Философия глобального эволюционизма




Анализ бытия природного и социального мира приводит к включению в систему научного знания представлений об их развитии. Первоначально идеи развития зарождались в воззрениях на мир живых организмов. Для выражения процесса их развития был введён термин «эволюция». Его использовали эмбриологи-преформисты для обозначения якобы имеющегося явления развёртывания зачатков организма, предсуществующих в яйце. Вот почему и эволюция понималась ими как увеличение, рост этих зачатков. В XIX веке эволюцию стали определять как серию исторических преобразований, затрагивающих многочисленные количественные и качественные стороны организмов. В обоснование сущности эволюции живого особый вклад внёс Ч. Дарвин (1859). Им был предложен и соответствующий понятийный аппарат, отражающий их эволюцию. Обоснованные им понятия «наследственность», «изменчивость» и «естественный отбор» позволяют выразить самые существенные стороны процесса эволюции. Конкретно они фиксируют следующие его особенности:

1) Наследственность – это свойство организмов сохранять материальную и функциональную преемственность между их поколениями. Благодаря этому свойству обеспечивается непрерывность живого при смене его поколений. Современной биологией установлено, что наследственность связана с определёнными материальными структурами клетки – молекулами ДНК и их редупликацией, происходящей при делении клеток.

2) Изменчивость – свойство живого существовать в различных формах (или вариантах). В силу этого обеспечивается приспособленность организмов к изменяющимся условиям своего существования. Процессы изменения живого начинаются уже с редупликации молекул ДНК. Они не только идентично повторяют себя, но и воспроизводят изменения, которые происходят в структурных компонентах (нуклеотидах) молекул ДНК. Вот почему их редупликация носит характер конвариантной редупликации. Знания современной биологии о сущности данного процесса позволили обогатить наши представления об источниках наследственной изменчивости – мутациях и выявить их роль в эволюции живого.

3) Естественный отбор – основной движущий фактор эволюции. Он определяет направленность изменений и прогрессивное приспособление организмов к условиям их существования и обеспечивает интеграцию признаков и частей живого, его эволюцию как целостного процесса.

Исследование закономерностей эволюции живого затрагивает самые сущностные основы его бытия. Вот почему во многих областях биологии стали формироваться эволюционные программы исследования. Их реализация сопровождается и появлением новых областей биологического знания. Эволюционная биология, эволюционная биохимия, эволюционная экология и др. научные дисциплины становятся важнейшими направлениями современного этапа познания жизни.

В настоящее время эволюционный подход определяет не только стратегию исследования живого, но и стиль мышления биологов. Современный биолог может мыслить только эволюционно. Другой альтернативы для этого не существует.

Утверждению эволюционного стиля мышления биологов способствует и восприятие ими идеи В.И. Вернадского о формах эволюции живого. Им выделялись его следующие формы: 1) эволюционный процесс в отдельных оргазмах; 2) эволюция видов и, наконец, 3) эволюция всей биосферы. Он подчёркивал, что «эволюция видов переходит в эволюцию биосферы» В силу этого мы и «должны говорить об эволюционном процессе самой биосферы в целом».

В.И. Вернадский не только «говорил» об эволюции биосферы. Он убедительно раскрыл и то, что эволюционный процесс охватывает все её компоненты: живое вещество, биокосное и косное вещество. Развитые В.И. Вернадским представления об их эволюции оказали огромное влияние на мышление физиков, химиков и представителей других областей естествознания. Усвоение ими эволюционных представлений, развитых в биологии и положений В.И. Вернадского об эволюции всей биосферы, способствовали становлению идеи глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

Конкретно эта роль биологии выразилась в том, что она не только раскрыла особенности эволюции живого и выработала основные понятия, которые её отражают. Отработанные биологией принципы эволюции и фундаментальные понятия стали достоянием и других естественных наук. Так, в физике и химии получил признание тот факт, что изменчивость является причиной неопределённости и стохастичности всех систем. Неопределённость и стохастичность лежат в основе бытия и функционирования любых систем нашего мира. Изменчивость и стохастичность представляет множество возможностей их развития. Из них отбираются только такие направления, которые удовлетворяют определённым принципам и законам (физики и химии). Вот почему физики и химики не могут обойтись без отмеченных понятий биологии. Более того, она задаёт и общую схему соотношения эмпирического и теоретического в изучении эволюционных процессов – от выявления эмпирических фактов эволюции, до формирования частных и наиболее общих теорий эволюции.

Но означает ли всё вышесказанное, что источником идеи глобального эволюционизма являются только данные биологии о сущности биологической эволюции? Самым лёгким и поверхностным было бы суждение, что эта идея развита в результате экстраполяции биологических представлений об эволюции на весь Универсум. Но этого не было в науке XX века. Известно, что попытка физика Л. Больцмана распространить эволюционные идеи Дарвина на область физических явлений и создать «эволюционную физику» закончились полным провалом. Физика второй половины XIX века не была готова к такой радикальной перестройке своих представлений. Но совсем другие возможности для этого сложились в ней к концу XX века. К этому времени широкое признание получили модели нестационарного состояния нашей Вселенной (А.А. Фридмана), положения о её «расширении» (Э.П. Хаббла), открытие реликтового излучения, обоснование крупномасштабной структуры Вселенной (теория «блинов» Я.Б. Зельдовича), включение в систему научного знания антропного принципа и других положений.

Для утверждения идей глобального эволюционизма особое значение имело развитая И. Пригожиным термодинамика неравновесных (необратимых) процессов. Им было установлено, что необратимые процессы являются универсальными процессами природы. По его заключению, они есть выражение «самопроизвольной внутренней активности, проявляемой природой» и присущи всем уровням организации живой и неживой природы. Благодаря им становится возможным образование упорядоченных структур и процессов из хаотических состояний. Такие структуры названы И. Пригожиным диссипативными структурами. Они являются неравновесными структурами в ряду многих своих свойств, обладают способностью к самоорганизации и самоусложнению. В силу этого данные структуры, писал И. Пригожин, «отражают глобальную ситуацию в порождающей их неравновесной системе». В них фиксируются прошлые, настоящие и будущие их состояния. А всё это есть свидетельство их способности к эволюционным изменениям. Вот почему признание наличия эволюционной парадигмы в современной физике становятся неоспоримым положением.

В обосновании идеи глобального эволюционизма принципиальную роль сыграло утверждение эволюционного подхода в химии. В ней он получил своё конкретное выражение в развитой теории химической эволюции. Обращение химиков к эволюционным представлениям вызвано необходимостью выявления степени организованности химических соединений, их каталитической активности. Знание таких особенностей химических соединений крайне важно для решения многих проблем катализа, управления химическими процессами. Поскольку реакционные способности химических соединений формируются в процессе их эволюции, постольку для постижения путей образования химических соединений различной степени сложности очень важными оказались представления о необратимости и направленности химических процессов. Химия вынуждена была включить в число своих познавательных установок эволюционную идею, принцип историзма, а в качестве одной из целей познания – решение проблемы биогенеза.

Решение данной проблемы привело к становлению в современной химии самостоятельного научного направления – эволюционной химии. Право гражданства получила и теория химической эволюции. Причём основу концептуального аппарата последней составляют понятия биологической теории эволюции. Их использование в химии приводит к расширению предметной области исследования эволюционных процессов, раскрытию особенностей их проявления в неживой природе. Уже в настоящее время попытки использования в эволюционной химии представлений об отборе и его факторах, селективнойценности эволюционных изменений состава, строения, структурной и функциональной организации элементарных открытых каталитических систем дали возможность А.П. Руденко построить теоретическую модель саморазвития таких систем. В этой модели нашли отражения качественно новые свойства объектов химии: системные, динамические и эволюционные.

Всё вышеотмеченное позволяет сделать вывод, что эволюционный подход приложим ко всем уровням организации материи. Его реализация в познавательной деятельности естествоиспытателей привела и к становлению эволюционной парадигмы в современной науке. Её утверждение происходит не только в биологии, но и физике, химии, геологии и других естественных науках. Интеграция данных многих естественных наук о процессах эволюции объектов их исследования приводит естествоиспытателей к убеждению, что эволюция носит глобальный характер. Она охватывает как мир живого, так и неживого.

В конце XX века стала осознаваться и важность положений В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, необходимости совместной эволюции биосферы и общества для их сохранения и дальнейшего развития. Теоретическая разработка их совместной эволюции существенно подкрепляет идею глобального эволюционизма, способствует её развитию. Эволюционная стратегия может стать по настоящему глобальной, если она будет включать знания о характере и возможных направлениях сопряжённой эволюции природного и социального бытия, их коэволюции. Вот почему анализ этой формы эволюции становится и необходимым этапом дальнейшего достижения и обоснования сущности эволюционизма.

Уже в настоящее время глобальный эволюционизм предстаёт в качестве системного образования. Как справедливо пишет академик В.С. Стёпин, его положения «становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек». Глобальный эволюционизм выступает «глобальной исследовательской программой» (В.С. Стёпин), которая задаёт стратегию исследований. В их ряду особое значение имеет познание самоорганизующихся и саморазвивающихся систем.

Динамизм бытия продуктивно рассматривается и в философии. Уже с самых ранних этапов своего развития она пытается построить целостный теоретический образ мира в его динамике. Решение этой задачи привело к становлению специфического раздела философии – диалектики. С момента своего зарождения диалектика выявляет причины развития, его механизмы и направления. Кроме того, в предмет ее исследования включается познание связей между предметами и явлениями объективного мира. Этим самым диалектика есть общая теория развития, учение о развитии и связях бытия.

Данные особенности диалектики, хотя и в стихийной форме, были развиты еще философами Древней Греции. Так, Гераклит бытие мира пытался выразить в его вечном изменении, движении. А само движение рассматривалось им как результат взаимоперехода противоположных состояний. У него не только бытие и небытие неразрывны, но и состояния отдельных вещей связаны между собой. Одно состояние порождает другое, одно переходит в другое. «Одно и то же живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе в первом», ‑ говорил Гераклит. Подобная форма бытия считалась универсальной для всего мира. Философами Древней Греции был сформулирован диалектический взгляд на мир. Ими было обоснована первая историческая форма диалектики.

Диалектические воззрения на мир высказывались и мыслителями эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно). В философии и науке Нового времени идея развития являлась методологической основой учения Б. Спинозы о субстанции. Непрерывность процессов развития, связь прошлых и настоящих состояний развивающихся объектов и другие черты развития фиксировались Лейбницем. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития. Их современник Кондорсе обосновывал положение о непрерывном прогрессе как преобладающей форме социального развития.

Особое место учение о развитии занимало в немецкой классической философии. Диалектику ее представителей правомерно называют второй исторической формой диалектики. У ее истоков стоял И. Кант. Его гипотеза о происхождении солнечной системы была одной из первых философских концепций развития природы. Причем его идея развития была и принципом познания природы. Важность этого познавательного принципа он видел в том, что «знание естественных вещей – как они есть теперь – всегда заставляет желать еще и знания того, чем они были прежде, а также через какой ряд изменений они прошли, чтобы в каждом данном месте достигнуть своего настоящего состояния». Иными словами, «настоящее состояние» природы – это не только результат развития ее предшествующих состояний, но развитие есть и принцип ее познания. И.Кант считал, что принцип развития должен использоваться всеми другими науками в познании ими природы.

Вершиной обоснования диалектики в немецкой классической философии стали представления Гегеля. Он развил диалектику в последовательной и целостной форме. Эта заслуга Гегеля выражается в том, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». (Ф. Энгельс) Им был предложен и понятийный аппарат, который отражает процесс развития. Но диалектика Гегеля развивалась на идеалистической основе.

Чтобы диалектика стала приложимой к анализу природы и общества, ее надо было поставить на материалистическую основу. Эту задачу выполнили К.Маркс и Ф. Энгельс. Они развили качественно новую форму диалектики – материалистическую диалектику. Эта диалектика считается третьей исторической формой диалектики. Материалистическая диалектика является ядром философии марксизма, методом познания объективного мира, раскрытия закономерностей его бытия и развития.

Развитие является основным предметом исследования диалектики. А сама диалектика в марксистской философии выступает как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Основными чертами всякого развития следует считать: 1) закономерный характер изменений, 2) их направленность и необратимость, 3) наличие качественных изменений в процессах развития. Вот почему развитие – это закономерное, направленное и необратимое качественное изменение систем. Развитие всегда есть саморазвитие, его источник содержится в самой развивающейся системе. Динамизм бытия определяет и характер мысли. Но степень постижения ею реального мира, его глубины и сложности, может быть разной. Вот почему в философии давно определились и два типа мышления – диалектическое и догматическое (или метафизическое). В их противостоянии и противоборстве преимущественное положение заняло диалектическое мышление. Оно ориентирует, особенно научное знание, на рассмотрение различных процессов и явлений в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сторон, сил и тенденций, выявление их роли в процессах развития.

В настоящее время вопросы самоорганизации и саморазвития систем исследуются синергетикой. Это – междисциплинарная область знания, ориентирующаяся на познание общих принципов самоорганизации и управления в сложных системах. С позиций синергетики стало возможным по-новому решать и обсуждать и те проблемы развития, которые традиционно рассматривались диалектикой. Синергетикой вскрылись некоторые новые черты развития: отсутствие его направленности, множественность путей развития, закономерность хаотических процессов и т.д.

Всё это породило проблему соотношения синергетики и диалектики. В научной литературе имеют место и разные точки знания по этой проблеме. Так, одни авторы считают, что диалектика должна стать частью синергетики как её частный метод, либо вообще синергетика заменит диалектику (А.Б. Венгеров). Другие – ставят вопрос о создании новой нелинейной диалектики (В.В. Афанасьева). Третьи исследователи полагают, что синергетика является математической основой диалектического материализма (Д.С. Чернавский).

Синергетика представляет собою современную теорию эволюции открытых сложных систем. В качестве таковых в синергетике рассматривается биосфера со всей совокупностью своих элементов, наблюдаемая Вселенная, общество и создаваемое им материальная и духовная культура. Она исследует и отдельные подсистемы названных систем. Она ориентирует познавательный процесс на выявление нелинейного характера их развития, общих закономерностей и принципов самоорганизации самой разной сложности и природы: физических, химических, биологических, технических, социальных и т.д. В этом плане синергетика приобретает и парадигмальный статус. Она становится парадигмой современной научного знания. В ней возможно существование и самых разных подходов в познании системных объектов. Её утверждение приводит к отказу от образа мира, построенного из элементарных частиц материи, в пользу картины мира, состоящего из системных объектов и совокупности нелинейных процессов. Всё это определяет и её особую роль в формировании современной картины мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: