РАЗДЕЛ 2 СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ): ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИРАЗВИТИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ.......………………………………………………………....……….3
РАЗДЕЛ 1. Региональные экономические организации...................................4
РАЗДЕЛ 2. Содружество Независимых Государств (СНГ): возникновение, тенденции развития, правовое регулирование деятельности...........................5
РАЗДЕЛ 3. Европейский Союз (ЕС): возникновение, тенденции развития, правовое регулирование деятельности..............................................................11
РАЗДЕЛ 4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА): возникновение, тенденции развития, правовое регулирование деятельности...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……......………………………………………………...……... 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...….....21


ВВЕДЕНИЕ

Экономические права граждан и жителей государств существуют уже долгие годы. Ученые полагают, что экономические права существуют значительно дольше, чем гражданские и политические права. Но лишь в XXвв. президент США Франклин Рузвельт впервые вынес идею экономических прав на уровень обсуждения международных соглашений. Он определил экономические права как «свободу от желаний» – «право на полезную работу… право зарабатывать достаточно денег, чтобы обеспечивать себя соответствующей едой, одеждой и отдыхом... право каждой семьи на достойное жилище... право на соответствующую медицинскую помощь... право на соответствующую экономическую защиту в старости, болезни, при несчастном случае и в случае безработицы; право на хорошее образование».

Международная необходимость в существовании экономических прав была признана сравнительно недавно - ее признанием считают момент создания Международной организации труда (МОТ) после первой мировой войны. После освобождения мировых колоний экономические права стали фигурировать на мировой арене в качестве общечеловеческих прав.

Ратификация Устава Организации Объединенных Наций привела к появлению первого всемирного документа, провозглашающего экономические права, хотя они и не были названы в качестве таковых. Для того чтобы иметь возможность поддерживать дружеские отношения между государствами, основанными на самоопределении, устав говорил лишь о "высоких стандартах жизни", условиях экономического прогресса и развития, и "решениях международных экономических проблем".

Понимание сущности и значения международного экономического права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Это делает тему курсовой работы актуальной.

 

РАЗДЕЛ 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику. Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные.
Региональные экономические организации – это межгосударственные экономические образования, которые ставят своей целью постепенное объединение национальных хозяйств путем сближения и изменения хозяйственных механизмов, прежде всего, во внешнеэкономической сфере.
Региональные интеграционные объединения включают территориально близкие страны с примерно одинаковым уровнем социально-экономического развития. Соответственно, регулирование в региональных рамках по своей сути представляет собой в каждом случае самостоятельную более менее развитую систему. Обычно (и особенно наглядно в Евросоюзе), система регионального экономического правопорядка включает элементы как торгового, так и имущественного права. В то же время нельзя полностью обойти вниманием и организационно-правовое региональное сотрудничество. В этой связи, в рамках данной работы, представляется достаточным дать лишь самые общие сведения о наиболее значительных региональных учреждениях. Это обусловлено и тем аспектом, что история еще не сказала своего последнего слова о перспективах общемирового развития по пути регионализма, а в дальнейшем, возможно и глобализма.

 

РАЗДЕЛ 2 СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ (СНГ): ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ТЕНДЕНЦИИРАЗВИТИЯ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Содружество Независимых Государств (СНГ) является уникальным межгосударственным образованием, образованное из бывших стран-участниц СССР. Создание СНГ было декларировано в Соглашении, подписанном 8 декабря 1991 г. в местечке Вискули, в Беловежской Пуще тремя тогдашними руководителями России, Белоруссии и Украины - Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком [6]. 21 декабря 1991 г. было подписано Алма-Атинское соглашение — декларация о целях и принципах СНГ, его основа. Декларация подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ СССР прекращает свое существование. В итоге к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан (24 сентября 1993), Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993.

Сегодня в Содружестве участвует: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Кроме того, имеется один ассоциированный член Содружества - Туркменистан, а так же страна, которая до сих пор не ратифицировала закон о членстве в СНГ, тем не менее, формально признаётся участником организации - Украина. Имеются при СНГ и два государства-наблюдателя - Монголия и Афганистан. Ранее в состав СНГ входила Грузия, но в 2009-м году, после "восьмидневной войны", это государство официально вышла из организации. Итого, официально сегодня в составе СНГ 9 государств, ратифицировавших договор.
Международно-правовой статус СНГ прямо не оговорен ни в Минском Соглашении 1991 г., ни в Алмаатинских документах, ни в Уставе СНГ 1993г. Вместе с тем, во всяком случае, исходя из Устава, принятого странами СНГ (без Туркмении и Украины), а также из практики деятельности СНГ, можно констатировать [5]:

- СНГ имеет учредительную правовую базу в виде Минского Соглашения; Алмаатинских Деклараций и Протокола 1991 г.; а также Устава 1993 г.;

- имеется довольно развитая организационно-институционная база. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств и Совет глав правительств, хотя и с нечетко прописанными разделением полномочий между ними и правовой силой принимаемых решений. Имеется также ряд других исполнительных, отраслевых органов на высоком уровне. Секретариат и координирующие органы СНГ имеют официальное местопребывание в г. Минске;

- принимаемые органами СНГ решения носят на практике не только рекомендательный, но и обязывающий характер. Например, Решение глав государств-участников СНГ (кроме Украины) от 24 декабря 1993 г. о временном применении Договора о создании Экономического союза;

- по крайней мере в одном, в праве проведения миротворческих операций, - СНГ предоставлен был в ООН статус международной региональной организации. Это означает признание, хоть и ограниченной, международной правосубъектности.

Таким образом, можно считать, что для государств-членов СНГ Содружество является de facto межгосударственной организацией с узкоограниченной международной функциональной правосубъектностью. Парадокс в том, что формально-юридически существуют "три СНГ": "одно Содружество" - для десяти стран (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), правовой базой которого служит Минское Соглашение (а также Алмаатинская Декларация и Протокол) плюс устав СНГ; "второе Содружество" - для Туркмении и названных выше стран, с правовой базой только в Минском соглашении (с Декларацией и Протоколом) и, наконец, "третье СНГ" - для Украины и других девяти стран, с правовой базой, включающей шесть (из четырнадцати) статей Минского Соглашения (12 украинских Оговорок к этому Соглашению, очевидно, другие одиннадцать стран не обязывают, коль скоро они их не приняли). Все это создает одиозную правовую неупорядоченность, чреватую формальной возможностью при желании легко выйти из сотрудничества, не обеспеченного четкими обязательными договорными нормами.

СНГ не является собственно только экономическим учреждением, но имеет широкий спектр сотрудничества, включая по сути две основные функциональные цели: военно-оборонительное сотрудничество и экономическое сотрудничество. Причем и то, и другое на практике осуществляется не всеми странами-членами СНГ в равной мере. В Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) входят 6 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Параллельно с ОДКБ прогнозируется некое военно-политическое сотрудничество и в рамках патронируемого США объединения Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии – ГУУАМ.
Экономическое сотрудничество, кроме того, распадается на декларативного характера сотрудничество всех девяти стран и на заявляемое более углубленное - между отдельными группами этих стран в двустороннем порядке. В отличие от Евросоюза, в котором сотрудничество базируется на четко прописанных нормах весьма объемных и детально разработанных учредительных документов, в СНГ за отсутствием таковых (его учредительные акты - лишь рамочные документы) - реальное сотрудничество осуществляется на основе многочисленных многосторонних (с разным составом участников) и двусторонних соглашений по конкретным секторам.
В течение 1992-1993 гг. предпринимался ряд разнообразных усилий как в двустороннем, так и в многостороннем порядке для правового закрепления экономического сотрудничества отдельных государств СНГ. Так, заключены были многосторонние соглашения в различных случаях между всеми большинством стран СНГ о порядке транзита, о координации работы железнодорожного транспорта, о межгосударственных отношениях в области энергетики, о мерах по охране промышленной собственности, об общих условиях поставок товаров, об обмене экономической информацией, о принципах сближения хозяйственного законодательства, о согласовании антимонопольной политики, о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров и о разделениях инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров (с участием стран Балтии), онаучно-техническом сотрудничестве, о согласованной политике в области стандартизации, метрологии и сертификации, о межгосударственных взаимоотношениях по вопросам агропромышленного комплекса и др.

Принятие 21 января 1993 г. Устава СНГ призвано было внести организующее начало в сотрудничество, включая и экономическое. В разделе V Устава содержится широкий спектр направлений экономического и социального сотрудничества, включая "формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров услуг, капиталов и рабочей силы".
Продолжались усилия и в организации многостороннего отраслевого экономического сотрудничества. В сентябре 1993 г. подписано было Соглашение с участием стран СНГ о создании Евроазиатского объединения угля и металла (Москва); в марте 1993 г. Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по охране промышленной собственности, а в сентябре 1994 г. заключена была Евразийская патентная конвенция. Попытка объединения всех усилий по многостороннему экономическому сотрудничеству стран СНГ, наконец, была воплощена в правовой форме в заключенном 24 октября 1993 г. Договоре о создании Экономического союза с участием одиннадцати государств СНГ, кроме Украины. Договор по сути является рамочным, он декларирует образование экономического интеграционного объединения стран-участниц и предусматривает, что все конкретные обязательства по его построению должны быть дополнительно обусловлены в отдельных двусторонних и многосторонних соглашениях. Институционно-правовая структура Договора весьма рыхлая. Руководящими органами Союза "по совместительству" определялись главные органы СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств. Решения должны были приниматься на основе консенсуса. Спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением Договора, должны решаться путем переговоров в Экономическом суде СНГ, а при невозможности урегулирования споров таким путем "Стороны согласились решать их в других международных судебных органах" (ст. 31 Договора) [2].
Вскоре после заключения Договора о создании Экономического союза было подписано 15 апреля 1994 г. всеми странами СНГ Соглашение о создании зоны свободной торговли. В Соглашении довольно подробно описываются цели создания в дальнейшем таможенного союза и координации торговой политики; порядок разрешения споров; многочисленные исключения из действия Соглашения и т.д., но нет самого существенного: конкретного перечня изъятий из свободной торговли, применения и поэтапной отмены изъятий в переходный период, а также сроков этого периода. Все это откладывалось для дальнейшего согласования, которого, впрочем, не последовало, так как ввиду обнаружившегося расхождения интересов участников Соглашения оно так и не вступило в силу.

Новой попыткой укрепить институционную базу Экономического союза стало заключение 21 октября 1994 г. Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета (без Туркмении, но с участием Украины). Задачи Комитета: "контрольно-распорядительные и исполнительные". В Комитете образованы были Президиум и Коллегия, решения в которых по определенным вопросам принимаются квалифицированным большинством голосов с учетом экономического потенциала государств: Россия - 50 голосов; Украина - 14; Белоруссия, Казахстан и Узбекистан - по 5 голосов; другие государства - по 3 голоса. Решение принимается при подаче за него не менее 80 голосов (из 100).
Одновременно с Соглашением о Межгосударственном экономическом комитете заключено было и Соглашение о создании Платежного союза государств-членов СНГ, также рамочного характера, с отнесением на будущее заключения дополнительных двусторонних и многосторонних соглашений в целях образования режима взаимной конвертируемости национальных валют, создания многосторонних расчетов в коллективной валюте и т.д. УчастникамиСоюза должны были стать как правительства, центральные и другие банки стран, так и, юридические и физические хозяйствующие субъекты. Соглашение, естественно, не было никем ратифицировано и практически забыто.

Неэффективность, рыхлость подобных многосторонних учреждений, с очевидностью, стала причиной для начала поисков решения проблем межгосударственного экономического сотрудничества на субрегиональном уровне. Уже 6 января 1995 г. заключено было соглашение между Россией и Белоруссией о таможенном союзе, к которому через две недели - 20 января 1995 г. - присоединился Казахстан. В дальнейшем из этого "ростка" развилось два "побега". Во-первых, к трехстороннему соглашению России, Белоруссии и Казахстана присоединились последовательно Киргизия и Таджикистан. В результате после ряда формальных трансформаций в 2000 г. названными пятью государствами подписан был Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в целях эффективного продвижения к таможенному союзу и к Единому экономическому пространству. Учрежден был, как обычно, ряд органов более и менее высокого состава, Межпарламентская ассамблея, Секретариат и Суд Сообщества. Вторым направлением явилось имевшее определенные успехи развитие двустороннего политического и экономического сотрудничества России и Белоруссии, базирующегося на Договоре 1999 г. о создании Союзного государства - своего рода опыт образования политической интеграционной модели с параллельным построением экономически интегрированного Союзного государства, включая создание таможенного союза, введение единой валюты - рубля, свободы движения товаров, капиталов и миграции населения.
Новым направлением явилось подписанное в сентябре 2003 г. Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Соглашение расценивается как рамочное. Должен быть подготовлен комплекс мер по реализации Соглашения, а затем потребуется его ратификация. Цели широковещательны: свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; единая внешнеторговая, налоговая, финансово-валютная политика; обеспечение равной конкуренции и регулирование деятельности естественных монополий, создание, наконец, единого регулирующего органа ЕЭП с правом принятия обязательных для сторон решений.

20 июня 2008 года в Москве было подписано «Решение экономического совета СНГ о проекте стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года», которое задает направление более сильной интеграции СНГ.

С 1 января 2010г. заработал Таможенный союз. Были введены единые тарифное и нетарифное регулирование; введен в действие Единый таможенный тариф, а также механизмы применения тарифных квот, система преференций.

Первый пакет документов введен в действие с 1 июля 2011 г.
Второй пакет – начал действовать с 1 января 2012 г. – это будет означать завершение формирования ЕЭП.

Нельзя обойти вниманием и еще одно политико-экономическое субрегиональное образование в составе пяти стран СНГ - так называемый союз ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан и Молдавия). Создание ГУУАМ согласовано было 10 октября 1997 г. в г. Страсбурге, Франция. В нач. 2000-х страны-участницы приняли ряд мер с тем, чтобы оживить ее деятельность, сделав упор, прежде всего, на торговле каспийской нефтью и другими ресурсами на западных рынках. В 2002 они объявили о создании зоны свободной торговли. Но расхождения между странами-участницами ГУУАМ делали формирующийся союз неустойчивым. Участие Узбекистана не было активным, а Украина, заинтересованная в поставках российского газа, одновременно искала взаимопонимания с Евразийским экономическим сообществом. Деятельность ГУУАМ активизировалась после того, как в 2003–2004 произошла смена власти в Грузии и на Украине (т.н. «цветные революции»). Политика новых президентов Грузии и Украины была ориентирована на присоединение своих государств к НАТО и на сотрудничество с ЕС. Представители ряда странГУУАМ выступили с заявлениями, в которых выражались сомнения в отношении потенциала и будущей роли СНГ. В феврале 2006 Грузия официально вышла из Совета министров обороны СНГ, мотивировав это намерением вступить в НАТО. В апреле 2005 министр экономики Украины заявил, что на дальнейшее развитие СНГ проблематично, и его страна может сократить взносы в бюджет Содружества. Напротив, антиправительственное восстание в Узбекистане весной 2005 и осуждение странами Запада мер по подавлению мятежа способствовали выходу Узбекистана из ГУУАМ. Туркменистан в августе 2005 перешел от полного к ассоциированному членству в СНГ.

В рамках сотрудничества СНГ с момента организации и до настоящего времени было принято более 10 000 соглашений. Но данные соглашения объединяют не все страны-участницы. Зачастую это соглашения между правительствами некоторых государств – участников СНГ, их ведомствами и т.д. По состоянию на 2016 соглашений только между правительствами некоторых государств – участников СНГ и РБ насчитывается 440 шт., соглашения между ведомствами прочих государств – участников СНГ и ведомствами РБ – 123 шт., соглашений между правительством РБ и регионами прочих государств – участников СНГ – 266 шт. [7].

Таким образом, наглядно видно, что даже при наличии огромного количества актом и соглашений, очень тесного сотрудничества среди всех стран-участниц СНГ не происходит. Часто это группировки по несколько стран, состав которых меняется в зависимости от направления сотрудничества. Отсутствие соответствующей экономической базы в странах СНГ, по-видимому, и объясняет неудачу многочисленных, часто бюрократического свойства попыток образования как в целом в СНГ, так и на субрегиональном уровне каких-либо экономически оправдывающих себя и взаимовыгодных зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов, единых экономических пространств и т.п. Все, к сожалению, остается на бумаге и не идет дальше кабинетов разнообразных бюрократических инстанций. Носказанное отнюдь не означает, что экономическая интеграция в рамках СНГ невозможна и не нужна. Напротив, для нее еще сохраняются уникальные историко-цивилизационные и экономические основания, сложившиеся в настоящее время. Главное – грамотный подход и объединение общих усилий при решении вопросов общей интеграции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: