Учебно-методическая карта дисциплины




 

 

№ п/п Наименование тем, разделов перечень изучаемых вопросов Ауд. работа СР Материальное обеспечение занятия литература формы контроля знаний
Лекции семинары
РАЗДЕЛ 1.ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Статус и предназначение философии в жизни общества 1. Философия как мировоззрение, ее функции и роль в системе культуры. 2. Природа философских проблем. Предмет и проблема научности философии. 3. Особенности культуры и типы философского мышления на Востоке и Западе. Философия и национальное самосознание. 4. Основные исследовательские стратегии постклассической западноевропейской философии.         презентация, портреты философов Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17] Тест, устный опрос,рефераты
  Философское осмысление проблемы бытия 1. Поиски метафизических оснований бытия в истории философии. Становление онтологии как учения о бытии. 2. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Проблема бытия человеческой субъективности и ее интерпретация в неклассической философии. 3. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи; современная наука о ее строении и свойствах. 4. Основные концепции пространства и времени. Специфика пространственно-временных свойств различных форм движения материи. 5. Природа как предмет философского и научного познания. Самоорганизация и развитие природы. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании. 6. Природа как среда обитания человека. 7. Идея и проблемы коэволюции.     4-   Презентация Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 тест
  Философия глобального эволюционизма 1. Понятия движения и развития в науке и философии. 2. Становление диалектики как философской теории развития в единстве онтологического, гносеологического и логического аспектов. 3. Современные дискуссии о статусе диалектики и особенности социальной диалектики. 4. Взаимосвязь диалектики и синергетики, их роль в осмыслении эволюционных процессов. 5. Эвристическое значение глобального эволюционизма в объяснении динамики мира в решении проблем формирования современной научной картины.       Презентация Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 тест
  Проблема человека в философии 1. Человек как предмет философского и научного анализа; основные подходы в постижении многомерного феномена человека. 2. Основные концепции антропосоциогенеза. Проблемы изучения биосоциальной природы, сущности и существования человека. 3. Сознание, его свойства, структура и функции как предмет познания в различных философских традициях. 4. Единство сознания, языка и коммуникаций. Функции языка. 5. Сознание и интеллект, творчество. Проблемы искусственного интеллекта. 6. Ценности бытия человека в обществе и мире; личностный выбор и смысл жизни. 7. Философское осмысление феномена смерти, бессмертия, свободы, ответственности человека и особенности его бытия в условиях антропологического кризиса.       презентация Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 тест
  Специфика социальной реальности 1. Предмет и специфика социальной философии. Понятие социальной реальности и представления об обществе как системе. 2. Проблемы типологизации и изучения социальной структуры общества. Современные концепции социальной стратификации. 3. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии (марксизм, М. Вебер, Т. Парсонс, Ю. Хабермас).   2-   презентация Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 тест
  Основные проблемы социальной динамики 1. Общество как развивающаяся система. Базовые факторы, источники и движущие силы социальной динамики. 2. Происхождение и природа социальных противоречий, конфликтов, революций и реформ; их роль в жизни общества. 3. Трансформация и модернизация в условиях переходного периода, статус и функции социального субъекта. 4. Вариативность, исторические альтернативы и выбор путей развития общества. 5. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. 6. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса и проблема его гуманности.         презентация Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 тест
  Развитие общества как цивилизационный процесс 1. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Особенности техногенной цивилизации, характерные черты, перспективы информационного общества. 2. Тенденции взаимодействия цивилизаций и проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в условиях глобализации. 3. Культурно-цивилизационные особенности восточнославянских народов, условия и проблемы их консолидации и самоопределения в современном мире. 4. Исторический выбор, проблемы и перспективы развития белорусского общества.       презентация Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 тест
  Философия культуры 1. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.). 2. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в условиях глобализации. 3. Ценностные формы сознания (мораль, искусство, религия) и их роль в динамике культуры. 4. Проблемы адекватности духовных форм бытия социальной реальности и феномены мифологии, утопии, идеологии. 5. Новые тенденции социокультурного развития мирового сообщества.           Метод. пособие (электронный вариант) Осн. [3 – 18], доп. [ – 2, 6, 1, 12, 14, 15, 17 Тест
итого       Всего: 50
РАЗДЕЛ 2. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ
  Наука как важнейшая форма познания в современном мире 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки. 3. Основные проблемы философии науки. 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания, паранаука, девиантная наука. 5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности.       презентация Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная научная дискуссия
  Наука в ее историческом развитии 1. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития. 2. Античный идеал науки. Особенности средневековой науки. 3. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени. 4. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки. 5. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.       - презентация Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная Устный опрос
  Структура и динамика научного знания 1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического исследования, эмпирический базис научной дисциплины, научный факт и специфика эмпирических обобщений и закономерностей. 2. Абстрактные и идеальные объекты. Понятие научной теории и ее функции. Проблема и гипотеза. 3. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки. Стиль научного мышления. 4. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса и его системный характер. Единство дифференциации и интеграции научного знания.         Метод. пособие (электронный вариант) Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная Научная дискуссия, доклады
  Методологический инструментарий современной науки 1. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки, общенаучная и частнонаучная методологии познания. Методика и техника научного исследования. 2. Системный подход, его общенаучная методологическая сущность. Становление нелинейной методологии познания. 3. Основные элементы методологии научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, средства и методы. 4. Структура, механизмы обоснования и критерии научного метода. Методы эмпирического и теоретического исследования. 5. Обоснование результатов исследования и его виды (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.). 6. Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.). 7. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии. Объектный язык и метаязык. 8. Множественность методологических стратегий и методологических новаций. Роль информационных технологий в современном научном познании.           Метод. пособие (электронный вариант) Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная научная дискуссия, решение логических задач и упражнений
  Создание научного текста 1. Научный текст: специфика и структура научного текста. 2. Освоение и глубина понимания научного текста. 3. Работа над созданием научного текста. 4. Вторичные научные тексты           Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная Анализ научных текстов
  Наука как социальный институт 1. Наука как система фундаментальных и прикладных исследований. Социальный заказ и стратегия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. 2. Специфика, единство и перспективы академической, отраслевой и вузовской науки. Школы в науке. Наука и образование в Республике Беларусь. 3. Понятие научного сообщества, его стратификационная структура и проблема «научной демократии». Научная иерархия, феномен элиты в науке и статус ученого в современном обществе. 4. Специфика и формы научной коммуникации. Диалог, полемика, дискуссия, аргументация, ее виды и необходимые параметры. 5. Конкуренция и конфликты в науке, пути их разрешения. 6. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Праксеологическая функция науки в основных видах социальных технологий: хозяйственно-экономических, политических, управленческих, образовательных.         презентация Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная Научная дискуссия
  Наука в системе социальных ценностей 1. Роль науки в современной культуре. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. Сциентизм и антисциентизм. 2. Социальные ценности и нормы научного этоса. Особенности научного сознания, проблемы мотивации и признания в науке. 3. Возможности и границы науки. Этика науки и научная рациональность. Творческая свобода, социальная ответственность ученого и контроль над наукой. 4. Перспективы развития и новые ценностные ориентиры современной науки.         презентация Осн. 3, 10, 13 – 17, 21 – 30, дополнительная Научная дискуссия
Итого:       Всего: 48
РАЗДЕЛ 3.ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫДИСЦИПЛИНАРНО-ОРГАНИЗОВАННОЙ НАУКИ
  Основные парадигмы в развитии социо-гуманитарного знания 1. Специфика и особенности объектов, методов, познавательных средств, языков социально-гуманитарного знания. 2. Исследовательские программы социально-гуманитарного знания (натуралистическая, методологический редукционизм, социологическая программа, психологическая и культурно-историческая программа, историцизм).         презентация Осн. 15 – 16, дополнительная Устный опрос
  Основные парадигмы в развитии естествознания 1. Специфика и особенности объектов, методов, познавательных средств, языков естествознания. 2. Революционные изменения в науке конца XIX – первой половины ХХ в. Их роль в формировании неклассического естествознания и философско-мировоззренческое значение.. 3. Постнеклассическое естествознание, его объекты, предмет и особенности методологии. Специфика и междисциплинарный статус синергетики. 4. Гуманитарная, этическая и экологическая экспертиза науки (гуманитаризация, этизация, экологизация и ее развитие) и аксиологическая ориентированность современного естественно-научного познания.         - презентация Осн. 1 – 3, 15 - 16  
  Философия техники. Техника и человек 1. Техника как объект философского осмысления. Понятие техники, ее историческая эволюция и современные интерпретации. 2. Генезис и социодинамика техносферы. Становление техноструктуры XXI в. и глобализация технических систем. Технополисы и технопопуляции, нано- и биотехнологии. 3. Информационно-компьютерная революция и проблема создания искусственного интеллекта. Гносеологические проблемы компьютерной репрезентации знаний. 4. Экономические, социокультурные и социоэкологические последствия развития техники и критерии их оценки. 5. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Информатизация, медиатизация современного общества и социальный контроль над человеком.           презентация Осн. 1 – 3, 15 - 16 Устный опрос
Итого:       Всего: 22
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НА РУБЕЖЕ ХХ ИХХ1 ВВ.
  Философское осмысление новых проблем развития общества 1. Историческая динамика культуры: от модернизма к постмодернизму. Философская репрезентация культуры. 2. Глобализация, ее модели, социокультурные параметры и их философское осмысление. 3. Развитие глобальной информационно-коммуникационной сети мирового сообщества и формирование коммуникативной парадигмы в современной социальной философии.         Филос. Тексты для анализа Осн. 1 – 3, 27 - 30 -
  Философия в культуре духовно-экологической цивилизации 1. Особенности взаимодействия человека и природы в контексте техногенной культуры и экологические императивы современной цивилизации. 2. Философия и наука о сущности и перспективах устойчивого развития и коэволюции человека и биосферы. 3. Экологическая культура и ее роль в становлении постиндустриального общества. 4. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития человечества. 5. Новые комплексные проблемы развития мирового сообщества и роль философии как методологии междисциплинарного синтеза знаний. 6. Пути интеграции, кооперации знаний в развитии современной науки, проблемы и перспективы становления синергетического стиля мышления. 7. «Эпоха глобализма» и проблема сохранения белорусской национальной культуры и государственности.     3-   Филос. Тексты для анализа Осн. 1 – 3, 27 - 30 -
Итого по дисциплине       Всего: 132
                             

 

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1. Структурно- содержательная реконструкция лекционного



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: