Самостоятельная работа по дисциплине «Речевая коммуникация в профессиональной деятельности»




Задание 1. В каких случаях пишется и произносится Е, а в каких Ё?

1) гололедица; 2) опека; 3) афера; 4) безнадежный; 5) маневр; 5) филер; 6) гренадер; 7) острие; 8) оседлость.

Задание 2. Твердые согласные перед Е произносятся в словах

1) демократ; 2) тенденция; 3) термин; 4) антенна; 5) де-факто; 6) дефиле; 7) филателист; 8) фен; 9) шинель; 10) демарш; 11) тест; 12) тезис; 13) бутерброд; 14) термометр; 15) бизнес; 16) патент; 17) партер; 18) шоумен; 19) экстрасенс.

Задание 3. В каких словах на месте ЧН произносится [ШН]?

1) скучно; 2) справочник; 3) скворечник; 4) гречневый; 5) конечно; 6) девичник; 7) матричный; 8) коричневый; 9) горчичник; 10) нарочно; 11) песочница; 12) уличный; 13) яичница; 14) полуночник; 15) сердечный (приступ).

Задание 4. Расставьте ударения в следующих словах.

Августовский, анатом, арахис, апостроф, баловать, балованный, банты, вероисповедание, ветеринария, включишь, включенный, взято, взята, генезис, диоптрия, диспансер, донельзя, донизу, договор, еретик, жалюзи, ждала, завсегдатай, заговор, закупорить,, занята, загнутый, задолго, завидно, звонишь, знамение, иконопись, исключенный, исповедание, исчерпать, каталог, кашлянуть, квартал, кинематография, кладовая, клала, кралась, кремень, красивее, кровоточить, кухонный, ломота, ломоть, мельком, мышление, начата, некролог, нефтепровод, новорожденный, нормировать, обеспечение, облегчить, оптовый, осведомить, осужденный, откупорить, партер, переключит, перчить, пиала, плато, пломбировать, предвосхитить, принудить, принята, прибывший, присовокупить, пуловер, путепровод, рассредоточение, сабо, свекла, сливовый, согнутый, сорит, средства, столяр, танцовщица, толика (малая), торты, тотчас, туфля, уведомить, украинский, умерший, усугубить, факсимиле, феномен, флюорография, хвоя, ходатайство, христианин, цемент, черпать, чистильщик, щавель, эксперт, в яслях

Задание 5. Прочитайте следующие словосочетания и укажите, какие из них является плеонастическими.

1. молодой юноша 2. защитник-адвокат 3. люминесцентный свет 4. коммунальное сообщество 5. нетрудоспособный инвалид. 6.комплексное сочетание 7. патриот своего города 8. реальная действительность 9. абстрактное понятие 10. ведущий лейтмотив 11. внутренний интерьер 12. внешний экстерьер. 13. народная демократия 14. автобиография жизни 15. памятный сувенир 16. коррективы и поправки 18. преобладающее большинство 19. частная собственность 20. смелый риск 21. соединить воедино 22. период времени 23. передовой форпост 24. информационное сообщение 25. габаритные размеры 26. рыбная уха 27. промышленная индустрия 28. главный приоритет 29. очевидный факт 30. практика работы 31. в мае месяце 32. тактичное обращение 33. главная суть.

Задание 6. Исправьте предложения, устраняя речевую избыточность и тавтологию.

1. Сейчас растет заболеваемость инфекционными заболеваниями. 2. Сегодня к нам в гости придет необычный гость. 3. Рост преступности за последние годы значительно вырос. 4. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 5. Возникла необходимость умножить наши усилия во много раз. 6. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 7. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. 8. Более того, машины оснащены электронной оснасткой. 9. Без помощи управы мы с этим делом никогда не управились бы. 10. Каждый учащийся, изучая тот или иной механизм, учится работать на станке.

Задание 7. Укажите род данных имен существительных. Согласуйте с ними имена прилагательные. Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

Крапивн… шампунь, красив… тюль, белоснежн… лебедь, бравурн… туш, шелков… кашне, солен… сулугуни, хрустальн… бра, застарел… мозоль, горизонтальн… жалюзи, красив… пенальти, многомиллионн… Дели, широк… Миссисипи, вкусн… салями, подорожавш… евро, скудн… умишко, пресноводн… Онтарио, перенаселенн… Хоккайдо, колумбийск… кофе, широк… авеню, симпатичн... протеже, полезн… брокколи, опасн… торнадо, мил… пони, солен… иваси, спел… киви, опытн… крупье, прост… эсперанто, введенн…эмбарго, приятн… визави.

Задание 8. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от следующих имен существительных, выделите окончания.

Ед.ч. им.п. Мн.ч. им.п. Ед.ч. им.п. Мн.ч.им.п.
Шофер   Доктор  
Профессор   Директор  
Бухгалтер   Паспорт  
Мастер   Крем  
Торт   Инспектор  
Инженер   Инструктор  
Договор   Джемпер  
Порт   Диспетчер  
Катер   Сторож  

Задание 9. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Апельсины   Яблоки  
Оладьи   Помидоры  
Запястья   Мандарины  
Килограммы   Гектары  
Туфли   Цыгане  
Места   Басни  
Башкиры   Деревни  
Облака   Баклажаны  
Чулки   Коррективы  
Носки   Таджики  
Блюдца   Грузины  
Ущелья   Армяне  
Ботинки   Донья  
Сумерки   Кулуары  
Вафли   Монголы  
Валеты   Брелоки  

Задание 10. Спишите, заменяя цифры словами.

1. Сумма 3891 и 93 равна 3984. 2. От 526 отнять 248. 3. Около 3793 (километр). 4. По сравнению с 1990 (год). 5. Из 1600 вычесть 318. 6. К 700 прибавить 189. 7. Более 100 (люди). 8. В 90 (метр) от парка. 9. Нашли древний клад с 16500 (монеты), 895 (украшения) и 318 (глиняные черепки). 10. Новая фирма расположилась на 256471 га.

Задание 11. В каких словосочетаниях нарушены нормы употребления числительных?

Трое солдат – три солдата, четверо девушек – четыре девушки, семеро козлят – семь козлят, двое профессоров – два профессора, к обоим друзьям, к двум друзьям, к обоим соседкам – к обеим соседкам, о тысяче мелочей – о тысяче мелочах, с тысячей солдат – с тысячью солдат, в полтораста метрах – в полутораста метрах.

Задание 12. Образуйте вариантные формы глагола 3-его лица единственного числа от следующих инфинитивов. Чем различаются эти формы? Как называются такие глаголы?

Капать, метать, брызгать, кудахтать, махать, плескаться, рыскать, двигать.

Задание 13. Образуйте формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени от следующих инфинитивов. Как называются такие глаголы?

Очнуться - ___________, ощутить - ______________, сквозить - ___________, убедить - _____________, чудить - ____________, победить - _____________, дерзить - ______________, пронзить - ____________.

Задание 14. Образуйте форму со значением повеления от глагола «ехать». Запишите ее.

Ехать - _____________________________________________________________

Задание 15. Проверьте свою грамотность, вставив пропущенные буквы и знаки препинания в следующие цитаты.

1. Опред..лить темп речи может каждый.

Воз…мите любой текст отсчитайте 300-400 слов и произнесите их. По часам отмер…те сколько времени нужно для произнесения данного отрывка.

Если вы произнос..те менее ста слов в минуту ваша речь слишком медле…а. Если вы говорите более 120-130 слов (в) минуту да (к)тому (же) (не)четко произносите (не)владеете интонацией вам рекомендуется снизить темп речи.

(Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова)

2. Голова наполне…ая отрывочными бе…связными знаниями похожа на кладовую в которой всё в бе…порядке и где сам хозяин (н…)чего не отыщ…т голова где только система без знания похожа на лавку в которой на всех ящиках есть надписи а в ящиках пусто

(К.Д. Ушинский).

3. Человек считавшийся грамотным 20-30 лет (на)зад может оказаться (не)грамотным сегодня. Жизнь (на)столько стремительно меняется и усложняется что прежние критерии грам…тности как выяснилось уже не подходят. Для поноце...ного существования в совреме…ном мире (не)обходима (во)первых так называемая функциональная грам…тность.

Общество (не)ожида…но столкнулось с тем что огромное ко…личество его членов умея читать и писать оказалось (не)приспособле…ным к жизни. Функционально (не)грамотные люди нередко оказываются бе..помощными в быту когда нужно разобрат…ся в инструкции к прибору в деловом документе таком например как страховой полис.

(Во)первых (не)достаточный уровень грам…тности общества это прямая угроза демократии разумному и гумма…ному обществе…ному устройству. Если понятийный а…парат которым владеет человек (не)достаточно широк этот человек не в состоянии разобрат…ся в политических програ…мах а значит (с/з)делать правильный выбор.

Итак в наше время «грам…тный человек» означает «человек высокообразова…ный».

(По С. Тангянц)

4. Ра…казывают что однажды к Демосфену пришел человек и попр…сил выступить на суде в его защиту ра…казав как жестоко его и…били. Но ты (ни)чуть (не)пострадал от этого - сказал ему Демосфен. Это я(то) (ни)чуть (не)пострадал? – в…кричал во весь голос тот человек. Вот теперь ответил Демосфен клянусь Зевсом я ра…лышал голос оскорбле…ого и пострадавшего.

Вот сколько убедительности считал Демосфен пр…дает словам тон и манера исполнения.

5. В науке мы все подобны детям игра…щим в кам…шки на берегу между тем как великий океан (н…)ведомого прост…рается перед нашими глазами. Нет (н…)чего более дост…верного чем то что мы только теперь начали делать первые шаги на пути познания ч…дес нашего мира

(И. Ньютон).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: