа данных делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения. При выявлении фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.

При использовании выборочного метода проведения выездной налоговой проверки проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам. Цель проверки – выявить нарушения систематического характера. Какой метод выбрать – сплошной или выборочный – зависит от различных факторов:

¾ какой период проверяется;

¾ какие проверяются налоги;

¾ каков объем деятельности налогоплательщика;

¾ количество проверяющих.

Выездная налоговая проверка может быть плановая и внеплановая, комплексная (по нескольким налогам) и тематическая (по одному налогу). Любой вид проверки можно проводить сплошным или выборочным методами.

Таким образом, методика проведения выездной налоговой проверки отработана на основе практики ИФНС, имеет чётко разработанные правила, в которых оговорены права и обязанности проверяющих органов.

Часть 2

Ситуация 1. Налоговым органом проведена налоговая проверка организации - налогоплательщика, оказывающей услуги телефонной связи. Налоговый орган установил, что в проверяемый период налогоплательщик заключал договоры с физическими лицами о внесении финансовых средств на реконструкцию и развитие телефонных сетей. В соответствии с заключенными договорами этим лицам гарантировалось первоочередное заключение договоров на пользование местной телефонной связью. По мнению налогового органа, налогоплательщик неправомерно не включал в налоговую базу платежи по договорам, предоставляющим физическим лицам права на первоочередное заключение договоров. По результатам проведенной налоговым органом проверки налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, ему доначислены суммы неуплаченного НДС, а также соответствующие пени и штрафы.

Обоснуйте, правомерно ли такое решение налогового органа?

 

Ответ:

В соответствии с п.1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п.1 ст. 5федерального Закона о бухгалтерском учёте объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни.

Согласно п. 9 Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, что в данном случае организация не выполняет.

Следовательно, по результатам проведенной налоговым органом проверки налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности, ему в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ правомерно доначислены суммы неуплаченного НДС, а также соответствующие пени и штрафы.

Ситуация 2. По результатам проведенной налоговым органом проверки

налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, ему доначислены суммы неуплаченного НДС, а также соответствующие пени и штрафы. Основанием для принятия такого решения послужили доводы налогового органа о том, что в проверяемом периоде налогоплательщик неправомерно не облагал НДС деятельность по реализации лома цветных металлов, образовавшегося в процессе собственного производства, без наличия лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации лома.

Налогоплательщик с таким решением налогового органа не согласился, сославшись на то, что требования п. 4 ст. 149 НК РФ им соблюдены.

Правомерно ли такое решение налогового органа?

 

Ответ:

Пункт 4 ст. 149 НК РФ, на который ссылается налогоплательщик, устанавливает порядок раздельного ведения бухгалтерского учёта операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). Ссылка на указанную статью не по существу, так как нарушения выявлены не в части раздельного учёта, а в части собственно учёта НДС по отдельным операциям.

В Налоговом кодексе РФ прямо указано, что «освобождается от налогообложения реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров, за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров» (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Имеет место неправильное толкование положений Налогового кодекса РФ и нарушение требований налогового законодательства РФ по учёту реализации лома цветных металлов. Поэтому решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, доначислении ему суммы неуплаченного НДС, а также соответствующих пеней и штрафов правомерно.

 

 

Список литературы

1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред.23.05.2016).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.28.12.2016).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. 03.04.2017).

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 N 34н (ред. 29.03.2017).

5. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый учет): Учебное пособие. - Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2014.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. проф. В.Д. Новодворского. – М.: ИНФРА-М, 2014.

7. Зрелов А.П. Налоговое право. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2016.

8. Краткий курс лекций по налоговому праву: учебное пособие. – М.: изд-во «ОКей-книга», 2015.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: